Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Вирус беспечности: почему некоторые горожане игнорируют режим самоизоляции

Сюжет: 

Ситуация с коронавирусом
Общество
В первый день карантина в Москве горожане чувствовали себя расслабленно и беззаботно. Устраивали в парках посиделки с шашлыками
В первый день карантина в Москве горожане чувствовали себя расслабленно и беззаботно. Устраивали в парках посиделки с шашлыками / Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Цинизм некоторых горожан добавляет коронавирусу очков. Психологи говорят, что только сильный страх заставит легкомысленных людей отнестись к ситуации со всей серьезностью.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Сегодня некоторые психологи горько шутят, что это поговорка про коронавирус. Оценивая степень ответственного отношения горожан к распространению заразы, эксперты, занятые изучением общественных явлений и процессов, вынуждены признать — активность коронавируса пошла бы на спад быстрее, если бы этому не мешал другой вирус — легкомыслия и беспечности. Вспомним, как в начале первой выходной недели многие москвичи с радостью махнули компаниями на шашлыки, вместо того чтобы, как советовали эпидемиологи, оставаться дома. Словно не карантин в городе, а досрочные майские праздники.

— Многие относятся к сложившейся ситуации со скепсисом, — рассуждает социолог Алексей Рощин. — Как мы помним, сначала люди были склонны недооценивать опасность. Есть, конечно, интроверты, которым нравится находиться подальше от общества, но другим, и их большинство, такое заточение в тягость. Загнать их в коробку надолго не получится. Разве что очень сильным страхом.

Гуляли с детьми на площадках Гуляли с детьми на площадках / Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Действительно, страх — серьезный сдерживающий фактор и один из методов манипуляции массами. Другие два, как известно из социологии, это авторитет и убеждение. Они уже были использованы и понемногу теряют силу.

По мнению Алексея Рощина, сейчас как раз наступило время страха, который слегка подавил массовую беспечность. Когда с обращениями о «серьезности намерений коронавируса» к народу начали выступать лидеры — мэр Москвы Сергей Собянин, президент страны Владимир Путин, — на горожан напало некоторое оцепенение. Легкомысленные и беспечные люди прижали уши: «А вдруг и правда?» Но скорее всего, в этом состоянии общество продержится не долго.

Так уж устроен человек: для того, чтобы спасительный страх сохранялся достаточно долго, его, к сожалению, должна подогревать угрожающе страшная динамика распространения болезни. Но тогда общественные процессы могут вывернуться наизнанку: новая волна страха может обернуться массовой агрессией. Вплоть до того, что беспечно вышедшего на улицу человека могут забить камнями.

— Если в течение одной-двух недель распространение коронавируса не приобретет по-настоящему чудовищных размеров, думаю, оцепенение масс пройдет, и опять появятся настроения «была не была», — говорит Рощин. — Люди снова устремятся на улицу. Особенно если будет хорошая погода. В данном случае это фактор, который работает против карантина. Дело в том, что человек в принципе не может долго оставаться в состоянии напряжения. Известно, что во время войны солдаты, занявшие позиции на передовой практически перед смотрящими им в лицо дулами пушек, только в первые дни испытывали страх. Но чем дольше не начинались бои, тем больше бойцы расслаблялись. Доходило до разложения в войсках и братания с врагом.

Не будем забывать и про менталитет русского человека, закаленный кризисами, испытаниями и турбулентностью истории. Надеяться на «авось» — это часть нашей культуры, которая, к слову, по степени ответственности населения к ситуации поставила нашу страну где-то посередине между Китаем, который с коронавирусом справился довольно быстро, и западным миром, где он бушует намного сильнее, чем в России.

— У Китая 3000-летняя история жесткого государства, где людей на подсознательном уровне приучили выполнять приказы, — подчеркивает историк и политолог Дмитрий Журавлев. — А другая крайность — это Италия, Испания и США с принципиально иной культурой. Мы идем от китайского варианта, он же советский, но четверть века пытаемся от него отделаться, желая стать более западными и менее восточными. Перестать быть Азиопой, а стать Европой, в которой главная главная ценность — «я сам».

ПОЧЕМУ ОНИ ИГНОРИРУЮТ

— Непредусмотрительность. То, что сегодня происходит в некоторых странах, должно заставить «поставить на паузу» иронию и цинизм.

— Лень. Это ведь серьезный труд — учиться решать проблемы в условиях форс-мажора, моделировать события и просчитывать последствия.

— Привычка идти вслед за событиями, не особенно продумывая сценарии их развития.

— Предпочтение полагаться на судьбу и случай. Мысль о том, что «раз со мной этого не произошло, значит, и быть такого не может» — это очень скользкая и уязвимая гипотеза.

— Если человек в важных жизненных обстоятельствах не может включить режим самоограничения, этим он открыто признает свою несостоятельность как взрослый. Такой эгоист едет гулять «на шашлыки» или летит к морю, когда велено сидеть дома.

КОММЕНТАРИЙ

Марина Позина, заведующая кафедрой психологии университета «Синергия», кандидат психологических наук:

— Я бы говорила не о вирусе беспечности или легкомыслия, а о вирусе эгоизма, когда «зараженные» им люди, застрявшие на подростковой фазе развития, демонстрируют все формы социально неадекватных проявлений. Причем они даже не понимают, в чем абсурд их действий. Опасность вируса эгоизма в том, что, попадая на благодатную почву, он мгновенно тиражирует себе подобных. Но и его роль немаловажна. Он подает обществу тревожный сигнал о неблагополучном духовно-душевном состоянии находящихся в нем людей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерия Елецкая, психолог:

— Я бы назвала безответственное отношение к ситуации формой психологической защиты, когда человек отрицает серьезность момента, по-детски закрывая на нее глаза. Пандемия коронавируса продемонстрировала значимость единства, коллективной ответственности, которой нам не хватает. Когда мы вспомним, что «вместе мы — сила», все встанет на места.

Читайте также: Бес вселился: как родителям не сойти с ума на самоизоляции с любимыми чадами

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.