Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Время гаданий и волшебных цветов: как правильно отмечать праздник Ивана Купалы

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Время гаданий и волшебных цветов: как правильно отмечать праздник Ивана Купалы
Фото: «Вечерняя Москва»

В ночь с 6 на 7 июля отмечают народный праздник Ивана Купалы. По традиции его празднуют с богатой культпрограммой: можно прыгать через костер, плести венки и петь песни. «Вечерка» узнала, в чем смысл этих обрядов.

— Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) знаменует поворот природы от весны к лету, — рассказывает культуролог Нана Бахтадзе. — А в годовом цикле происходила «смена вех» наоборот. Солнце поворачивало на зиму, начиная укорачивать световой день. Очень важное событие для земледельцев. В дохристианские времена праздник отмечался 21 июня, потом сместился на 24-е (день рождения Иоанна Крестителя), которое преобразилось в 7 июля по новому стилю. Имя празднику досталось от Предтечи и Крестителя Господня, а «фамилия» — своеобразный перевод слова «креститель» с греческого как «купатель, погружатель». Неоязычники утверждают, будто существовало особое божество Купала. Однако самое раннее его упоминание встречается только в литературе XVII века. Как в древности звали «божка-основателя» праздника, мы не знаем.

В Иванове дне, как и во многих других датах народного календаря, христианская символика переплетается, а, скорее, подменяется мистическими верованиями, восходящими к языческим временам. Так, таинство крещения Христа в реке Иордан имеет в русской дохристианской традиции параллель с ритуальными омовениями в открытых водоемах.

Чудесное исцеление

Такое впечатление, что на Иванов день развлечения предусмотрены только для романтически настроенной молодежи. Однако людям взрослым и практичным тоже занятия найдутся. Например, можно заготовить банные веники. Ветви, срезанные и высушенные на Ивана Купалу, обладают особенными целебными свойствами, точно так же, как огонь и вода. Также можно вылечить больных родственников: снять с них всю одежду и сжечь ее в праздничном очистительном костре. Они тотчас вскочат с одра болезни и скажут вам «большое спасибо»! Для профилактики болезней скота проведите животных между двумя кострами — и они будут здоровы целый год.

Венок исполнит желания

Венок из веточек березы и цветов — символ невесты — в ночь на Ивана Купалу становился ключевым инструментом гаданий. В час заката венок бросали в воду, загадав желание. Если он резво уплывал вдаль, то можно было не сомневаться, что желание сбудется. Если изделие шло ко дну или прибивалось назад к берегу — значит, ничего не получится.

По той же схеме можно было загадывать имя суженого и сроки свадьбы: если венок тонул или не плыл — стало быть, в текущем году под венец пойти не судьба. Считалось, что прогноз на будущее дает и костер: если влюбленным удавалось перепрыгнуть через него, не расцепив рук, то вскоре девушке следует ждать сватов от ее любимого.

Утопление (сожжение) чучела

Как ни странно, должность чучела — ритуальной жертвы — тоже зачастую исполняла береза, ведь «сценарий» Иванова дня отражает вечное круговращение жизни и смерти. Древние люди верили: чтобы обеспечить скорое и бурное рождение нового, нужно качественно и с удовольствием угробить старое. Убийство березы состояло в том, что ее срубали и топили в речке. Якобы так — по воде — лесная дикая сила передается полям, которые возделывают люди. Однако «хоронили» березу опять же с песнями и плясками — праздник все-таки. На юге России и на Украине дерево часто заменяли соломенной куклой. Ее разрывали на части и сжигали.

Всемогущая березка

Береза, а вовсе не елка, — самый затрепанный атрибут многих старинных и «исконных» праздников. Она раньше других деревьев покрывается свежей листвой, как бы намекая нам на свою особенную жизненную силу. Поэтому все манипуляции с березой — украшение лентами и нитками, «завивание» веток в венки, хороводы с песнями — связаны с тем, чтобы задобрить природу, чтобы дерево поделилось с девушками и женщинами своей могучей энергией. С этой же целью березку «заламывали»: нагибали и привязывали ветки к траве, чтобы укрепить таинственную связь человека с силами матери-земли — через березу. Этот день открывал купальный сезон, который длился до Ильина дня, 2 августа. Во многих регионах считалось, что 23 (6) июня — на Аграфену Купальницу — реки и озера покидают водяные, русалки и прочие. Ведь нежить любит ночь, а теперь ночи короткие, можно плескаться спокойно.

Прыжки через костер

Самое характерное «купальское» развлечение. Причем огню именно в ночь на Ивана Купалу приписывалась особенная магическая сила самого разнообразного свойства. Исследователи считают, что главной функцией купальского костра было очищение мира — от болезней, нечистой силы. По еще одной версии, огонь помогает солнцу согревать землю — и урожай, соответственно. Люди, прыгавшие через костер, — и поодиночке, и парами, — тоже напитывались энергией солнца.

Ритуальная трапеза

Это кутья — угощение, которое обычно подают на поминках. Ничего удивительного: поминать усопших было принято на всех больших календарных праздниках, особенно связанных со сменой времен года или означающих какие-то важные перемены: на Рождество, на Троицу, на Пасху тоже поминают предков. В деревнях кутью готовили из цельных пшеничных зерен, символизировавших вечное возрождение жизни, ведь зерно не погибает бесследно, а дает начало ростку. В городах, где пшеница существовала в основном в виде булок, кушанье готовили из риса. Также к кутье добавлялись ягоды (в городах — изюм).

«Свободные отношения»

Объятия и поцелуи в ночь на 7 июля связаны с символикой рождения новой жизни, которая ассоциируется у всех нас — как ни крути — с любовью, браком и телесными радостями. Правда, народ вполне отдавал себе отчет, что все «до свадьбы нельзя». Ведь Иван Купала — это Иоанн Креститель. Поэтому никаких разнузданных любовных игрищ в христианскую эпоху уже себе не позволяли. И все равно, на всякий случай, отправлялись очищаться, не мистически прыгая над костром, а вполне физически — в ближайшем водоеме или утренней росе. Росой могли вымыть и дом, потому что вся вода на Купалу — ясное дело — обладала высочайшими дезинфицирующими свойствами.

В поисках папоротника

Главный символ Ивана Купалы — мифический цветок папоротника. Того, кто его найдет, цветок наделял волшебными свойствами: способностью видеть будущее, понимать язык животных, прозревать клады глубоко под землей, делаться невидимым и так далее. Однако есть опасность нарваться на нечисть, которая охраняет редкий цветок, — и тогда прощайте мечты о карьере супермена. Именно такая история произошла с главным героем повести Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» Петрусем. Он, бедный, вообще жизни лишился.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виталий Ткачев, протоиерей:

— Праздник взяли на вооружение неоязычники, используя в нем и безобидные фольклорные элементы, вроде прыгания через костер, и бесовские игрища, основанные на суевериях, наносящих непоправимый вред душе. Я бы советовал христианам открыть свое сердце для подлинной радости и отпраздновать Рождество Иоанна Предтечи не гаданиями и участием в ритуалах, а молитвой и общением с близкими людьми.

Читайте также: Верхом на метле. Как защититься от злых духов

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.