Груз невыполненных планов. Почему мы не можем взять себя в руки и сделать, что было намечено
Сюжет:
Сидим домаСписок намеченных дел выглядит внушительно и… полностью соответствует списку дел невыполненных. Печально, но все так: запланированное на время самоизоляции важное, неотложное и насущное осталось лишь на бумаге. Мы так мечтали побывать на онлайн-экскурсии, послушать лекции и подтянуть иностранный язык, а на деле из перечисленного не сделали ничего! Почему же так? С этим мы и попробуем сегодня разобраться.
Поначалу многие решили, что самоизоляция и отдых — синонимы. Но это, как все мы знаем, совсем не так. Однако дел на этот период было намечено с избытком.
— Изначально возникшая иллюзия, что в условиях сидения дома у нас будет много времени, оказалась именно иллюзией. Были намечены грандиозные планы, на самом деле крайне далекие от реальности, — рассказывает психолог Владимир Ковалев. — Реальность же показала, что времени свободного не так много — есть быт, домашние хлопоты, работа, общение с детьми.
Мы же так устроены в большинстве своем, полагает психолог, что от намеченного отступать не любим, — правда, лишь на словах.
— Многие испытывают раздражение на себя за то, что намеченные дела откладываются в долгий ящик, планы не выполняются — и мы сами в собственных глазах оказываемся каким-то балаболками. Рутина отъедает очень много сил и энергии, и избыточные планы, составленные еще вне наших представлений о том, как они будут реализоваться, становятся добавленным стрессовым фактором, — разъясняет Владимир Александрович.
Гормон разбушевался
Похудеть, занимаясь дома пилатесом, разобрать антресоли и шкаф, до которых руки не доходили несколько лет, заняться английским, ежедневно посещать концерты, на которые не ходим из-за отсутствия времени в большей степени, чем из-за нехватки денег, даже созвониться с дальними родственниками — галочку «выполнено» не поставишь ни в одной из этих граф. Естественно, это раздражает — ведь ничего не сделано, но ты при этом все время был занят!
— На выполнение этих планов нет сил, они отданы рутине, запал уже прошел, — поясняет Владимир Ковалев. — Активно включилась в процесс биохимия. В дело вмешались и гормоны, конкретно — кортизол, отвечающий за регулирование реакций в ситуации стресса. Его прозвали в народе гормоном стресса, и это довольно точное название. Повышенный уровень кортизола позволяет быстро реагировать на стрессы, благодаря ему можно написать сложный отчет за три дня или выполнить за сутки работу, которую до этого вы откладывали раз за разом.
Но кортизол, поясняет эксперт, работает именно на короткой дистанции. На длинной дистанции, а именно в самоизоляционный период, он уже играет роль негативную. Не говоря о том, что хронически высокий кортизол попросту опасен, поскольку подталкивает развитие сахарного диабета и пагубно отражается на метаболизационных процессах, человек может начать ощутимо поправляться. Кортизол — гормон мобилизационный: он помогает организму аккумулировать энергию в экстренных, стрессовых ситуациях, так как делает углеводы доступнее и для мозга, и для обмена веществ. Высокий уровень этого гормона влияет на выработку адреналина, помогая сосредотачиваться на возможных источниках опасности и принимать быстрые решения. Но когда забег длинный, задачей человека становится скорее снижение уровня этого гормона, что достигается внимательным отношением к своему рациону (ограничением количества потребляемых быстрых углеводов, аккуратным употреблением кофе, активностью, практикой медитаций).
— Ситуация, в которой мы оказались, травматична для нашей психики. Такого опыта нет в нашей генной памяти, современному человеку трудно усмирять себя и не роптать на ограничения, прописанные эпидемиологическими нормами и трактуемые как посягательство на наши права. Стресс же «подсыпают» и «подсыпают» — то какие-то мерзавцы начинают распространять информацию о том, что коронавируса нет, то, напротив, принимаются уличать официальную статистику в занижении цифр. А вы говорите — концерты и английский! Нет, человек может думать что хочет, а его организм предлагает ему взять паузу. Он в шоке от свалившейся на него трансформации привычных ритмов, от перемен, скажем так — активного прилива новизны. И если сначала эта новизна была приятна, то сейчас это уже тяготит и заставляет организм занимать нейтральную позицию, защищаясь от внешних негативных воздействий. Люди спят и едят, этот регрессивный механизм спасает голову от перенапряжения.
Полезное ничегонеделание
С коллегой, в принципе, согласен психолог и психиатр Андрей Жиляев:
— Нельзя построить пятый этаж дома, не построив первые четыре. Итак, что происходит «по плану»? Человек сосредотачивается на креативе. Например, художник готовится написать картину. Это прекрасно! Но если под этот творческий замысел не подложено ремесло — как смешивать краски, готовить мольберт и палитру, как просчитывать перспективу, то есть некие шаги, в которых креатива нет, ничего не получится. И в тех условиях, в которых мы оказались, нам нужно заниматься тем, что не требует креатива.
Не надо углубляться, формировать далекие стратегические цели, поясняет Андрей Геннадьевич.
— На самом деле режим ничегонеделанья, который у нас установился, если вспомнить Конфуция, это режим продуктивный — нам не хватало времени для переоценки разных жизненных смыслов. И вот сейчас возникла ситуация, которую я по привычке проиллюстрировал бы анекдотом. Два человека упали в яму, поднимаются, один другого спрашивает: «Ну, что теперь будем делать?» Второй качает головой: «Ну ты и трудоголик, тебе и здесь нужно что-то делать?»
У нас, поясняет Жиляев, возникла ситуация, когда человек страдает не от того, что он ничего не успевает, а от того, что то, что он хотел успеть в данный момент, на самом деле не приближает его к цели и не дает душе спокойствия.
— Знаете, у летчиков-испытателей есть чудесный пункт в инструкции. Я не буду пересказывать его канцелярским языком, он довольно нудный, но смысл передам: если возникла ситуация, в которой ты не знаешь, что нужно делать, не делай ничего, поскольку любое действие может усугубить ситуацию. Возникшая в данный момент пауза — это наш с вами ориентировочный рефлекс. Если вы идете по улице и рядом с вами резкий звук раздается — условно говоря, шина лопнула. Вы не знаете, что произошло, поэтому вздрогнете и застынете — мозг будет брать паузу для того, чтобы оценить ситуацию. То же самое происходит и сейчас. И чем дольше будет карантин, тем больше этот ориентировочный рефлекс будет сменяться совершенно другими, более продуктивными направленными действиями. Это та же ситуация, что и с бессонницей. Замечательный французский психотерапевт Поль Дюбуа сказал чудесную и очень точную вещь: я не знаю ни одного человека, который заболел бы от бессонницы, все заболели, борясь с ней. И тут то же самое!
Так что делать? Самое главное — принять эту ситуацию, уверен Андрей Жиляев.
— Мозг наш не дурак и нам не враг, а друг, причем гораздо более мудрый, чем наш разум, которым мы так гордимся. И если мозг вошел в какой-то особый режим, это не значит, что он захотел вам повредить. Это значит, что он нашел некий оптимум для данной ситуации. И тут прежде всего надо предостеречь себя от желания реализовать все, что ты задумал сгоряча. Помните старую песню? «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу».
Что за мотив у наших переживаний? Ясно, каков он: кроме существующих внешне реалий, мы еще и ощущаем, как уходит время, а оно необратимо.
— Мне хотелось бы в этот момент обратиться к опыту Гоа и пояснить, что такое «гоанский синдром». Как многие из нас знают, нередки случаи, когда люди приезжают на Гоа и их сознание меняется, притом что они не общаются ни с какими гуру и так далее. А все дело в том, что жизнь там построена по совершенно иному принципу, коренным образом отличающемуся от нашего. Не пришел вовремя автобус, что почти норма для тех мест, и по привычке начинаем психовать. А местный житель пожмет плечами и радостно предложит: «Не пришел — так и славно, давайте сделаем что-то другое, что было запланировано на другой день. Давайте не поедем на водопады, а пойдем в сад орхидей или посмотрим на мартышек. Да, что-то пошло не так, все происходит по-другому, но в целом идет в нужном направлении! И это куда позитивнее, чем подмена цели самим фактом ее достижения.
И это работает. Поскольку нам лишь кажется, что мы все контролируем! А на самом деле все выстраивается так, как нужно.
Доверьтесь разуму
— Есть такое понятие в психологии — «дерево решений», — рассказывает Жиляев. — Это понятие, кстати, уже перекочевало в программы бизнес-коучингов. Речь о том, что есть масса способов достичь результата. И ни один из этих способов не надо изначально скидывать со счетов. Но наш мозг так не умеет, он всегда выбирает один вариант и настойчиво нас к нему подвигает. Это то, что мы в быту называем зацикленностью, то, из чего выводит режим медитации.
Именно для этого, а не для того чтобы наш разум «постоял и покурил в сторонке», надо достичь режима наибольшего эмоционального благоприятствования, на время отказавшись от поиска решений, поясняет эксперт.
— Сейчас нужно не сосредотачиваться на чем-то, а, напротив, рассеиваться вниманием на повседневных делах, гимнастике, музыке. И в такой ситуации бессознательное вытирает пот с лица и говорит: ну наконец-то ты меня оставил в покое! И с благодарностью принимает нужные решения, а с этим гаснет и тревога. Таким образом, задача — создать ситуацию, при которой разум не подавляет наше бессознательное. И тогда решение придет само.
В качестве иллюстрации Андрей Геннадьевич просит вспомнить хрестоматийные примеры об истории многих научных открытий. Если бы Ньютон, сидя под деревом, был сосредоточен на решении математических проблем, он бы, смеется Жиляев, упавшего яблока попросту не заметил. И Менделеев свою таблицу придумал во сне…
— Человек в момент концентрации разума сужен в выборе, и это сужение не позволяет ему сделать верный и точный шаг в нужную строну. Чем интересен закон мозговых штурмов? Люди сидят вместе, говорят первое, что пришло в голову, иногда откровенную нелепицу, а в результате находится решение, и более того — это один из лучших путей решения креативных вопросов!
Таким образом, советует эксперт, надо расслабиться, а уж если вас мучает громадье несделанного, то эту проблему имеет смысл «отослать в сон». Методика проста: перед тем как лечь, нужно собрать все свои планы и дела, которые были надуманы, и обратиться к самому себе с простым предложением: дескать, мозг, помоги, будь другом, расставь приоритеты как надо!
— Удивительная вещь, но, сделав так, вы проснетесь и увидите, что мозг и правда выполнил эту работу: часть запланированного дезактуализировал, а какую-то задачу выбрал из общего ряда и выставил вперед, выделив одну реально приоритетную задачу, решением которой и нужно на самом деле заняться. Для понимания приведу еще один пример. Когда человек лезет на гору, совершенно не важно, какой он — умный, глупый, важно лишь одно — у него есть четыре точки опоры. И все сводится к этому. Передвигаться можно только одним способом: когда три точки остаются на месте, а четвертая принимается искать новую точку «приземления». Таким образом совершается передвижение. То есть в этот момент может решаться лишь одна задача, а если попробовать руку и ногу продвинуть одновременно, падение неминуемо. Когда ставится много задач, мозг отказывается принимать решения, вот и все.
Между тем у многих на фоне систематического ритма «сон-еда» — настоящие взрывы активности. Пеку то, вяжу это, танцую и пою…
— Мы все разные, — поясняет Владимир Ковалев, — но я с коллегой согласен в том смысле, что не должно быть насилия над собой в этой ситуации. У нас разные позиции, исходные психофизические данные, спортивная подготовка, ментальность, кто-то из нас холерик, кто-то сангвиник… Универсального «ключа» к ситуации подобрать нельзя, но общее правило все же такое: не надо сейчас бороться со стрессом, надо максимально спокойно принять существующие обстоятельства и научиться в них жить. Абсолютно нормально, что после ощущения эйфории мы впали в некий сплин и тоску, это переходный период, кризис, который заставит пересмотреть свое отношение ко многим вещам, и это полезно. И обязательно нужно делать для себя нечто приятное — получать бонус в день. Любите читать, но все время съедают домашние дела? Хорошо, волевым усилием выделяете полчаса или час времени и читаете! Устали от детей? То же самое — точка, мое время, мне нужно полчаса лично для меня. Если же вы вообще не любите никаких планов, а тут просто пытались «соответствовать ситуации», так вам и карты в руки — не надо ничему соответствовать, живите как живется сейчас, а там разберетесь.
На линию психологической помощи, открытую на сайте «Вечерней Москвы», поступают вопросы от людей, которые не просто не справляются с ворохом намеченных дел, а еще и паникуют, испытывают страхи разного рода, в том числе и связанные с неопределенностью будущего.
— Важно понимать, — добавляет Андрей Жиляев, — что ситуация с эпидемией, как и с любым другим стрессом, как лакмусовая бумажка проявляет то, что в любом человеке уже было заложено и существовало. Некоторые комфортно себя чувствуют только в той ситуации, когда, как им кажется, они могут контролировать то, что происходит вокруг. А теперь человек оказался в неконтролируемой ситуации, и ему от этого некомфортно. Но проблема в том, что людям только кажется, что они на это способны. Мы не можем никакой стабильности предвидеть и контролировать на сто процентов, и даже страховой полис не является гарантом стабильности. Как ни странно, коронавирус принес нам любопытное приобретение: у людей рассыпаются неверно построенные ими системы, которые они долгие годы цементировали убеждениями, а взамен у них проступают те желания и порывы, которые они многие годы подавляли в себе, что весьма неплохо. Происходит спонтанный катарсис — самоочищение. Очень важно понять, что мы живем именно сейчас, сегодня, и жить исходя из этого.
В ТЕМУ
Одним из эффектов повышения уровня гормона стресса является навязчивое чувство голода и постоянное желание поесть сладкого. Так как сахар и быстрые углеводы временно снижают уровень гормона, у человека вырабатывается привычка «заедать стресс», что приводит к перееданию, а в итоге — к набору лишнего веса. Поскольку работа обмена веществ при высоком кортизоле нарушена, ожирение происходит по особому сценарию: жир начинает формироваться не под кожей, а под мышцами и во внутренней полости живота. Особенно быстро растет живот, накапливающий запасы висцерального жира. Кроме того, последствиями высокого уровня данного гормона являются риски, связанные с сахарным диабетом, проблемы со сном, депрессия и снижение уровня тестостерона у мужчин.
КСТАТИ
Один из признаков повышенного уровня кортизола — увеличение частоты пульса в состоянии покоя. Это происходит из-за того, что гормон стресса вызывает сужение артерий, вынуждая сердце работать активнее. Ежедневное измерение пульса по утрам после пробуждения позволит вам эффективно проконтролировать уровень кортизола.
Читайте также: Арт-терапия поможет от скуки. Интересные варианты творческого досуга на самоизоляции