- Выключить коронавирус

Специалист по дружбе народов

Сергей Собянин рассказал, когда будут приняты новые решения по снятию ограничений

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 6 июня

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Победившие смерть: как долгожители боролись с коронавирусом и выжили

Эксперт объяснил, почему нужно переходить на кнопочные телефоны

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Диетолог назвала самый опасный суп для сердечников и гипертоников

«Сто русских с битами в Бруклине»: американцы рассказали о реакции на погромы в США

Один звонок может спасти чью-то жизнь

Штраф или воспитание: что заставит пешеходов отказаться от смартфонов

Экономика или здоровье людей: Познер объяснил, что важнее для России в период пандемии

Врач объяснила, как бороться с метеозависимостью

Экономисты озвучили сроки восстановления доходов россиян

Врач предупредил об угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Назван уровень летальности для нормализации ситуации с COVID-19

Специалист по дружбе народов

Разумеется, подобные учебно-методические центры необходимы

ФОТО: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

На базе вузов пора создать учебно-методические центры, которые должны заняться подготовкой кадров в сфере национальных отношений. К такому выводу пришли участники Совета по межнациональным отношениям и работе с религиозными объединениями, что действует при Совете Федерации. Нужны ли подобные центры в Москве? «Вечерка» предложила ответить на этот вопрос экспертам.

Изобретаем Велосипед

Елена Омельченко, директор центра межнационального образования «Этносфера» Мне кажется, подобные центры не нужны:

— По крайней мере в Москве. В наших вузах — например, Государственном университете управления — они уже есть. Да, эти центры называются по-разному, имеют разную структуру, но они готовят специалистов как раз в области межнациональных отношений. Еще в прошлом году Министерством труда и социальной защиты утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений». Специалист, который этому стандарту соответствует, должен решать задачи, «направленные на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение и поддержку этнокультурного и религиозного многообразия народов Российской Федерации, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия». Сейчас, мне кажется, задача — не создавать новые, а эффективно использовать уже имеющиеся центры. Учителя и чиновники разных уровней, имеющие дело с людьми разных национальностей, должны либо краткосрочно повышать свою квалификацию в этой сфере, либо учиться новому дистанционно. Главное — чтобы обучение не носило формальный характер.

Важно научить Управленцев

Игорь Кузнецов Ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН:

— Наш вуз принимал участие в разработке профессионального стандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений». Для чего он был создан? Дело в том, что в каждом регионе страны есть ведомство, отвечающее за развитие межнациональных отношений. И этому ведомству нужны профессиональные кадры. Ведь чиновники — люди государевы: какую сферу деятельности государство определит, туда и идут. И бывает, что человек сегодня занимался финансами или, скажем, образованием, а сейчас — межнациональными отношениями. Это нормально, но чтобы в какой-то сфере работать, ее необходимо хорошо изучить. Тем более такую непростую сферу, как межнациональные отношения. К тому же мы, ученые, постоянно проводим исследования в разных регионах на эту тему и, разумеется, пишем чиновникам доклады. Так вот: профстандарт нужен еще и для того, чтобы язык социологов понимать и, соответственно, по результатам исследований принимать взвешенные решения.

Неясно, кто встанет за кафедру

Алексей Рощин, социальный психолог:

— Разумеется, специалисты в сфере межнациональных отношений необходимы. В СССР все было понятно: есть советские люди, которые вместе строят коммунизм, у них одинаковые ценности, одинаковые взгляды, и вообще у нас интернационализм. А сейчас мы разошлись по «национальным квартирам» плюс стал разделять религиозный фактор. Мирно сосуществовать в таком городе, как Москва, где живут представители более ста национальностей, стало проблематичнее.

С другой стороны, совершенно неясно, кто и как станет готовить специалистов в сфере межнациональных отношений. Разве у нас достаточно ученых и практиков, владеющих этой темой? Мне кажется, их остро не хватает. Второй момент: чему именно учить? Тоже пока неясно. Мне кажется, перед тем, как начать готовить подобных специалистов, следует провести ряд глубоких социологических исследований и выявить особенности хотя бы наиболее крупных народов и национальностей, населяющих Россию и Москву. Потому что люди действительно очень разные. У кого-то, например, многоженство — норма.

А для кого-то это совершенно неприемлемо. У многих народов отличается отношение к еде, личной гигиене, религиозным ритуалам — есть масса нюансов. Так вот: сначала нужно их выявить. Затем — начать готовить специалистов, экспертов по культуре разных народов и особенностям взаимоотношений между ними. А уж те, в свою очередь, будут готовить новых.

Сначала надо подготовить Преподавателей

Ольга Чернышева, начальник Управления развития государственного управления МГУУ правительства Москвы:

— Если профессиональный стандарт «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» принят, значит, специалистов по этому профилю нужно готовить. Причем как в рамках бакалавриата, так и в рамках магистратуры. Насколько я знаю, к этому готовы уже и МГУ, и Московский государственный педагогический университет. Но тут есть важный нюанс. Много специалистов этого профиля просто не нужно. Поэтому, я считаю, их необходимо готовить в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление». Ведь чиновники должны уметь понимать суть проблемы отношений между людьми разных национальностей и уметь решать возникающие конфликты. Читать теоретические курсы — например, социологию и политологию, могли бы обычные преподаватели. А вот курсы по решению конфликтов — практики. Например, чиновники, которые давно работают в этой сфере. Ведь у них много опыта! При этом, конечно, в вузах параллельно необходимо открывать и центры по подготовке кадров в сфере межнациональных отношений. Эти центры могли бы давать уже не профильное, а дополнительное образование. Например, своего рода курсы повышения квалификации для управленцев разных уровней.

Есть «мелочи», которые решают практически все

Юрий Московский, председатель комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при правительстве Москвы:

— Разумеется, подобные учебно-методические центры необходимы. Я бы открыл их в МГУ, МГИМО, РУДН, Московском педагогическом и других ведущих столичных вузах. Ведь есть же у нас система дополнительного образования. Структуры, где обучают специалистов по межнациональным отношениям, в эту систему необходимо аккуратно ввести. В учебно-методических центрах могли бы получать образование люди, которые постоянно имеют дело с людьми разных национальностей. А именно — чиновники, сотрудники полиции и вообще правоохранительных органов, представители СМИ. Иначе у нас так и будут повторяться ситуации, как в конце 1980-х в СССР. Когда возник армяно-азербайджанский конфликт, из Москвы приехал член ЦК КПСС — «разруливать» ситуацию. Он усадил стороны конфликта за стол переговоров и сказал буквально следующее. «Друзья, я не понимаю, а что вам делить? Ведь все вы кавказцы, все мусульмане...» Чиновник даже не догадывался, что христианство появилось в Армении еще в I веке нашей эры, почти за тысячу лет до того, как крестилась Русь. Он просто не знал, что армяне — христиане, но взялся решать «все вопросы».

Таких ситуаций, конечно, нужно стремиться избегать — особенно в многонациональной стране и многонациональной Москве. Для этого и нужны дополнительные знания.

Да, часть вопросов, касающихся межнациональных отношений, освещают еще в школе — на уроках истории, географии и в рамках изучения других предметов, но мало кто помнит, чему нас учили в школе. Поэтому, на мой взгляд, необходимо как вспоминать старое, так и учить новому. Особенно если учесть, что ситуация с межнациональными и межконфессиональными отношениями не стоит на месте — она развивается. И знать нюансы — необходимо. В чем разница между шиитами и сунитами? Между православными и католиками? В определенных ситуациях эти «мелочи» (как считают многие) могут играть решающую роль.

РЕПЛИКА

Александр Назаров, Профессор кафедры общественных связей и медиаполитики РАНХиГС:   

Конечно, такие специалисты нужны. Ведь от 40 до 60 процентов мигрантов, прибывающих в Россию, едут через Москву. И с ними чиновникам нужно уметь взаимодействовать.

Читайте также: Сергей Собянин: Интересы жителей превыше всего

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

100431 +3073 (за сутки)

Выздоровели

193061 +1992 (за сутки)

Выявлено

2864 +58 (за сутки)

Умерли

Михаил Бударагин

Пушкин забыт. И что с того

Алиса Янина

Беда за Полярным кругом

Виктория Федотова

У беспорядков детское лицо

Анатолий Горняк

Зачем вы, девушки, узбеков любите?

Екатерина Рощина

Бедный, бедный Йосик

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Молитесь об усопших

Леонид Ольшанский, адвокат

Не платите за воздух

Цветочный микс и съедобная клумба

Аттестат без ЕГЭ

Умные технологии. Как электронные сервисы меняют жизнь людей

Эксперты рассуждают, нужно ли подросткам следить за питанием