Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Режиссер Федор Попов: Женщина и война — вещи несовместные, это сильнее воздействует на зрителя

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Режиссер Федор Попов: Женщина и война — вещи несовместные, это сильнее воздействует на зрителя
Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Накануне выходных министр культуры Ольга Любимова заявила о том, что кинопроизводство возобновится уже с 1 июня. Создатель игровых и документальных фильмов, генеральный директор продюсерского центра «ВГИК-Дебют», киноакадемик и преподаватель Федор Попов — один из тех, кто двигает отрасль вперед.

Корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с ним о военно-патриотических фильмах, поддержке дебютных проектов и многом другом.

— Федор Максимович, если говорить о вашей личной истории — в 1979 году вы окончили экономический факультет ВГИКа, в девяностых организовали компанию «Стелла», которая занималась документальными фильмами и работой с иностранными проектами. Почему вы выбрали кино? Как рискнули создать компанию в 90-е?

— Так сложились: было много случайностей, которые тепреь выглядят закономерностями. Я со школы увлекался кино, с одноклассником ходил в «Иллюзион», смотрел фильмы Куросавы, Вайды, Кавалеровича, других классиков. После школы почти случайно узнал про ВГИК, со второго раза поступил туда на экономический.

Когда учился, сбегал на занятия к режиссерам по истории кино, драматургии, на просмотры фильмов к киноведам. Меня это всегда интересовало больше. После окончания хорошо пошла работа на «Мосфильме», куда я распределился. В девяностые же началась перестройка, и можно было вести деятельность самостоятельно. Тогда это было в основном оказание услуг зарубежным кинокомпаниям, которые снимали в России. Для этого нужна была структура — и я создал свою студию. Стал помогать друзьям итальянцам, англичанам, которые появились после работы над фильмом Глеба Панфилова «Мать», где я был директором картины.

Так было снято несколько документальных проектов для Би-би-си, игровая картина для итальянской компании, сериалы с Германией и Южной Кореей. Тогда я также работал на «Курочке Рябе» Андрея Кончаловского. Считаю его, как и Глеба Панфилова, и Сергея Соловьева, одним из своих учителей в кино.

— Почему потом, будучи успешным продюсером, вы пошли во ВГИК учиться на режиссера?

— В девяностые как работалось — сделаешь картину, заработаешь на жизнь и ждешь новых предложений. Помню, сидел на даче, и мне позвонил тот самый школьный приятель, сказал, что учится во ВГИКе на сценарном. Я решил поступать на режиссерский. Узнал про набор, поднял свои работы и отправил на конкурс, который неожиданно прошел, а значит, надо было идти дальше.

Сдавал экзамены на общих основаниях. Но недоучился — прилежно занимался первый год, а на второй надо было снимать курсовую, но мне заказала иностранная компания полнометражный документальный фильм о Гейдаре Алиеве.

Это был мой первый самостоятельный режиссерский фильм и с очень хорошей оплатой — я не устоял. Да и в девяностые технический уровень оснащения ВГИКа был низкий — там тогда еще клеили пленку, а почти везде работали электронные монтажные. В нулевых же я вернулся на «Мосфильм» как продюсер и осел там, где до сих пор располагается студия «Стелла». Первым проектом той поры стал «Спартак и Калашников» — дебют режиссера Андрея Прошкина. Он получил за него приз на «Кинотавре», и мы «За лучший продюсерский проект». Вторым дебютом был мой игровой фильм «Кавказская рулетка». Потом я совмещал продюсирование и режиссуру.

— Если говорить о ваших режиссерских работах, часто у вас главная героиня — женщина, внимание сосредоточено на таких образах. Почему?

— Да, есть такие картины — и мой режиссерский дебют «Кавказская рулетка» и «Коридор бессмертия». Обе они про войну. Когда сражаются мужчины — это более понятно и привычно.

А когда женщина оказывается в необходимости бороться за жизнь сына, за мужа — в этом есть что-то совсем противоестественное, меня это больше эмоционально трогает. Женщина и война — вещи несовместные. Через их судьбы можно убедительнее показать безумие войн. Это сильнее воздействует на эмоции зрителя

— В мае был год, как ваш фильм «Коридор бессмертия» вышел на большие экраны. Сейчас вы делаете его сериальную версию, расскажите, когда она будет окончена?

— Мы хотели завершить все в конце марта. Но из-за эпидемии вынуждены были уйти на домашние условия, и работа затянулась. Все, что можно было, сделали. Собственно, картина смонтирована. Мы ждем открытия «Мосфильма», чтобы завершить финальные штрихи в студийных условиях. Это недели две. Тут нужна мощная аппаратура. Вся картина хранится на «Мосфильме» — отдельно звук, изображение. Это очень большие файлы — все надо сводить.

— Чем сериальная версия отличается от фильма?

— Несколько изменены стилистика, форма подачи материала. Разный ритм выстраивания истории. В киноверсии он более сбитый, энергичный: важно зацепить внимание зрителя с самого начала и не ослаблять. В сериале ритм более размеренный, и можно полнее раскрыть характеры. Там есть линии, которые не вошли в полнометражное кино. Бригада тех поездов состояла из одиннадцати человек. В фильме они заявлены, но мы не могли уделить всем время.

— Над картиной вы работали около десяти лет. Сейчас ищете новую историю, возможно, про Битву под Москвой — это так?

— Да. Я бы хотел снять фильм про первые месяцы войны. Взятие Москвы для фашистов было принципиальным — они готовились к блицкригу, планировали новый год встречать в столице. Это была тяжелая страница отечественной истории, могла стать трагической, если бы не чудо, которое совершили советские люди, которые воевали и гибли за Москву тысячами. Ищу сюжет. Нужен масштаб с одной стороны, и очень личная история кого-то из защитников города, чтобы через частную судьбу попробовать передать атмосферу осени 1941 года.

— «Коридор бессмертия», как и идея фильма о Битве под Москвой, — кино военно-патриотическое. Как сохранять грань между глубоким искренним чувством и показным, каков подход?

— Простой — искренность и достоверность. Могу заверить, что я и команда делали это искренне. Мы изучали материал, общались с ленинградцами, потомками блокадников, с железнодорожниками. Я брал интервью у Марии Ивановны Яблонцевой, работавшей на этой дороге, прототипа героини Маши Яблочкиной. К сожалению, она не дожила до выхода фильма. Много дало общение с нашим консультантом, участником войны писателем Даниилом Граниным, который пережил блокаду. Среди нас были многие, для кого блокадная тема — не просто история, а судьба близких. Нельзя делать такое кино и оставаться безразличным. У меня отец и родной брат моей мамы воевали, тетя прошла всю войну медсестрой. Я родился, когда война только отгремела, одиннадцать лет спустя. Когда я рос, впервые начали отмечать Победу, в ее двадцатилетие. Помню, как в школе поздравляли фронтовиков. Я рисовал отцу открытку. Все это — кирпичики в фундамент воспитания личности, гражданина и патриота.

— Сложно быть и продюсером, и режиссером на своем проекте? В представлении обывателя режиссер делает фильм, оператор стоит за камерой, артисты играют, а продюсер находит на это деньги. Это так? Какова его роль в производстве?

— Это поверхностное представление. Продюсер не только ищет финансирование. Если говорить коротко, что он делает, — все. Не в смысле своими руками, но за все отвечает. Как? В первую очередь заключает правильные договоры с авторами и создателями. Режиссер подбирает актеров, команду, но утверждает всех продюсер. Он единственный, кто не может бросить проект. Любой может уйти — художник, оператор, даже актер и режиссер. Продюсер — нет. Он отвечает за целевое расходование средств и результат, и должен картину закончить любой ценой. Режиссер уходит — продюсер приглашает другого или сам расторгает договор, если тот не соблюдает сроки или выдает некачественный материал. Если качество низкое, у картины будет тусклая судьба в прокате и на фестивалях, а это плохо скажется на репутации — вы освоили деньги, сняли кино, но результат не оправдал ожидания. Тут много рисков, особенно если речь о дебютном кино.

Мы тщательно отбираем режиссеров, сценарии, готовимся к съемкам, но есть непредсказуемость — ведь они ни разу не снимали полный метр, а это совсем другая дистанция, другие условия. Когда вы получаете совсем небольшие деньги на полнометражный фильм — считаете каждый час работы, не то что каждую смену, не можете себе позволить ни одного лишнего движения. И все же удается снимать картины как «Бык» или «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» и некоторые другие, не столь громкие.

Еще продюсер инициирует проект. Он берет тему и начинает ее развивать, находит режиссера и подбирает ему сценарий или помогает доработать его. Такой процесс длится долго — год, два иногда дольше. Это продюсер делает за свой счет, принимая риски. Когда проект сформирован и есть бизнес-план — можно искать средства. Деньги найдены — начинается производство, и продюсер отслеживает оба направления — производственное (финансовое, календарное) и творческое. Материал отсматривает с редактором, с режиссером монтажа. Бывает, что картина отснята довольно быстро — часто месяц, и на монтаже видны уязвимые места. Начинается поиск монтажного решения.

Как говорил классик, кино делается три раза — когда пишется сценарий, когда снимается и когда монтируется. На третьем этапе можно что-то исправить — переозвучить или переснять. Окончательное решение за продюсером.

Считаю, ему нужны знания режиссуры, а режиссерам — продюсирования. В этих профессиях много общего, но у продюсера акцент на производственные и организационно-финансовые аспекты, у режиссера — на творческие.

— Если говорить о продюсерском центре «ВГИКДебют», которым вы руководите, как отбираете, с кем из выпускников работать?

— Студенты занимаются пять лет и снимают учебные, курсовые, дипломные работы, и, как правило, направляют их для отбора на Международный студенческий фестиваль ВГИК. Так у нас есть возможность наблюдать их развитие, консультироваться с педагогами, отслеживать творческий рост. Привожу в пример Александра Ханта. Была его первая учебная работа, снятая на втором курсе, называлась «В опере». Я ее заметил и запомнил, уже тогда он показался мне интересным. На следующий год его работа «Ужин» получила приз за визуальное решение.

У нас с Александром начался диалог. Нашли ему сценарий еще одного выпускника ВГИКа, Алексея Бородачева — «процесс пошел».

— По поводу команды. Алексей Серебряков играл в фильме про Витьку Чеснока бесплатно — как удается так увлекать людей?

— Две вещи очень важны: качество сценария и творческий энтузиазм. Тут было и то и другое. Почти все актеры ищут для себя что-то особенное, чтобы реализовать свой талант. Когда они видят интересный сценарий, горящие глаза способного человека — они тоже увлекаются.

Поэтому Алексей Серебряков и согласился сняться бесплатно, поддержать молодого режиссера. Причем это было его предложение — он понимал, что на картине денег мало, и мы не сможем заплатить ему достойный гонорар. Он сильно рисковал, но риск оправдался.

— Как ваши фильмы, в частности «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» побеждают на международных фестивалях, несмотря на политические тонкости — как та, что его показали на фестивале «Евразийский мост» в Ялте?

— Важно, что наши картины получают признание не только в России, но и в мире, на международных фестивалях класса А. Любой фестиваль, отборочная комиссия, жюри — это некоторое количество субъективных мнений. Каждый, так или иначе, пристрастен — все мы кого-то больше любим, кого-то меньше. И вот две наши картины, выпущенные с разницей в год, сначала «Чеснок», затем «Бык» завоевали Главный приз в Карловых Варах. Там вердикт выносили члены международного жюри, они голосовали за зарубежные картины — никто нас не знает, мы никого не знаем. Значит, увидели в фильмах интересную для них форму и глубокое содержание. Более того, когда «Бык» получил Гран-при, спецприз получила украинская картина. Я был уверен, что она получит главный приз, ведь в жюри был украинский продюсер, но награду отдали нам. Здесь не вижу никакой политики. Просто искреннее высказывание, прекрасная операторская работа, яркое актерское исполнение, интересный материал и его режиссерское решение.

И дальше свидетельством того, что картины достойны, было их триумфальное шествие по международным фестивалям, где также получено множество призов. Наши картины обращают на себя внимание в мире, их выделяют из общего потока кинопродукции. Просто молодые ребята интересным языком искренне высказывают свежие мысли. Там и операторы упомянутых фильмов — Даниил Фомичев, Глеб Филатов — новые молодые мастера. Важно, что картины создавались командами энтузиастов. Там все были так заряжены! Если Серебряков снимается бесплатно — значит, есть мотивация, он делает это с душой. То же самое касается и Евгения Ткачука, который делает все искренне, и всей команды, которая работала с Хантом над этой картиной, так же как и с Борисом Акоповым над «Быком», как сейчас с Александром Цоем над фильмом «Когда она приходит», который мы закончили недавно, перед самой изоляцией, и отправили по фестивалям. Картина уже получила лестные отзывы некоторых отборщиков за высокий профессиональный уровень. Но это психологический триллер, жанровое и не совсем фестивальное кино, поэтому не будем загадывать.

СПРАВКА

Федор Попов — режиссер игровых и документальных фильмов, продюсер, сценарист, киноактер. Родился 20 февраля 1956 года. Окончил экономический факультет ВГИК им. С. А. Герасимова. Генеральный директор продюсерского центра «ВГИК-Дебют», член Союза кинематографистов, Европейской киноакадемии, российского Оскаровского комитета. Академик киноакадемий «НИКА», «Золотой орел». Доцент кафедры продюсерского мастерства ВГИК, председатель Государственной аттестационной комиссии СПбГИКиТ по специальности «Продюсерство кино и телевидения».

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Режиссер:

— Кавказская рулетка (2002)

— Четыре таксиста и собака (2004)

— Четыре таксиста и собака 2 (2006)

— Все в порядке, мама (2010)

— Совсем не простая история (2013)

— Коридор бессмертия (2019)

Продюсировал более 50 лент, в том числе:

— Облако-рай (1990)

— Послушай, не идет ли дождь (1999)

— Спартак и Калашников (2002)

— Шукшинские рассказы (2002)

— Белое золото (2003)

— Дунечка (2004)

— Коля — Перекати поле (2005)

— Фарт (2005)

— Совсем не простая история (2013)

— Вакантна жизнь шеф-повара (2015)

— Дефиле (2015)

— Рок (2017)

— Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов (2017)

— Звезды (2018)

— Печень (2019)

— Бык (2019)

— Когда она приходит (2019)

Читайте также: Актер Кирилл Полухин: Если у человека не бывает сомнений — это плохой показатель

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.