Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Почему россияне считают, что раньше было жить лучше

Общество
Почему россияне считают, что раньше было жить лучше
Юные горнисты. Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» имени В. И. Ленина. 1975 год / Фото: Вячеслав Рунов / РИА Новости

В свое прошлое оглядывается все большее число россиян. И мы тут совсем не исключение — бум на ностальгию по былым временам охватил весь мир. Почему мы так упорно считаем, что раньше трава была зеленее, а жизнь лучше?а

Не так давно 12-летняя дочь подруги, посмотрев подряд несколько советских фильмов («В бой идут одни старики», «Приключения Электроника», «Иван Васильевич меняет профессию»), мечтательно вздохнула: «Как бы я хотела жить в Советском Союзе!» Ответом на недоумение родителей (с чьей подачи, собственно, и приключился этот ретропросмотр) было мечтательное: «Там была такая счастливая жизнь!» Откуда у Маши советская грусть, мама с папой так и не поняли: в школе у ребенка все в порядке, подружек завались, родственники в девочке души не чают, в общем, никаких тебе фрустраций, рефлексий и прочих сублимаций — психологи шагают мимо.

В отличие от социологов. Эти уже который год фиксируют у россиян нарастающую ностальгию по доперестроечному прошлому. По их данным, позитивно оценивают советскую действительность сейчас 54 процентов россиян, называя среди главных качеств тогдашней власти близость к народу (29 процентов), силу и прочность (25 процентов) и справедливость (22 процентов). Причем ностальгируют по временам Союза 66 процентов россиян (это данные уже другого исследования) — больше половины из них объясняют ностальгию разрушением единой экономической системы, а свыше трети — потерей чувства принадлежности к великой державе и возросшим взаимным недоверием и ожесточенностью в обществе. Понятно, что сильнее всего умиляются прошлому люди 55+ (у них индекс ностальгии по СССР выдает 170 баллов из 180 возможных). А вот то, что молодняк 18–24 лет набрал по тому же показателю 85 баллов, если честно, удивляет. По логике там должен быть чистейший, незамутненный в своем безучастии ноль, а ведь поди ж ты...

Это заразно

Поймав однажды тренд (1996 год, «Старые песни о главном»), всевозможные массовики-затейники остаются верны ему до сих пор. И чувствуют себя прекрасно: сериалы о жизни при Советах неизменно спасают эфиры от игнора, фильмы про нее же одаривают продюсеров звонкой монетой, а ремейки любимейших народных комедий хоть и заставляют публику дружно плеваться, но тоже свою копеечку приносят — ведь прежде чем плевать на что-то, это все-таки смотрят. Прошедшие зимние каникулы тоже отметились ретроэфирами. Причем не только традиционным валом старых отечественных картин, но и массой научпопа о жизни в СССР — об архитектуре, промышленности, сельском хозяйстве, спорте… Кстати, спорт вообще отличился — 5 января Матч ТВ анонсировал финал молодежного ЧМ по хоккею (играли наши с Канадой), а показал... игру 2011 года, где в отличие от нынешней Россия победила. Тоже как бы ностальгия.

Не отстают от теле- и киноразвлекателей и другие. Закусочные, рестораны и пищевые производства, организаторы квестов и музеев, модельеры, создатели ширпотреба и бог знает кто еще нещадно эксплуатируют тему жизни по-советски, неизменно получая свой профит.

И одной лишь Россией дело не ограничивается. Такой же бум ностальгии по прошлому переживает весь мир — мода на винтажные вещи и впечатления держится уже несколько десятилетий и сдавать свои позиции не собирается. Психологи говорят, что причина — в извечной нашей тяге к идеализации прожитого.

— Это было всегда. Люди вспоминают былое, выстраивая из него нечто исключительно позитивное. Прикасаясь к собственной молодости, свежести восприятия, ярким эмоциям, мы черпаем там ресурсы и эмоциональное подкрепление для жизни тут, — говорит психолог, профессор МРСЭИ Дмитрий Смыслов. — У меня давно выработалось правило: когда я кого-то фотографирую, никогда не показываю человеку снимок сразу. Лишь по прошествии нескольких недель. И фото всегда нравится. Но стоит мне его показать сразу, тут же начинается самокритика: прическа не та, поза не та, выражение лица какое-то глупое и т.д. То есть даже в таких пустяках люди больше нравятся себе в прошлом, чем в настоящем.

По мнению психолога, все дело в боязни ответственности:

— Это как с обидой. Тот же механизм. Когда мы держим обиду на какого-то человека, мы считаем, что весь происходивший с нами негатив связан с его плохими поступками. Если бы не он, все бы было по-другому. А значит, ничего делать не надо, ты знаешь, кто виноват. Настоящее — это всегда активность, ответственность и необходимость самому менять свою жизнь, отвечать за нее. А прошлое уже случилось, в том подкорректированном идеализированном мире безопасно и спокойно, там можно отдохнуть, отключиться от настырной повседневности и... наконец-то ничего не делать. Как способ релаксации уход в прошлое хорош, но злоупотреблять им не стоит — заиграешься. Этим, кстати, часто страдают историки, которые в силу профессии вынуждены с головой уходить в прежние эпохи. У меня есть знакомый, эмигрировавший из СССР еще в начале 90-х. Он специалист по XVIII веку. На новой родине общается в основном на немецком и английском. Недавно дал прочесть электронную версию своей новой книги — на русском. Она оказалась написана языком XVIII века! Пришлось мне адаптировать ее на современный лад…

Ну, с историками и прочими реконструкторами понятно — они на прошлом собаку съели. С ностальгией по собственной юности тоже разобрались — в той траве, что зеленее, можно классно отдохнуть. Но как быть с молодыми, массово ностальгирующими по эпохам, в которых не то что они — их родители под стол пешком ходили? Сообществ такого рода в сети сейчас вал. И почему не было подобного ажиотажа по прошлому раньше? Ведь не тосковали мы в 80-е по временам Хрущева! В индивидуальном порядке — по ушедшей юности — может, кого-то и накрывало. Но вот массово…

— Наше общество серьезно отличается от общества 70–80-х годов, — говорит Смыслов. — Мы ушли в цифру и быстрые контакты, оперируя при этом огромными массивами информации, которая распространяется на огромных скоростях. В итоге чей-то ностальгический пост может за короткое время запросто вызвать эффект заражения у миллионов людей по всей планете. В социальной психологии это называется циркуляцией. Происходит круговращение этих состояний, их усиление и в итоге превращение в некую тенденцию. Ну а маркетологам остается лишь оперативно отвечать на запрос общества.

Назад в утробу

У маркетологов, впрочем, есть свое объяснение мировой эпидемии.

— Есть четкое ощущение (и особенно сильно оно чувствуется у миллениалов) абсолютной потери ориентиров, связанных с будущим, — говорит Екатерина Петухова, маркетолог и бренд-менеджер нескольких компаний. — Это определяет все, что происходит сейчас в политике, в бизнесе, в среде потребителей. И это наблюдается во всех странах. Социологи проводят все больше исследований, пытаясь понять, чем живут и чего хотят новые поколения. И во всех звучит одна четкая мысль: в отличие от 60-х, когда после полета Гагарина все знали, что завтра будет лучше, чем вчера, сегодня такой уверенности ни у кого нет. Посмотрите все фильмы о будущем, которые выходят сейчас. Везде фигурирует некое ощущение утраты, мысль, что завтра будет по-разному, но определенно хуже.

Все эти настроения, по словам Екатерины, еще больше загоняют человечество в мечты о прошлом:

— Они породили очень важный тренд — так называемую ретротопию (по аналогии с утопией): уютно и уверенно можно чувствовать себя лишь в прошлом, более того, это прошлое еще можно переписать и вспомнить из него только то, что близко и приятно. Каждое поколение выбирает тот вариант прошлого, который ему ближе. Есть мода на 90-е, причем среди очень молодого поколения. Есть неизменная успешность «Дискотеки 80-х» у других поколений. И уже даже есть ностальгия по нулевым —у поколения Z.

Из-за чего мы так потерянно смотрим в будущее и так хотим «назад в утробу»? Проблема —в утрате ориентиров, уверена маркетолог:

— Все характеристики нынешних комьюнити (интернет-сообществ людей со сходными интересами — «ВМ») и те большие темы, которые их объединяют, по большей части воображаемые. Именно поэтому все попытки нащупать сегодня национальную идею терпят фиаско —общество разбрелось по этим комьюнити, больших идей больше нет. В культурологии есть такой термин «метанарратив». Это идеология, которая навязывает обществу и культуре определенный мировоззренческий «кейс». По сути —смысл жизни, в котором существует и развивается конкретный человек или общество. Сейчас все метанарративы мертвы. Но раньше, когда они существовали, людям было легко почувствовать свою устойчивую идентичность: в СССР все были прежде всего советскими гражданами и уже потом — конкретными личностями. Сегодня такого уже нет, и вопрос идентичности размывается все больше и больше. Вы же видите, что происходит: уже даже появилось невероятное количество определений пола: трансгендеры, андрогины, бисексуалы, люди традиционной ориентации, люди нетрадиционной ориентации... Раньше их было два, а теперь «это деликатная и сложная тема», которая абсолютно отражает сегодняшний мир, в котором человек не может себя определить как-то односторонне. Он одновременно является всем и ничем, одновременно входит в бесконечное количество комьюнити и не принадлежит ни одному из них.

Именно поэтому, сетует Екатерина Петухова, так сложно поймать нас в свои сети нынешним маркетологам и политтехнологам:

— Проще всего почувствовать метанарративы в связи с политикой, ведь это тоже брендирование с ориентацией на массы. Помните, как выстраивались коммуникации вокруг Бориса Ельцина? Это был такой царь-батюшка, близкий всем. Когда пришел к власти Путин, люди, которые отвечали за его избирательную компанию, долго думали, как правильно его представить, искали темы, которые бы объединяли всех людей в России. Безусловно, это была Великая Отечественная и 9 Мая. Так появился образ Штирлица — человека, спасающего Россию, живущего в окружении врагов, говорящего на немецком языке с немцами и воюющего против всего плохого за все хорошее...

Но если подумать, уверена Екатерина, можно нащупать объединяющие всех темы и в нынешней жизни:

— Есть три вещи, волнующие сегодня всех очень глубоко, и самые успешные коммуникации построены именно на них. Первая — свобода и безопасность: насколько мы готовы жертвовать своей свободой ради того, чтобы чувствовать себя в безопасности? Очень много сейчас дискуссий на эту тему. Вторая — тема гнева и насилия: все борются со всеми (мужчины с женщинами, Россия с США, митингующие с теми, кто на митинги не ходит, и так далее). Третья тема — экология. Она последние шесть-семь лет очень широко муссируется в философских кругах, как до этого муссировались темы гендера и феминизма. Но в отличие от них она несет позитивный заряд, ведь человек чувствует, что он делает что-то хорошее, очищая планету. Я думаю, это та идея, с которой действительно можно и нужно работать, то, что будет в ближайшем будущем иметь самое широкое распространение и контекст.

Ну что ж, объединиться для спасения планеты — цель явно не самая плохая. По крайней мере, она уж точно устремлена в будущее, а не в прекрасное, но безвозвратно ушедшее далеко.

ВСЕ В ГОЛОВЕ

Голландские и китайские ученые обнаружили связь между ностальгией и ощущением физического тепла. Как оказалось, это ощущение могут вызывать песни юности. Кроме того, по статистике ностальгические настроения чаще наблюдаются в холодные дни. Эти факты заставили ученых предположить, что ностальгия, возможно, имела какую-то эволюционную ценность для наших предков, помогая им выживать в суровых условиях. А японцы выяснили, что при просмотре своих детских фотографий у нас активизируются области мозга, отвечающие за воспоминание и чувство вознаграждения.

ИСТОКИ

Впервые ностальгию описал Гомер в «Одиссее» — в эпизоде возвращения главного героя в Итаку после Троянской войны. Медицина — в лице швейцарского врача Йоганнеса Хофера — описала это состояние в 1688 году, определив его как «неврологическое заболевание, возникшее из-за демонических причин». Для лечения (впрочем, безуспешного) использовались пиявки, очищение желудка и даже запугивание. Лишь в 1979 году ностальгию стали считать сентиментальным стремлением к людям, местам или ситуациям, которые делали нас счастливыми в прошлом.

КУЛЬТ РЕТРО

Одной из первых подсадила планету на винтаж английский дизайнер Лора Эшли (1925–1985). Начав в 1953 году с набивных платков, салфеток и полотенец, выполненных в стилистике эпохи Джейн Остин, она очень быстро создала альтернативную моду, которая культивировала ностальгию по викторианскому золотому веку. Бренд жив до сих пор, ему принадлежит более 700 магазинов по всему миру, в которых можно купить одежду, аксессуары, предметы интерьера и мебель. Годовой оборот компании — 189 миллионов долларов.

Читайте также: Как в людях уживаются агрессия и сентиментальность

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.