Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

День Победы винного экипажа

Сюжет: 

75-летие Великой Победы
Общество
День Победы винного экипажа
Фото: ТАСС/Евгений Халдей

На фронтах Великой Отечественной сражались 23 человека моих родных и близких — от рядового до генерала армии, восемь из них пали на поле брани. Сегодня никого из фронтовиков уже нет в живых...

Эту историю рассказал мне мой отец — участник войны, гвардии старший сержант Назар Яковлевич Адоевцев. Еще задолго до Дня Победы два авиаэкипажа бомбардировщиков (в каждом экипаже по четыре человека), поспорили, что если уцелеют в войне, то члены одного экипажа голыми искупаются в 50-литровой бочке вина, а второй экипаж, где служил отец, выпьет аналогичное количество этого самого вина.

Было начало 1945 года. Авиационный полк, в котором служил отец, возвращался с боевого задания в районе озера Балатон (Венгрия). Их американский самолет-бомбардировщик «Бостон» был сбит. Экипаж успел выпрыгнуть с парашютами. Стрелок-радист, старший сержант Назар Адоевцев, завис на высоком дереве. Обрезав стропы ножом и освободившись от парашюта, он упал с приличной высоты. То ли кочка, то ли ямка или пенек встретился на земле с правой его ногой… Отец, как оказалось позже, сломал лодыжку.

В медчасть обращаться не стал: «Та нехай! Не беда!» Потуже перемотал ногу — двигаться можно. А в самолете тем более пойдет. Это же не в пехоте, в которой он натопался и наползался с 1941 по 1944 год...

Был объявлен дополнительный набор в авиацию, куда его и взяли как имеющего среднее образование, здоровье (несмотря на два ранения — в голову и в руку) и фронтовой опыт.…День Победы застал их в винных краях Австрии, под Веной. Как и договаривались, летчики первого экипажа выбили дно бочки, разделись догола и стали окунаться в нее по очереди. Второй экипаж выбил дно в другой бочке и приступил к уничтожению содержимого. Все это происходило под непрекращающуюся пальбу, крики радости: «Победа!!»! — но под неусыпным оком судей-сослуживцев. И вдруг: «Боевая тревога!»

Умирать в такой день?! Ведь после слова «победа» лопнула где-то в душах та пружина, которая постоянно заводила каждого на ежесекундную готовность к смерти.

Командовать: «По машинам!» — было бесполезно.

— Сынки мои! Родные! Прошу, — умолял командир полка.

Ноги не хотели идти, и не потому, что выпили. Они и выпить толком-то не успели. Прожженные, опытные 22–23-летние бойцы, а в сущности пацаны, может быть, впервые за всю войну испугались смерти. Это психологическое состояние последнего боя точно передал Михаил Ножкин в песне «Последний бой» из киноэпопеи «Освобождение» режиссера Юрия Озерова.

Выручил командира полка и спас ситуацию капитан Иванов, единственный из летчиков Герой Советского Союза. Он первым со своим экипажем направился к машине.

У командира полка отлегло от сердца — остальные тоже вышли из оцепенения. Кто в чем был — в майках, голые по пояс, схватив парашюты и чемоданы и матерясь, помчались они к своим самолетам.

Предстояло лететь на Чехословакию. Приказ — уничтожить власовцев и не сдававшихся немцев.

Это был последний день в жизни капитана Иванова и его боевых друзей, а также еще трех экипажей…

Вечером «винное» соревнование было продолжено.Выкатили две 50-литровые бочки с сухим вином.Выбив у одной бочки дно, стали окунать поочередно в нее экипаж «купальщиков», но уже одетыми. Закончив эту процедуру, мокрый экипаж стал следить, чтобы их «мучители» не лукавили и выпили 50 литров на четверых.

Начинали пить с 200-граммовых стаканов, потом по пол-литровой кружке, затем по 0,75, под конец — по полтора литра кувшинами. Итог — неделя в госпитале...Батя никогда не носил боевые награды на День Победы почти до последних дней свой жизни. Ему как-то было неловко со своим «скромным» — советским «серебряным Георгием», медалями «За отвагу», двумя — «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией…» (орден Отечественной войны II степени нашел его только в 1990-х годах, чуть опередив юбилейный I степени), находясь рядом со старой станичной гвардией — Героем Советского Союза, полным кавалером орденов Славы, теми, у кого на груди от орденов места было мало…

Отец лишь позволял внукам наряжать себя, как елку. Выходил во двор. Садился на табурет. А внучка Юлечка и внук Сережа цепляли уже солидную коллекцию наград с учетом юбилейных, в том числе на рукава, спину пиджака.

Отца не стало 8 марта 1994 года, в 46-ю годовщину их свадьбы с мамой…

Читайте также: Вторая кожа: почему кирзу можно считать детищем Великой Отечественной войны

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.