Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Режиссер Эдуард Бояков: Мы забыли, какое на самом деле это прекрасное слово — община!

Сюжет: 

Сидим дома
Общество
Эдуард Бояков рассказал, что МХАТ им. Горького готовит постановку по роману «Лавр» Евгения Водолазкина, удостоенного многих престижных премий
Эдуард Бояков рассказал, что МХАТ им. Горького готовит постановку по роману «Лавр» Евгения Водолазкина, удостоенного многих престижных премий / Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва

Режиссер и продюсер Эдуард Бояков, руководитель МХАТа им. Горького, основывает художественную политику театра на традиционных ценностях. В то же время Бояков известен как смелый экспериментатор и новатор сцены. «Вечерка» узнала у него, как живет сегодня легендарный МХАТ.

Началась же наша беседа с самого актуального сегодня — с вынужденного прекращения работы театра из-за пандемии коронавируса.

— Эдуард Владиславович, насколько пугают вас эти обстоятельства?

— Для нас ситуация связана с тем, что МХАТ им. Горького — это большой во всех отношениях театр. В его штате около 400 человек. Зрительный зал у нас насчитывает почти 1400 мест. И я, несмотря на все известные нынешние ограничения, продолжаю отвечать за людей — не только за их материальное обеспечение, но и за их, что называется, жизненный тонус. Но тем не менее наш театр со сдержанным оптимизмом смотрит в будущее. У нас — хороший темп, который мы набрали в середине сезона, который и сейчас не потерян. Много премьер у нас запланировано сразу после карантина. Петербургский режиссер Игорь Ларин делает постановку «Слова о полку Игореве» — спектакль опирается на великий древнерусский текст в переводе академика Дмитрия Лихачева и исполнен изобразительной экспрессии. В то же время эта постановка о том, насколько важна для русской истории тема покаянного слова.

Другой текст, над которым мы активно работаем последнее время, — это сочинение нашего современника — историка Святослава Рыбаса. Спектакль будет называться «У премьер-министра мало друзей». Пьеса — про выдающегося исторического деятеля Петра Столыпина, о его трагической судьбе. Столыпина сыграет актер Эдуард Флеров, с которым я сотрудничаю еще с «Практики». В пьесе сделан акцент на те смелые реформы, которые, как мы знаем, неоднозначно были восприняты в тогдашнем российском обществе, а также на непростые взаимоотношения Столыпина с царем и властной элитой.

Кроме того, мы активно готовим спектакль «Красный Моцарт», главный герой которого — прототип композитора Исаака Дунаевского. Режиссер любимовской «Таганки» Рената Сотириади ставит его вместе с известным сценографом Борисом Красновым. Это будет масштабный и яркий спектакль с участием оркестра Воздушно-космических сил России, с приглашенными солистами оперной и драматической сцен Москвы.

— Поделитесь, пожалуйста, своими личными впечатлениями от своей работы во МХАТе, которая началась с декабря 2018 года. Чего в них больше — творческого удовлетворения, азарта или разочарований?

— Есть радость от работы на легендарной сцене. И есть, безусловно, азарт. Одно прикосновение к тому литературному материалу, который сейчас МХАТ выбирает, поверьте, очень многое дает. Так, мы готовим постановку по роману «Лавр» Евгения Водолазкина, удостоенного многих престижных премий. В новом сезоне у нас должны состояться премьеры таких мастеров, как Андрей Кончаловский, Михаил Шемякин, Виктор Крамер.

Мы стали активнее работать с труппой, исходя из требований, которые выдвигает к ней новый драматургический материал. На этой платформе артисты сплотились; появляется, наконец, актерская команда МХАТа. Более того, мы медленно, но верно развиваем МХАТ как городское пространство. Старый репертуарный театр, который был замкнут на себе, закрыт до 6 часов вечера и занавешен в буквальном смысле от всяких веяний со стороны, мы превращаем в современный культурный центр. В нем наряду со спектаклями теперь реализуются актуальные просветительские программы.

Так, проект «Открытая сцена» включает в себя встречи с крупнейшими философами нашего времени, писателями, музыкантами.

После показа спектакля «Последний герой» на сцене МХАТ имени М. Горького — худрук театра Эдуард Бояков (справа), драматург Иван Крепостной (в центре) и режиссер-постановщик Руслан Маликов После показа спектакля «Последний герой» на сцене МХАТ имени М. Горького — худрук театра Эдуард Бояков (справа), драматург Иван Крепостной (в центре) и режиссер-постановщик Руслан Маликов / Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

— Здание МХАТа — одно из самых примечательных архитектурных объектов Москвы. Что нового появилось в нем с вашим приходом сюда? Какие инновации вы привносите в его повседневность?

— Мы на себе почувствовали живучесть русской поговорки «Не было счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что с наступлением первых недель карантина (то есть когда мы уже не играли спектакли, но еще могли находиться в помещении театра) произошло значимое событие: за считаные дни нам удалось развернуть студию полноценного телеканала. Ему сразу же подобралось емкое название — «МХАТ говорит». Сейчас телеканал успешно вещает в YouTube. Признаться, у меня уже давно вызревала идея подобной коммуникации со своим зрителем. Мы теперь можем общаться с нашими друзьями и творческими союзниками, в том числе актрисой Алисой Гребенщиковой, поэтами Марией Ватутиной, Алексеем Шмелевым. Эти и другие люди принимают участие в читках пьес современных авторов, ведут диспуты на самые разные темы, — что важно, без перебивок на рекламные вставки. Так что мы своевременно создали свою технологическую матрицу — как в наших эфирах, так и на сайте театра. И когда карантин, бог даст, закончится, мы сохраним и разовьем этот перспективный формат.

— «Бунт несогласных» еще дает о себе знать? Или эмоции меньшинства актеров театра, выражавших неприятие новой концепции развития МХАТа, уже нельзя отнести к серьезным помехам?

— Меньше всего вот этим мы обеспокоены. Поскольку помехи, влияющей на творческую жизнь, попросту нет. И не было. Да, имела место подготовленная вне театра кампания против нас; она отобразилась в некоторых СМИ, причем кампания заказная, по моим данным.

Лица, которые инициировали ее, работают на понятные, прекрасно известные мне структуры. Почему так происходит? Да просто эти люди боятся нашего успеха. И они пытаются нас поломать, хотя у них это не получится. Единственное, что им удается, — где-то на задворках медиапространства создать негативный фон. Но наш контраргумент не в дрязгах, а в деле: например, очевидный приток зрителя в театр. Он зафиксирован и в прошлом сезоне, и в текущем. Он выражается в приходе в театр таких мастеров, как Кончаловский, Шемякин, Дугин, Прилепин, Кублановский, Водолазкин и другие.

— Много разговоров о состоянии здоровья президента МХАТа Татьяны Васильевны Дорониной. Как часто вы держите связь с ней? И каково ее отношение к обновляемому репертуару, к вашим творческим намерениям?

— Татьяна Васильевна, к сожалению, в настоящее время болеет, и мы желаем ей скорейшего выздоровления. Все, что в наших возможностях, мы делаем для нее, в первую очередь предоставляем ей максимально полный социальный пакет, если можно так выразиться. Разумеется, информируем ее обо всех наших премьерах и нововведениях: регулярно посылаем ей видео спектаклей и других мероприятий, сообщаем о планах.

— Вы в столице постоянно живете с 1992 года. Интересно узнать о любимых вами местах столицы.

— Я родился и вырос в Дагестане, в небольшом городке Кизилюрте, где тонко чувствуют и ценят такое понятие, как соседство. И мое детство, мой рост человеческий были связаны в первую очередь с людьми, к которым я мог ходить в гости. Причем ходить в буквальном смысле — пешком. Как сейчас помню, какими вкусными обедами угощали меня мамы и бабушки моих дагестанских друзей.

Сейчас я живу на Патриарших прудах. Меня радует, что этот район очень театральный. Но еще меня радует то, что здесь тоже есть ощущение соседства. Здесь — уютное, несколько неторопливое течение жизни. Сохранилась атмосфера этих чеховских, булгаковских улочек и переулков; старых храмов. Мы забыли, какое на самом деле это прекрасное слово — община! И недооцениваем, насколько общинная жизнь важна для русского, российского человека.

Читайте также: Кризис сценария. Алена Званцова рассказала о главных болевых точках телевидения

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.