Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Школа по интернету. Готова ли наша система образования учить детей на удаленке

Сюжет: 

Сидим дома
Общество
Школа по интернету. Готова ли наша система образования учить детей на удаленке
Ученица 3-го класса столичной школы № 1164 Афина Ашкалова удаленно занимается по школьной программе во время самоизоляции, которую ввели в Московском регионе. Далеко не все школьники так усердны в учебе / Фото: Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»

Треть российских родителей считает, что перевод детей на дистанционное обучение снизит их интерес к учебе. А почти половина (49%) пап и мам положительно приняли необходимость перехода на удаленное обучение. Такие результаты показал опрос, проведенный одной из онлайн-школ по изучению английского языка. «Вечерняя Москва» узнала, насколько оправдаются ожидания родителей — пессимистов и оптимистов.

С 30 марта миллион московских школьников — вместе со всей страной — ушел на «коронавирусные» каникулы. Однако наверняка карантин продлится дольше.

Мы решили разобраться, насколько наша система образования готова к тому, чтобы учить детей на удаленке. И призвали на помощь педагогов, которые уже испытали «бесконтактный» формат общения со своими учениками.

Впереди Европы всей

Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS (International Computer and Information Literacy Study) по итогам 2018 года показало: школы Москвы высокими технологиями вооружены до зубов — лучше многих городов Европы. Наши учителя пользуются персональными ноутбуками с шустрым интернетом, а на место ветхих меловых досок пришли красивые интерактивные панели. Причем все педагоги уже обучились с этой сложной утварью обращаться на специальных занятиях.

Да и в целом в нашей стране уровень цифровой грамотности — один из самых высоких в мире. Поэтому еще пару недель назад экспертное сообщество излучало оптимизм: казалось, наверняка прорвемся, исследуем рынок онлайн-продуктов, освоим видеоконференции и построим добротную школу на дому. Однако сегодня стало очевидно: все непросто.

Стримить или не стримить — вот в чем вопрос

Модные «информационные продукты», упакованные в нарядные презентации, смотрелись весьма удобными и пригодными к употреблению, когда их показывали друг другу на конференциях прогрессивные теоретики учебного процесса. «А может, и учитель в будущем не пригодится!» — восклицали самые прогрессивные идеалисты. Но суровая реальность разрушила эту иллюзию в считаные дни.

Еще на прошлой неделе в педагогическом мире энергично продвигали идею о том, что учителя должны непременно начать стримить, то есть вести онлайн-трансляции уроков, имитируя привычные 45 минут в классе. Во многих школах организовались студии для интернет-вещания. Учитель стоит на фоне интерактивной доски, которая подключена к сайту МЭШ («Московская электронная школа»), а дети сидят по домам, слушают учителя по «Ютьюбу», а потом ставят плюсики и пишут комментарии сбоку от трансляции, в специальном чате.

— Однако у этих уроков сразу обнаружились нюансы, — говорит Алексей Лазарев, преподаватель английского языка в старших классах. — Дети сегодня не могут задерживать внимание на компьютерной картинке более 20 минут — потом внимание рассеивается, и ты чувствуешь, что вещаешь в пустоту.

Однако не только дети, многие коллеги Лазарева оказались морально не готовы к большой аудитории (онлайн-урок проводится не для одного класса в 35 человек, а для всего потока, где количество слушателей больше сотни) и к тому шквалу дизлайков, которыми одарили учителей их дорогие подопечные.

— Причем дети ставят «палец вниз» зачастую просто так, из озорства, — отмечает педагог, — а не потому что учитель плохо постарался. На самом деле мы все сейчас из кожи вон лезем, чтобы сделать урок как можно увлекательнее. Очень помогает система МЭШ — там масса материалов, есть все готовые сценарии занятий, хотя многие учителя делают авторские презентации.

Сложность стрима еще и в том, что ни одна из известных платформ для видеоконференций (ни «Ютьюб», ни «Скайп», ни даже модный «Зум», которым пользуются на удаленке университеты) не позволяет создать реалистичный «эффект присутствия» учителя в классе. Где-то подписка платная, где-то число участников ограничено и так далее. А учитель все-таки должен зримо присутствовать в учебном процессе.

— Даже если я вижу лица учеников на экране, все равно мне трудно проконтролировать, чем они на самом деле заняты, — говорит педагог, — раздумывают над заданием, гуглят ответы или вообще пьют чай с булочкой, который мама принесла.

Старшеклассники относятся к онлайн-уроку серьезно, задают вопросы по делу, а средние классы — с пятого по восьмой — принимаются отвлекаться. Ведут диалоги, например такие: «Народ, кто чего делает? — А я семечки грызу!» Пришлось у них отключить комментарии, и вся «интерактивность», и «работа в группе» пошли насмарку.

Главное — комбинаторность

— Поэтому сейчас мы ситуацию переиграли, — говорит Лазарев, — даем ученикам ссылки на онлайн-ресурсы, чтобы занимались сами, а задания проверяем по электронной почте. Это не оптимальный вариант, мы продумываем другие.

— Предметы, которые преподаются два и больше раз в неделю, переходят сейчас на цифровое вещание в основном без проблем, — рассказывает Виталий Смирнов, учитель истории, — обществознание я провожу в чисто электронной форме, то есть прикрепляю, что нужно прочитать, плюс — какой-нибудь видеоразбор. Сейчас интернет пестрит обучающими роликами, что очень удобно. Потом даю электронное задание в том или ином виде: порешать какие-нибудь тесты, ответить на вопросы и прислать по соцсетям или по почте. По истории задаю прочесть параграф в учебнике. Транслировать урок онлайн — я не думаю, что очень эффективно. Задача историка — не описать материал, который вполне грамотно и лаконично изложен в учебнике, а именно показать, как с этим материалом работать, на какие события и даты обратить особенное внимание.

В качестве основной платформы Смирнов не использует сайт МЭШ, ведь ни для кого не секрет: в течение рабочего дня, когда ребята должны заниматься по расписанию, платформа глючит и зависает — это обычное дело, серверы не справляются с нагрузкой.

— Я перебрался на частный образовательный ресурс, где очень богатый выбор возможностей, есть конструкторы тестов: учитель может сам «собрать» контрольную по любому предмету и разослать ученикам, чтобы решали в режиме онлайн, — отметил Смирнов.

Однако совсем без видеоуроков не обойтись. Ведь есть предметы, где бездушного ролика и параграфа в учебнике — маловато будет. Нужно многое наглядно показывать и объяснять. Скажем, когда дело касается царицы наук и королевы ЕГЭ — математики.

— Мне, например, нужно последовательно растолковать ребятам, как решается уравнение. Как тут обойдешься без доски, без интерактива? — говорит учитель алгебры и геометрии Елена Симонова, — тем более я знаю своих учеников, не все схватывают на лету, кому-то нужно уделить больше внимания, кто-то будет задавать вопросы, на которые нужно ответить сразу, чтобы ребенок понял и усвоил тему.

По старинке, по «Ватсапу»…

Словом, педагоги проявляют смекалку, гибкость и творческий подход, чтобы сориентировать свою паству в громадном океане виртуальных ресурсов. Однако далеко не все такие подготовленные, как наши эксперты.

Наталия Киселева, учитель математики и информатики, финалистка конкурса «Всемирная премия учителя» (The Global Teacher Prize) и автор методик по дистанционному обучению, считает, что сегодня только 50 процентов учителей владеют компьютерной грамотой, а регулярно использовать широкий спектр онлайн-инструментов готовы всего 15 процентов педагогов. Самый массовый вид связи между учителем и учениками — старая добрая переписка по «Ватсапу»: преподаватель дает длинный перечень заданий, а ребенок присылает в ответ фотографии тетрадных страничек с выполненными уроками.

— Средний возраст учителей в России приближается к 50 годам, консерватизм старшего поколения тоже играет определенную роль, — говорит Киселева, — но нужно учитывать и то, что ни у родителей, ни у детей прежде не было большого запроса на дистанционное обучение. А сегодня уже нет другого выбора.

Михаил Кушнир, член правления «Лиги образования», специалист по учебным IТ-технологиям, согласен, что школьная среда все еще остается консервативной: «Мы пытаемся внедрить компьютер в систему образования уже 35 лет. В ответ происходит то, что я условно называю «итальянской забастовкой». Учитель считает: если он широко начнет использовать цифровые технологии, ему придется глубоко перестраиваться, отказываться от традиционной модели, когда он в классе всех контролирует и не мытьем — так катаньем должен вдолбить знания «пастве», от которой не требуется никакой инициативы, кроме внимания и послушания. Дистанционное образование дает ученику больше свободы выбора в учебе.

Родитель — директор домашней школы

По наблюдениям Наталии Сченснович, кандидата педагогических наук и эксперта в области бесконфликтных коммуникаций, вынужденный переход школ на удаленку уже выявил некоторые любопытные факты.

— Во-первых, — рассказывает Сченснович, — ученики и родители все больше начинают задумываться о необходимости ходить в школу в дальнейшем именно к этим учителям, так как им открылся мир великолепных внешних ресурсов, благодаря которым они и без своего школьного учителя могут освоить много. Во-вторых, и родители, и дети быстро устают от бесконечного потока заданий. Когда постоянно нужно «пройти по ссылке», «прослушать запись», прислать выполненную работу и так далее — это только утомляет школьника, а вовсе не поддерживает в рабочем состоянии. Пройти программу только за счет большого объема заданий — даже если они интересные — не получится. Настоящая мотивация: «Я хочу и знаю, зачем мне это надо», — возникает, когда учитель проявляет подлинный интерес к личности ребят, спрашивая об их настроении, потребностях и чувствах, помогает ученикам прояснить смыслы и построить свой собственный план. И, что тоже важно, держит контакт с родителями, умеет показать им: «Я с вашим ребенком заодно, я на его стороне». Ведь родители — именно на дистанционном обучении — становятся директорами своих домашних, семейных мини-школ.

И родителям, в свою очередь, очень важно не отгораживаться от рекомендаций учителей. Тем более мамам и папам самим придется взять на себя многое из того, что в школе составляет обязанности педагогов: и вдохновлять детей заниматься, и убеждать, и контролировать. Словом, всем придется объединиться в интересах учеников.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

— Если у вашего школьника еще нет личной электронной почты, ее нужно завести обязательно. Необходимо создать ребенку личное пространство для учебы.

— Проследите, чтобы в телефоне у ребенка были аккаунты в соцсетях и мессенджеры, которыми пользуются учителя.

— Установите фиксированное время для выполнения заданий.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Гулин, учитель истории, эксперт в сфере it–образования:

— Образование — во всем мире — никогда не сталкивалось с ситуацией такого одномоментного перехода. И больших решений, чтобы все было удобно и не зависало, ни у кого нет (не только в России). Та же самая МЭШ на самом деле предполагает много спецфункций, которые позволяют автоматизировать процесс. Другое дело, как выяснилось сейчас по опыту: инфраструктура серверов и большинство педагогов (в Москве их около 55 тысяч) оказались не готовы к таким резким переменам. Я сам пытался с сыном сделать цифровое домашнее задание, которое автоматически добавляется в личный кабинет учителя — на проверку. Однако, когда мы все сделали и отправили, задание зависло и обнулилось. Поэтому людям приходится иметь дело с огромным «зоопарком» цифровых продуктов, которые предлагают самые разные компании. Учителям приходится самим вручную исследовать этот рынок, но, когда они освоятся, у нас будет отличное цифровое образование! Дайте им время.

СПРАВКА «ВМ»

Стрим (от англ. stream — поток. — «ВМ») — прямая трансляция видео или аудио через интернет. Стримы, как и радио или телепередачи, существуют либо в прямом эфире, либо в записи. Довольно часто на стримах присутствует элемент живого общения ведущего со зрителями. В случае видеоурока — учителя с учениками.

Взгляд в будущее: учитель не нужен

Анастасия Пономаренко, психолог:

— Но если учителя у нас такие косные, технологии осваивать не хотят, только командуют и душат свободную детскую психику, может, и вовсе не нужны нам наставники? Мы и сами с усами. В «Ютьюбе» чего только нет — даже про бином Ньютона можно найти видеоролик — красочный и подробный. Однако нет, так это не работает.

Сейчас авторитет учителя важен как никогда. Обучение у авторитетов — эволюционный механизм. Был такой эксперимент, когда из стаи взяли обезьяну низшего ранга, научили ее хитроумно доставать банан и вернули обратно. И все, кто был старше нее в иерархии, у нее этот банан отобрали, на этом дело и кончилось. Потом фокусу с бананом обучили обезьяну высокого ранга.

И когда она вернулась в клетку к сородичам, те банан отнимать не стали, а охотно научились его добывать. Это нормально, потому что мы способны учиться только у тех, кого мы уважаем. Но авторитет — это не тот человек, кого нам назначили, а тот, чьей деятельностью мы искренне восхищаемся сами. А онлайн-инструменты обезличивают учителя и наскучивают школьнику, даже если поначалу ему нравилось заниматься дома в пижаме. Ведь всегда можно нагуглить что-нибудь более простое и интересненькое, чем то, что предлагает образовательная онлайн-платформа. Современные дети ассоциируют интернет и гаджеты только с развлечениями. Но учеба — это не одно удовольствие, требуются еще и усилия. Сегодня иерархическая лестница претерпела большие изменения: она стала более пологой. Учитель сегодня должен уважать мнение ученика, прислушиваться к нему. Уже нельзя общаться с ребенком, как фельдфебель на плацу.

Педагогу не только нужно обладать знаниями, но и быть в курсе современных тенденций в науках о человеке. Например, очень далеко вперед продвинулись исследования в области работы мозга. Те, чьи представления о человеческой природе застряли в эпохе Фрейда, будут проигрывать тем, кто читает современную литературу. Еще один момент. Есть люди, которым очень нравится идея дистанционного образования в принципе, якобы в посещении школы нет никакого смысла. Однако все мы животные, хоть и социальные. И самый сильный мотиватор — к сожалению, страх. Это еще психолог Юлиус Куль открыл во время своих экспериментальных работ со студентами. Какими бы мы ни были гуманистами, придется с этим смириться. Когда ребенок приходит в школу, у него возникает бессознательный страх, что он что-то не выучит, будет хуже других, получит неодобрение. И именно этот страх, а не «осознанность» заставляет школьника учиться: хорошо выполнять задания, отвечать у доски.

А на онлайн-платформе ребенок — как и учитель — обезличен. Он фигурирует в виде строчки в табличке: «Иванов — двойка». Плохая отметка, полученная «по интернету», воспринимается не так болезненно, как если бы человек получил двойку офлайн. Обезличивание позволяет не напрягаться. Это — опять же — эволюционное свойство нашего мозга. Он никогда не будет трудиться, если есть возможность избежать усилий.

Читайте также: Около 95 процентов российских школьников перешли на дистанционное обучение

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.