Елена Лурье: Переделкино для Пастернака — место особое. Оно давало ему силу
Борис Пастернак любил Москву, в которой родился, однако почти треть жизни прожил на подмосковной даче в Переделкине. Музеем этот дом стал 30 лет назад. По случаю двойного юбилея — поэта и музея, носящего его имя, мы задали несколько вопросов научному сотруднику музея Елене Лурье.
— Елена, в каком году Борис Пастернак поселился в Переделкине?
— Борис Леонидович поселился в Переделкине в 1936 году. «По-видимому, я с этого лета получу под Москвой отдельную дачу в писательском поселке», — писал он родителям весной того года. Именно «получу», потому что дачи предоставлялись писателям в аренду, а находились они в собственности Союза писателей. Об этом важно сказать не только потому, что посетители музея нередко недоумевают, что гонимый властями Пастернак жил в таком «солидном» доме, но и потому, что долгая и непростая история создания музея непосредственно связана с тем, что дача Пастернаку не принадлежала.
В этот дом, гораздо меньший, на окраине поселка перебрался в 1939-м. И именно здесь, после почти десятилетнего перерыва, к Пастернаку вновь стали приходить стихи. Некоторые из них позднее войдут в цикл «Переделкино». В июне 1941 года, после встречи в Москве с Пастернаком, Ахматова записала: «Он сказал мне по телефону: «Я написал девять стихотворений. Сейчас приду читать». И пришел. Сказал: «Это только начало — я распишусь»»… Так что для Пастернака это место — особое, оно давало ему силы.И хотя писательские дачи были рассчитаны только на летний сезон — отопления не было, колонка во дворе — Пастернак одним из первых стал проводить на даче зиму. Топил печь, собирал хворост, до ноября ходил купаться на реку: холод закаляет!
— Святая святых дома — рабочий кабинет хозяина. И сразу поражаешься скромности обстановки…
— Пастернак был неприхотлив в быту. «Мне надо, чтобы жизнь держала меня в черном теле», — писал он сестре. Евгений Борисович, старший сын Пастернака, вспоминал, как приехал к нему в Переделкино: «В огромной пустой комнате на верхнем этаже стоял сколоченный из досок стол, за которым он работал… На табуретке стояла маленькая электрическая плитка, на которой он разогревал какую-то еду нам на ужин и кипятил чайник». Это воспоминания весны 1941 года. Но и после войны не многое изменилось в кабинете Пастернака. Вот за этим простым столом, который вы здесь видите, был написан «Доктор Живаго», переведен «Фауст». Рядом со столом стоит старинное бюро, купленное женой поэта Зинаидой Николаевной для мужа по совету врача: у Пастернака сильно болела нога — последствие детской травмы, и врач посоветовал ему работать стоя.
— Что приготовил музей к юбилею поэта?
— Начал работу наш большой проект, рассчитанный на весь 2020 год, — «Борис Пастернак. Топография судьбы». Он будет состоять из пяти выставок, посвященных местам, с которыми связаны важнейшие вехи в судьбе Бориса Леонидовича. Первая — о «пастернаковской» Москве, уже встречает посетителей. Дальше пойдут Германия, Урал, Грузия и Переделкино. Сопровождать выставки будут тематические вечера, творческие встречи и цикл фортепианных концертов. На чудесном «Бехштейне» будут звучать произведения Скрябина, Дебюсси, Рахманинова...
— А что представляет собой проект «Один день Пастернака»?
— Мы хотим к концу года, который объявлен у нас Годом Пастернака, собрать коллекцию видеороликов, иллюстрирующих какой-то день жизни поэта. То есть нужно в письмах Пастернака к родителям (они изданы) или в воспоминаниях современников найти что-то, датированное конкретным днем. И, назвав вначале день, месяц и год, прочитать, например, небольшой отрывок из письма или какое-то другое свидетельство, а потом отправить видео на наш адрес. Запись — в пределах двух минут. Ее можно сделать и в нашем музее, мы поможем. В конце года мы соберем видеоролики в общую «ленту» — и на YouTube. Должна получиться своего рода хроника жизни Пастернака.
Читайте также: Актер Вольфганг Черни: Я так хотел работать в России, что активно начал учить русский язык