Выходим на экспорт: миссия выполнима
17 крупнейших отраслевых выставок, 12 стран — так выглядит программа Московского экспортного центра на 2020 год. Сегодня МЭЦ является главным звеном в городской бизнес-экосистеме, обеспечивающим вывод столичных компаний на международные рынки. При этом организации удалось не превратиться в унылую бюрократическую машину, а стать ярким ньюсмейкером не только для российских, но и мировых СМИ. О секретах успеха и поддержке предпринимателей «Вечерняя Москва» побеседовала с гендиректором центра Кириллом Ильичевым.
— Кирилл Сергеевич, если судить по интересу прессы — и деловой, и глянца, и массовых газет, — вы практически стали персоной и открытием года для делового сообщества. Возглавляемый вами Московский экспортный центр стал более узнаваемым, эффектно вписался в инфополе. Вы это ощущаете?
— Ну в первую очередь надо поблагодарить PR-службу: ведь сколько офисов, о деятельности которых никто ничего не знает из-за отсутствия упоминаний в новостных лентах. А если серьезно, у нас собрана молодая увлеченная активная команда, которая понимает, что без открытости и умения находить общий язык с самыми разными людьми невозможно решать нашу главную задачу — помогать столичным компаниям выстраивать имидж на экспортном рынке. Мы должны задействовать все возможные ресурсы: не только городские медиаплощадки, но и агентства, СМИ диаметрально разных форматов. При этом, безусловно, кроме привлекательной формы нужно достойное содержание. Именно оно помогает сделать продвижение компаний МЭЦ по-настоящему успешным. Например, мы начали «выводить в свет» креативные индустрии Москвы, в частности фешен-отрасль. Пока она находится в состоянии разбросанных по городу крошечных островков модных производств, но если их состыковать друг с другом, поддержать, у Москвы есть реальный шанс войти в число мировых столиц моды. В прошлом году впервые в период проведения Недели моды в Париже мы организовали шоурум отечественных дизайнеров, и это событие было отмечено мировой прессой. Другим ярким инфоповодом стала первая выставка наших строительных компаний в ЮАР летом прошлого года, предвосхитившая в чем-то федеральную повестку и новое глобальное сотрудничество России с африканским континентом. Не могу не вспомнить и весеннее роуд-шоу московских медицинских компаний по выставкам Казахстана, Узбекистана и Киргизии, где наши участники стали самыми заметными экспонентами. Также в прошлом году впервые Москва представила свои кинокомпании на крупнейшем кинорынке American fi lm market, в Торонто.
— Не первый год эксперты дискутируют, по каким критериям оценивать эффективность работы различных ведомств. У вас на сайте четко прописана стратегическая цель: к 2025 году МЭЦ поможет обеспечить удвоение числа постоянных экспортеров, а также стоимость несырьевого неэнергетического экспорта по сравнению с 2016 годом. Удастся ли?
— Вообще, эти показатели взяты из Указа президента по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт», но мы действительно не стесняемся ссылаться на них применительно к МЭЦ, поскольку воспринимаем эти цифры как руководство к действию, а не теорию. Задачи глобальные, но пока нам удается выполнять намеченное, в том числе это касается количества компаний МСП (525), которые вышли на экспорт в 2019 году. Всего около двух лет назад у Московского экспортного центра не было ни своего офиса, ни полноценного штата сотрудников, а единственной программой поддержки бизнеса являлась программа для представления столичных производителей на международных выставках «Сделано в Москве». При этом на стенд удавалось собрать 3– компаний. Сейчас —конкурсный отбор на Made in Moscow не хуже, чем в ведущие вузы, заявителей оценивает комиссия с участием международных экспертов. А перед тем как отправиться за границу, представители предприятий проходят деловое обучение, для них заранее составляется насыщенная повестка, готовятся встречи с контрагентами. Так что динамика очевидна. И в целом программ у МЭЦ стало значительно больше. Проводятся отраслевые бизнес-миссии в страны ключевых рынков сбыта (ядро экспортеров сегодня составляют IT, медицина, высокотехнологичные компании, производители полезных продуктов). Открыта школа экспортера, где преподают базовые основы и специализированные курсы по экспортной деятельности. Запущены акселераторы со Сколковом и PwC: менторы работают с компаниями над их продуктом и помогают сформировать стратегию выхода на рынок.
— Одна из мер поддержки, которую вы предлагаете, — «золотые» аккаунты на Alibaba.com и других площадках электронной торговли. Какую именно помощь оказывает МЭЦ?
— Да, сейчас помимо выхода на Alibaba.com, ориентированной больше на китайский и азиатский рынки, мы предлагаем также Europages.com (Европа и арабские страны). Зачастую у компаний-производителей хромают компетенции по линии продаж, к тому же маркетологи привыкли работать на отечественном рынке и не знают тонкостей ведения бизнеса в разных странах, не владеют деловым английским (сейчас мы даже открыли экспресскурсы), не говоря о том, что успех на электронной площадке во многом определяется правильностью заполнения аккаунта и работы с ним. Конечно, все это по силам изучить самостоятельно, но потребуется много времени и финансов, МЭЦ помогает ускорить процесс и повысить эффективность продаж. Кстати, помимо товаропроизводителей сейчас доступ к площадкам получил и столичный бизнес в сфере услуг: москвичи предлагают юруслуги, турсервис для иностранцев, онлайн-обучение языкам.
— Многих предпринимателей пугает, что взамен на господдержку приходится готовить целый свод отчетностей…
— Если взять, допустим, участие в международных выставках, для нас главное — отчет о результативности мероприятия для компании (сколько встреч провели, есть ли соглашения), чтобы, во-первых, понимать эффективность поддержки МЭЦ, а во-вторых, видеть серьезную настроенность бизнеса. Все-таки это не туризм за счет городского бюджета, а программа по выводу на рынок экспортеров. Со своей стороны мы оказываем профессиональную поддержку компании и после поездки.
— Кстати, а почему бы в столичных магазинах не оборудовать фирменные отделы «Сделано в Москве»?
— Я уже давно изучаю эту тему, и был бы рад, пользуясь случаем, предложить такую идею для совместной реализации с торговыми сетями. Тем более Москве есть чем гордиться: здесь производят и молочную продукцию, и хлебобулочную, и мясную, и напитки, и косметику. Если честно, я сам целенаправленно выбираю в магазинах именно московские низкокалорийные десерты, а мой трехлетний сын обожает попкорн от столичной компании.
Читайте также: Поступления налогов по упрощенной системе в бюджет Москвы выросли на 18 процентов