Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Фестиваль «Красная площадь» стал первым массовым мероприятием в столице с начала пандемии

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Поэтесса Татьяна Баршина на Красной площади. Она подготовила рассказ про своего деда писателя Евгения Курдакова
Поэтесса Татьяна Баршина на Красной площади. Она подготовила рассказ про своего деда писателя Евгения Курдакова / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Сегодня завершается книжный фестиваль «Красная площадь» — первое массовое мероприятие в Москве с начала пандемии. Он открылся в субботу, в «пушкинский» день.

Вопреки прогнозам некоторых скептиков уже можно сказать, что фестиваль удался. Конечно, он не дотягивает до прежних масштабов: число издательств сократилось до двухсот. Некоторые пока побаиваются больших скоплений людей, а другим просто сложно добраться до столицы из других регионов.

Сразу на подступах всех, кто заранее зарегистрировался на сайте и получил возможность бесплатно пройти на мероприятие, встречал тройной кордон безопасности: проверка билета, девушки с тепловизорами, полиция. Никакой суеты и толчеи, несколько входов, люди держат дистанцию. На площади просторно, два центральных шатра в этот раз не ставили. И все с удовольствием гуляют.

Надо заметить, что маски очень затрудняют общение, даже хорошие знакомые не сразу друг друга опознают. Но тем радостней узнавание. Стенды участников отделены друг от друга, сидячих мест в шатрах тоже мало, и все на расстоянии социальной дистанции. Раз в два часа на площади появлялся целый отряд девушек в защитных костюмах, которые дезинфицировали все стенды, а фотографы в это время с удовольствием снимали их работу.

— Хорошая книга — это не только досуг, это еще и хороший помощник, благодаря которому можно преодолеть трудности и напитаться оптимизмом, — выступил на открытии директор службы внешней разведки России, председатель оргкомитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в РФ Сергей Нарышкин. Вместе с ним по стендам прошлись глава Российского книжного Союза Сергей Степашин, глава Роспечати Михаил Сеславинский и его заместитель Владимир Григорьев. Глава Департамента культуры столицы Александр Кибовский ждал гостей у стенда Библиотек Москвы. Первым подошел Сергей Нарышкин. Чиновники поздоровались на новый модный манер — стукнулись кулаками и заулыбались. А я поспешил на главную сцену, где вручали премию «Лицей» молодым поэтам и писателям. Почти все финалисты общались с аудиторией и ведущим, писателем Сергеем Шаргуновым в формате видеоконференции, которая транслировалась на большом экране. Собравшиеся поддерживали волнующихся литераторов аплодисментами.

Еще было заметно, что люди явно истосковались по живому общению: с удовольствием листали книги, обсуждали их с продавцами. Уже в первый день стало ясно, что желающих посетить фестиваль больше выделенной Роспотребнадзором квоты в 1200 человек на два часа (все посещения разведены для безопасности по времени). И ее увеличили до двух тысяч. Но и этого не хватило. Значит, чтение по-прежнему в приоритете.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры Москвы:

— Фестиваль в этом году проходит в интересный момент. Мы накануне голосования поправок в Конституцию. Важно, что за русским языком, помимо госстатуса, признается его государствообразующее значение. В «языковой» 68-й статье появляется новый пункт о том, что культура поддерживается и охраняется государством. Впервые в Конституции устанавливается прямая обязанность государства поддерживать и беречь культуру на всех уровнях власти. Для меня как для руководителя Департамента и победителя конкурса «Книга года 2019» эти поправки являются ключевыми.

КСТАТИ

Книжный фестиваль «Красная площадь» проходит уже в шестой раз. В нем приняли участие больше 200 издателей, прошло более 250 мероприятий на 7 площадках.

Из-за коронавируса на фестиваль не могут попасть люди старше 65 лет и младше семи. Фестиваль проходит в онлайн и офлайн-форматах, что делает его доступным. В прошлом году ярмарка длилась шесть дней. Ее посетили около 300 тысяч человек, были представлены издательства всех регионов России.

Последние отголоски культурного взрыва 90-х

Писателям, которых сегодня называют «новой волной», «Вечерняя Москва» задала всего один вопрос: Существует ли такое понятие, как новая российская проза, и если да, то чем она отличается?

Сергей Вересков

Роман «Шесть дней»

Для современной культурной жизни характерна эклектика и общее «многоголосье». В мире (и в нашей стране) так много заметных и очень разных авторов, в том числе и молодых, что выявить общее для всех начало не то что трудно, а буквально невозможно.

Это усугубляется тем, что ни один даже самый крупный современный писатель ни в нашей стране, ни за рубежом не может сравниться по своему влиянию с фигурами прошлого: в этом смысле у нас нет ни нового Толстого, ни Бальзака, ни Солженицына, ни Камю. Просто потому что роль литературы уже не столь велика.

Так получается, что у каждой «культурной группировки» сегодня свои герои — кому-то нравится Улицкая, кому-то — Прилепин, и герой одной «тусовки» не становится авторитетом для другой. Так же ситуация обстоит и с молодыми авто рами: у каждой группировки свои звезды. Рефлексия человека на тему личного прошлого — оказалась нам близка.

Степан Гаврилов

Роман «Опыты бесприютного неба»

Глядя на своих сверстниковписателей, я понимаю, что иногда у нас нет ничего общего, кроме разве что времени. Мы можем жить с коллегой на соседних улицах, он будет автором трансгрессивных либер-панк квир-новелл, а я — утонченным наследником Бунина. Вместе мы по субботам будем собираться с нашим другом-японистом, который в своем творчестве наследует традиции жанра дзуйхицу. И ничего — нас издадут и поставят на одну полку. Никого это не смутит, один и тот же читатель запросто прочтет и меня, и моих друзей. Главное отличие новой литературы от предшествующих волн: она наследует все, что хочет, но в целом не наследует ничего конкретного.

Булат Ханов

Романы «Гнев», «Непостоянные величины»

Поддерживать разговор о новом — верный способ загнать полемику в тупик. Само понятие «новое» далеко не ново, и поэтому дискуссии о новизне, за редким исключением, ассоциируются с чем-то плохо пережеванным и переваренным, с чем-то неплодотворным и набившим оскомину. Избегая прямого ответа на вопрос, скажу, что русская литература в той исторической точке, в которой она оказалась сейчас, обладает рядом специфических черт. Нет табуированных тем и нет безусловных авторитетов. Авторы либо апеллируют к прошлому, преимущественно советскому, и пасуют перед современностью, либо, обращаясь к повестке дня, не выступают с радикальным протестом против сложившихся установок, не противопоставляют некий утопический проект. Сам оптимизм кажется устаревшим и выхолощенным. Русской литературе на текущем этапе не хватает воображения.

Мария Аверина

Роман «Контур человека: мир под столом»

Домов без фундамента не бывает. Бесспорно, что в нашу литературу пришла мощная волна западной художественной традиции, но ведь русская культура всегда, принимая западные формы, наполняла ее собственным содержанием. Мне кажется, процесс этого слияния мы сейчас и наблюдаем. В 90-е годы случился настоящий бум, когда стало возможным писать и читать все, что раньше было запрещено. Я полагаю — мы все еще находимся на волнах того взрыва.

Современная российская проза — живой процесс. Мне кажется, она находится сейчас в самой мощной стадии своего становления и развития, и куда он повернет, во что выльется — это самая главная интрига нашего времени, а именно оно все расставит по своим местам.

Малика Атей

Роман «Я никогда не»

Новые русские писатели воспитаны на той же литературе, что и их предшественники, сформированы теми же представлениями о языке, и поэтому, за редким исключением, их проза продолжает довольно давно установившиеся традиции. Но при сохранении того же стиля, той же внутренней системы его восприятия и оценки, той же, как правило, эстетики меняется постановка вопросов, меняется рассказчик и его взгляд. Руководителями важных редакций, самыми востребованными критиками, лауреатами премий становятся молодые женщины, а это значит другой выбор историй, иначе выставленный свет, иные воспоминания.

Читайте также: Новые задания появились в библиотеке МЭШ ко Дню русского языка

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.