Липовый тайный покупатель: мошенники придумали новую схему «развода на деньги» в соцсетях
Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

Липовый тайный покупатель: мошенники придумали новую схему «развода на деньги» в соцсетях

Общество

Новый вид мошенничества выявил корреспондент «Вечерней Москвы» в одной из социальных сетей. Речь идет о махинациях с приобретением банковских карт.

По словам журналиста, ему пришло личное сообщение с аккаунта девушки, добавленной в друзья, с которой он уже много лет не общался. Это факт уже сам несколько насторожил. В сообщении ему предложили подработку, сообщив, что работодатель — один из крупных банков. Состоялся следующий диалог:

Привет, это Елена. У меня тут подработка на 700 рублей и больше (в том числе там тема по удаленке). Там тебе или твоим друзьям денег не надо?

— Привет. Кому ж не надо денег? Что делать надо?

Это подработка тайным клиентом: надо будет зайти в банк и, пока тебя обслуживают, оценить качество работы менеджера. И будут еще заказы (формируем команду).

— Что значит «удаленка»?

— Если поход до банка прошел успешно и вы получили результат, следующий этап — поиск среди знакомых, кто хочет побыть тайным агентом. За это банк тоже прилично платит: 250 рублей за человека. Можно работать из дома. Мы обучаем. Работа в свободном режиме. Если работать каждый день, то 1–3 (тысячи рублей — прим. «ВМ») можно в сутки заработать. У меня 500–1000 (рублей — прим. «ВМ») в день выходит. Напиши девушке-инструктору заявку: Елена Медведева, https://vk.com/id571936963. Скажешь, что от меня.

— Вы знакомы с ней? Она уже платила?

— Да. Поэтому и рекомендую друзьям: у нас создалась команда тех, кто работает в этом направлении.

Липовый тайный покупатель: мошенники придумали новую схему «развода на деньги» в соцсетяхФото: скриншот переписки из соцсети «ВКонтакте»

Схема с вербовкой «тайных агентов» (в действительности подобную должность называют «тайный покупатель») уже напомнила по аналогии «пирамиду». Однако корреспондент перешел по ссылке. Подозрения усилились, так как аккаунт «представителя банка» явно был липовым. Страницу создали сравнительно недавно, а в качестве аватара использовалось фото девушки из гламурного журнала, публикации в ленте отсутствовали.

Липовый тайный покупатель: мошенники придумали новую схему «развода на деньги» в соцсетяхФото: скриншот

Елена — такое имя было использовано при создании аккаунта — без лишних прелюдий стала давать указания к действию:

Сейчас есть задание по бесплатной дебетовой карте. Оставляете на сайте банка заявку, в течение 2–3 дней курьер привозит карту. Нужно будет оценить качество работы службы доставки. Если готовы с нами сотрудничать, скиньте свой контактный телефон.

После этого «работодатель» дал распоряжение соискателю перейти по ссылке на другую страницу (почему-то не банка, а той же соцсети) и ознакомиться с «инструкцией по оценке качества работы службы доставки».

Открыв предложенную страницу, сотрудник «Вечерней Москвы» узнал, что поставленная задача действительно не так сложна: следует зайти на официальный сайт указанного банка и оформить заявку на дебетовую карту.

В «инструкции», предлагающей заказать банковскую карту, также говорилось следующее:

Скидываете нам номер карты и прикрепляете фотографию. В течение 30 минут на карту будет перечислено 510 рублей. После покупки в магазине на сумму не менее 500 рублей необходимо представить отзыв, фотографию карты и фотографию чека с проведенной по карте покупкой. После этого в течение 30 минут на карту вам будет перечислено еще 200 рублей. В отчете следует указать дату и время составления заявки на сайте, дату и время доставки карты, номер карты, оценить качество работы службы доставки, что понравилось или не понравилось. За каждого человека, который захочет участвовать в акции по вашей рекомендации, вам будет перечислен бонус 250 рублей на карту банка.

Увы, «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Ниже с небольшим сокращением приводится разговор «жертвы» и анонимного махинатора.

Скажите, как я понимаю, за пользование картой с меня ежемесячно будут снимать 99 рублей? Я все прочитал. Так написано в условиях предоставления услуги. Бесплатно — если я держу на счете постоянно 100 тысяч или ежемесячно трачу через карту от 15 тысяч?

— Если на карте будет 0 рублей, то обслуживание будет бесплатным, в минус карта не уходит.

—Я звонил в этот банк. Мне объяснили, что плата за обслуживание снимается в любом случае. Если на карте денег нет, минус будет идти на счет. Это означает, что каждый месяц долг перед банком с моей стороны будет расти. Официально я буду должником.

— Если на карте 0 рублей, карта в минус уходить не будет…

— Странно, а мне другое говорят: при закрытии счета в банке нужно будет погасить весь долг. Кто-то обманывает. Скажите, а к этому банку вы какое отношение имеете?

— Я работаю в организации, которая занимается проверкой банков, страховых. Сейчас вот этот банк проверяем.

Липовый тайный покупатель: мошенники придумали новую схему «развода на деньги» в соцсетяхФото: скриншот переписки из соцсети «ВКонтакте»

Остается добавить, что страничка «знакомой» корреспондента, которая предложила ему «подработку на удаленке», к вечеру оказалась заблокирована техподдержкой соцсети в связи с подозрением в том, что таковая взломана злоумышленниками.

Липовый тайный покупатель: мошенники придумали новую схему «развода на деньги» в соцсетяхФото: скриншот

После звонка корреспондента «Вечерней Москвы» в банк, его сотрудница заверила, что подобных действий учреждение никогда не организовывало, а предлагающие «подработать» — однозначно мошенники.

Выяснено: неизвестные лица в социальных сетях взламывают страницы и под видом знакомых предлагают пользователям «подработку» в условиях самоизоляции. Они предлагают за вознаграждение бесплатно получить карту определенного банка. При заключении устной договоренности о выполнении работы мошенники скрывают важную деталь: выполнив их заказ, «работник» станет должен деньги банку, который выдал карту. При этом сами мошенники в этой схеме от жертвы не получают денег.

Открытым остался вопрос: кому это выгодно?

Сотрудница горячей линии отметила лишь, что банк через неофициальных лиц путем явного обмана исполнителей «проверять» качество работы своих служащих не может. Она приняла заявление для службы безопасности банка и пообещала, что информация будет проверена. Девушке также передали просьбу к официальному представителю — дать комментарий в связи с инцидентом.

На момент публикации материала сотрудники банка с редакцией «Вечерней Москвы» не связывались, в случае ответа их пояснения будут опубликованы.

Служба безопасности соцсети «ВКонтакте» после обращения напомнила, как уберечься от аферистов:

— Мы просим пользователей всегда сохранять бдительность. Если вам внезапно пишет незнакомец или приятель, с которым вы много лет не общались, и просит одолжить деньги или предлагает подозрительную подработку — возможно, речь идет о взломе страницы. Даже если человек представляется сотрудником крупного банка или предприятия. В этом случае необходимо отправить жалобу на подозрительное сообщение — взломанная страница будет заблокирована за несколько минут. Мы используем специальные механизмы на базе искусственного интеллекта, чтобы максимально оперативно блокировать страницы злоумышленников. Необходимо быть особо внимательными, если речь идет о банковских операциях, финансовых реквизитах, денежных операциях и другой конфиденциальной информации. Ни в коем случае нельзя переходить по подозрительным ссылкам и отправлять персональную информацию незнакомцам. Соцсеть «ВКонтакте» регулярно обновляет функции для обеспечения безопасности профилей и данных пользователей — подробный список советов опубликован в сообществе «Безопасность» (vk.com/security).

Читайте также: Роскачество рассказало, как защитить свой телефон от мошенников

Google newsGoogle newsGoogle news