История дуэлей в России: когда состоялась последняя и почему Грибоедов стал писателем
История дуэлей берет свое начало в Италии, что неудивительно: итальянские мужчины горячи и вспыльчивы. Но и русским в этом смысле есть чем похвастаться.
Стрелялись и дрались на саблях и шпагах в России часто и много — на протяжении трех столетий. И никакие царские указы и запреты не могли остановить дуэльные поединки. По своей сути история русской дуэли — это история взлета и падения российского понятия о достоинстве. Видимо, именно поэтому истории о защите своей чести, в век тотальной толерантности и судебных тяжб, приобретают ореол особой романтичности.
Несколько лет назад в Иркутском драмтеатре имени Охлопкова при полном аншлаге состоялась премьера спектакля «В квадрате чувств». Не бог весть какое событие мирового значения, но общественность бурлила — ведь местный журналист Александр Баталин написал пьесу, фабулой которой выступило реальное событие, произошедшее в Иркутске в 1974 году и фактически превратившееся в городскую легенду. Это была история классического любовного треугольника — муж, жена, любовник, — выход из которого был найден одним из мужчин с помощью дуэли. И самое важное, все это происходило в СССР, в самый разгар стабильной брежневской эпохи. Особенно интригует, что главным героем этой драмы выступал известный актер театра и кино, народный артист России Виталий Зикора.
— Вокруг этой истории столько ерунды, — рассказал «Вечерке» Виталий Григорьевич. — Каждый как хочет, так и интерпретирует эту историю.
И рассказал нам как было.
У молодого актера иркутского ТЮЗа Виталия Зикоры был друг. Настолько близкий, что, когда того выгнали из общежития, Виталий взял его к себе и выделил в квартире отдельную комнату. К тому времени у актера уже была семья — жена и сын. Да и друг тоже решил обзавестись семьей и даже женился в костюме Зикоры, поскольку был студентом и лишних денег у него не имелось. После свадьбы свою молодую жену он тоже привел в квартиру Виталия. Вскоре семьи случилось пополнение — родилась дочь. Но две семьи — актера и его друга-студента — продолжали жить вместе, в одной квартире.
— А теперь представьте, пришел я как-то домой и застал друга своего в постели с моей женой. Я в тот момент в состоянии аффекта был — бросился на кухню за ножом. А пока бежал, задел провод от стиральной машины — она была включена. Произошло замыкание, свет погас. Пока искал в темноте нож, жена с любовником уже убежали, — рассказывает актер.
Сына Зикоры дома не было, а актеру необходимо было уехать на гастроли.
— Когда вернулся в город, друзья подсказали, где сладкая парочка находится. Я собрался, поехал к ним. Жене сказал: «Вот тебе деньги, заберешь сына, и чтобы ноги твоей в моем доме больше не было». А ему говорю: «Мордобой — это слишком слабо для такого дела. Мы должны по-другому решить этот вопрос», — вспоминает Зикора.
Место дуэли Виталий Зикора выбрал в Центральном городском парке. На следующий день, сложив в рюкзак охотничье ружье и патроны с картечью, вышел из дома.
— Я его на остановке ждал. Ну, милиция, конечно, уже обо всем знала — он всем друзьям рассказал, а они доложили куда надо, — говорит Зикора. — Обложили все точки, где мы могли встретиться. Но как только троллейбус подошел к остановке и он вышел, я его тут же обратно впихнул и вслед за ним вошел. Говорю: «Поедем до Лисихинского кладбища». На кладбище они кидали монету — кому первым стрелять.
— Три раза кинули. Дважды выпала моя сторона. Значит, первым стрелять должен был я. Отмерил 27 метров. Прикинул, расстояние нормальное. А он так до конца и не верил, что это все всерьез. Хотя его друзья предупреждали, что у меня такой характер — если что-то для себя решил, то обязательно это сделаю.
И он сделал то, ради чего пришел на дуэль, — выстрелил. А потом раненого и окровавленного бывшего друга взвалил на себя, донес до дороги, остановил машину, отвез в больницу, а сам отправился в милицию — сдаваться.
Почти год, пока шли следствие и суд, Зикора просидел в камере предварительного заключения. После судебного процесса, который приговорил его к четырем годам заключения, была тюрьма. А затем свобода по УДО (условно-досрочное освобождение — прим. «ВМ»). За это время история дуэли на Лисихинском кладбище обросла слухами и несуществующими подробностями. И конечно, приобрела в глазах рядовых обывателей особый романтический статус. Людям нужны благородные герои, готовые отстаивать свои честь и достоинство. И они нашли такого человека...
Возвращение в родной ТЮЗ Виталия Зикоры город встретил с ликованием, на спектакли с его участием билетов было не купить. Да и первая же роль, которая ему досталась после освобождения, была под стать его легенде — д’Артаньян в «Трех мушкетерах».
А затем был переезд в Москву, работа в МХАТ им. Горького и театре «Ленком» у Марка Захарова. И работа в кино, которая не прекращается по сей день. А также слава единственного дуэлянта Советского Союза.
ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС
Дуэльных условий было множество, а о деталях договаривались секунданты непосредственно перед поединком.
До наших дней дошло несколько непреложных правил дуэлей:
— опоздать на дуэль более чем на 15 минут означало признать поражение;
— оружие выбирал вызванный на дуэль участник. До ХVIII века пользовались, как правило, шпагами или рапирами, позднее в ход пошли пистолеты;
— чаще всего дуэли проводились между двумя соперниками, но бывали и четверные, и даже шестерные поединки, в которых участвовали и секунданты;
— стреляться можно было по-разному: из-за спины, через платок, через плечо;
— расстояние между дуэлянтами могло составлять от 10 до 30 шагов и обговаривалось заранее.
ПЕРЧАТКА БРОШЕНА. ЗА ВАМИ ВЫБОР ОРУЖИЯ, СУДАРЬ!
ОПАСНЫЙ ПЕРФОРМАНС
Осенью 1917 года в Одессе случилась последняя в Российской империи дуэль. Главными ее героями стали молодые и эпатажные литераторы — 20-летний Валентин Катаев, которому через десятилетия предстоит стать маститым классиком советской эпохи, и будущим поэтом-эмигрантом Александром Соколовским. Дуэль, как и водится, по всем законам жанра случилась из-за женщины. Только вот имя ее история умалчивает.
— Стрелялись они на пистолетах ранним утром на Ланжероне — до первой крови, — рассказал «Вечерке» Сергей Шаргунов, журналист, писатель, автор книги «Катаев», вышедшей в серии «ЖЗЛ». — Якобы третьим выстрелом Катаев был легко ранен, и дуэлянты отправились обмывать событие. Правда, следов ранения, если оно и было, не осталось. По крайней мере сын Катаева ничего такого не видел. Но вот следы самой дуэли есть в разных текстах — у поэта Леонида Ласка вышла серия эпиграмм «Бескровная дуэль», а также в беллетризованных мемуарах «Черный погон» одессита Георгия Шенгели.
Шаргунов ссылается на слова сына писателя Павла, который рассказывал, что дуэль, говоря современным языком, была устроена больше как перформанс. Так по крайней мере рассказывал ему об этом отец.
ЗА ДЕНЬ ДО СВАДЬБЫ
Считается, что последняя дуэль в Европе состоялась в Париже — 21 апреля 1967 года. Причиной стали политические разногласия: в пылу дебатов и споров лидер французской голлистской партии Рене Рибьер назвал главу фракции социалистов Гастона Деффера «идиотом», и оскорбленный потребовал сатисфакции.
Дрались на шпагах, в окружении фото- и телерепортеров. Гастон Дефер, который был на 11 лет моложе соперника, дважды ранил Рибьера, и секунданты, среди которых был отец будущего кандидата в президенты Франции Марин Ле Пен, остановили поединок. Рибьер был признан побежденным, но нисколько не расстроился, а пошел готовиться к свадьбе, которая у него состоялась на следующий день.
НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ПИАНИСТА
12 февраля 1817 года на Волковом поле в Санкт-Петербурге стрелялись два графа — Василий Шереметев и Александр Завадовский. Причиной ссоры стала 18-летняя танцовщица Дуня Истомина. Секундантом со стороны Шереметева был некто Якубович, а со стороны Завадовского — его друг, дипломат и отменный музыкант Александр Грибоедов. Шереметев промахнулся, а Завадовский — нет. Через пять месяцев, шокированный смертью друга, Якубович решил за него отомстить и вызвал на дуэль Грибоедова. И не промахнулся, отстрелив дипломату и музыканту фалангу мизинца.
«Не будешь больше пианистом!» — съязвил после дуэли Якубович. Действительно, Александр Грибоедов играть на фортепьяно больше не смог. Пришлось взяться за перо и написать пьесу «Горе от ума».
ЭПАТАЖНЫЙ ПОЕДИНОК
Склонны поэты к эпатажу.
5 декабря 1909 года на Черной речке в Петербурге, именно там, где стрелялись Пушкин и Дантес, встретились на дуэли Николай Гумилев и Максимилиан Волошин. Повод был весьма комичный — Волошин и его хорошая знакомая Елизавета Дмитриева опубликовали под псевдонимом Чарубина де Габриак несколько произведений, которые всех привели в восторг. Влюбчивый Гумилев уже заочно увлекся страстной испанкой-поэтессой, а когда узнал, что за этой фамилией прячется его бывшая симпатия Дмитриева, устроил Волошину натуральную истерику с пощечиной и вызовом на дуэль. Кадровый военный Гумилев был уверен, что легко справится с противником, но так разозлился на соперника за опоздание (тот по пути потерял калошу и долго ее искал), что разволновался и промазал. Волошин в ответ выстрелил в небо. После этого поэты помирились и поехали кутить. По мнению известного писателя, поэта, публициста и литературного критика Дмитрия Быкова, это самая интересная и примечательная дуэль, случившаяся среди литераторов. По крайней мере в ХХ веке.
«Остальные не стоят особого внимания», — сказал писатель в разговоре с журналистом «Вечерки».
РОМАНИСТ–МАЗИЛА
Согласно легенде, известному авантюристу, писателю Александру Дюма-отцу однажды пришлось участвовать в дуэли, участники которой должны были тянуть жребий, и тот, кому он достанется, должен был застрелиться. Жребий вытянул писатель.
Он взял заряженный пистолет и, уйдя в соседнюю комнату, закрыл за собой дверь. Раздался выстрел. Через несколько секунд дверь открылась, Александр Дюма вышел из комнаты здоровый и невредимый и заявил: «Господа, я стрелял, но промахнулся».
Читайте также: «В машину попали две фугаски»: сотрудники Росгвардии рассказали, как прошли войну в Афгане