Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Тайны знакомых улиц. Жители столицы рассказывают, как изменилась городская карта с советских времен

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Тайны знакомых улиц. Жители столицы рассказывают, как изменилась городская карта с советских времен
Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Департамент культурного наследия Москвы утвердил предмет охраны главного дома усадьбы по адресу: улица Гончарная, дом № 16, строение 1 Здание построено в конце XVIII — начале XIX века. Это объект культурного наследия федерального значения. Такие дома, да и сами улицы — своего рода памятники истории, отражающие особенности жизни, времени и быта горожан. Корреспондент «Вечерней Москвы» пообщался со старожилами, которые помнят, какой столица была раньше.

Александр Сорокин живет в районе Сокольники более 70 лет — с самого рождения — и хорошо помнит, какие улицы когда-то здесь существовали.

— Было несколько Сокольнических улиц, Полевых переулков, и везде одно- и двухэтажные деревянные дома. Дальше, за парком «Сокольники», чудесный дом № 5 по 6-му Лучевому просеку. Зажиточные фабриканты Зимины заказали его строительство Андрею Стратилатову, модному в начале ХХ века архитектору, — рассказывает Александр Сорокин. — Очень красивый был дом № 31 по Поперечному просеку. Сейчас там пустыри, где так ничего и не построили. Все снесли к Олимпиаде 1980-го. А с Полевыми переулками вышла история... Нынешний 2-й Полевой переулок успел побывать и 1-м, и 3-м, — рассказывает Александр Сорокин. — На карте Сокольников сейчас есть только 1, 2 и 4-й Полевые переулки. А вот просто Полевой, без номера, вообще отыскался в районе Внуково. Так что третий Полевой — лишний оказался.

До строительства метро Сокольники были дачно-лечебным местом. Улицы были все в деревьях, движение минимальным, а самым популярным общественным транспортом оказался трамвай. Большой трамвайный круг располагался напротив церкви, где настоятелем был прадед Александра, известный в Москве священник Иоанн Кедров.

— Я хорошо помню, как выглядел район возле метро «Сокольники» в 60-е — самым высоким зданием была пожарная каланча (она и сегодня на своем месте). У главного входа в парк «Сокольники» был большой трамвайный круг. Моя бабушка, одна из 12 детей Иоанна Кедрова, работала в театре «Тиволи» аккомпаниатором на фортепьяно. Там они с дедушкой и познакомились. Молодые люди обменивались записками, пряча их за одну из икон в церкви, инициатором строительства которой был Иоанн Кедров, — делится воспоминанием Александр Сорокин.

Дед его, Александр Парфентьев, вступил в партию большевиков и уже в советское время донимал районные власти тем, что всюду, где бывал Ленин, требовал установить мемориальные таблички. И добился, что на бывшем театре «Тиволи» установили такую. Благодаря ей театр не снесли перед масштабной реконструкцией района перед Олимпиадой 1980 года. Из-за стараний деда Сорокина дом и сейчас стоит — в нем находится один из самых посещаемых детских центров, а до этого — райком комсомола «Сокольники». От комсомольских времен остались даже номерки в гардеробе — с символикой и аббревиатурой ВЛКСМ. А вот трамвайный круг перенесли — теперь трамваи почетно объезжают бывший театр, а на месте старого — автостоянка, но тоже круглая.

Старый указатель на сосне

Если гулять по Тимуровской улице, в парке «Сосенки», можно заметить странную табличку — старинный указатель с номером дома на… сосне! Причем рядом — ни одного дома! На круглом знаке, видом из 40–50-х годов прошлого века, четко нанесены номер «дома» — 58 и «Сосновый пр-т». Группа москвичей во главе с Матвеем Заславским при поддержке управы района Царицыно решила разобраться, откуда на Тимуровской улице возник Сосновый проспект, а заодно восстановить табличку.

Они изучили старые карты и обнаружили, что старое название Тимуровской улицы — Сосновый проспект. Район Царицыно после революции был переименован в Ленино — по имени вождя.

Новые названия дали и улицам: некоторые проспекты носили просто номер, с первого по пятнадцатый. Некоторые улицы назвали по популярным фамилиям — Ивановская, Петровская. До сегодняшнего дня только две улицы старого Царицына сохранили свои названия — Товарищеская и Солнечная.

Поржавевшая от времени табличка висела на высоте более трех метров. При восстановлении, сняв первый слой краски, под надписью «Сосновый проспект» активисты обнаружили совсем другую — «пос…ября» (неразборчиво) .

— Мы были в замешательстве, — рассказал «ВМ» Матвей Заславский. — Очистив грязь, мы выяснили, что номер 58 был нанесен по трафарету, очень отчетливо, а надпись «Сосновый проспект» сделана вручную кистью. А под ней четко проступила более ранняя, также очень аккуратная и похожая надпись по стилю написания на цифры — «пос…ября». Решили докопаться до истины — похоже на «Поселок Октября». Откуда он взялся в наших краях? Может, табличку предыдущий хозяин где-то нашел и приспособил у себя во дворе? Такое могло случиться, но очень странно совпадение номера — 58 Нам удалось найти «Очерк о Царицыно», авторами которого стали Георгий Еремин, Николай Кренке и Сергей Чусов, где сказано что «в 1967 начался массовый снос исторических поселков Нового Царицына, Петровского поселка, построенных в 1930-е года поселков «Коллективных дач» и «Октября» («Красного Октября»)». Посмотрев карту 1962 года, мы находим на ней дом 58 — приблизительно в том же месте, где растет сосна. Отсюда можно сделать вывод: возраст таблички 70–80 лет, а сосне, на которой она висит, лет 100 В какой-то момент улицу переименовали, но нумерация домов осталась прежней, и владелец дома руками исправил улицу на новую: Сосновый проспект, 58 Также следует отметить, что в Царицыне была улица Октябрьская в районе Каспийской, — рассказал Матвей Заславский.

В результате коллективного творчества табличка была восстановлена, пусть и современными красками. Чтобы она была еще заметней, активисты установили в верхней части железной таблички две светодиодные лампы с питанием от экологических солнечных батарей — так что теперь «Сосновый проспект, 58» сияет в ночи и заставляет всех, кто проходит мимо, задумываться об истории улицы.

Пупыши

Исчез на карте Москвы и один из переулков с забавным для современного уха названием — Пупышев. Назван он был так по болотистой местности Пупыши, где был проложен несколько столетий назад в Замоскворечье, недалеко от Космодамианской набережной. Переулочек, как и положено ему, совсем небольшой, зато в нем находилась церковь Святого Николая в Пупышах с чудотворной иконой «Утоли моя печали», по преданию, привезенной еще в XVII веке в Москву донскими казаками. Здание разрушили после революции, окончательно разобрав после войны, а икону «Утоли моя печали» перенесли в храм Николы в Кузнецах — она и по сей день там. На месте Пупышева переулка возникли постройки Космодамианской набережной.

Кривой и другие

Больше всего московских улиц исчезло при строительстве гостиницы «Россия», начавшемся в 1964 году. Возвести отель решили на месте исторического района Зарядье. Строительство поглотило переулки Кривой, Максимовский, Мокринский, Елецкий и Зарядьевский и еще несколько целых улиц. Отель советских времен был самым большим по площади в Европе, и СССР им гордился. Как вспоминает классик советской фотографии Николай Рахманов, от старинных построек не осталось и следа.

— Еще до войны здесь хотели возвести Дворец Советов, были неудачные конкурсы архитектурных проектов. Москвичи не очень полюбили гостиницу, хотя по сравнению с построенным в то же время зданием Интуриста «Россия» была не так заметна. Но город всегда меняется, он как живой организм. Я Москву снимаю давно и очень ее люблю. Парк, конечно, намного лучше эстетически, да и у фотографов теперь прибавилось работы — кадры без Парящего моста уже устарели и нужно снимать новые, чтобы показывать наш замечательный город в XXI веке. Глядя на старые фото, понимаешь, что ради гостиницы «Россия» снесли очень многое, что вполне могло бы сегодня радовать глаз. Однако уже в 1990-х годах здание стало приносить убытки. В 2006 году гостиницу закрыли, а после — снесли. В сентябре 2017 года на месте бывшего отеля появился парк «Зарядье», до сих пор радующий москвичей и гостей столицы.

Судьбу Зарядья практически повторила Немецкая слобода — район, где исторически селили иностранцев, дабы те своим непривычным глазу жителя Руси видом не смущали москвичей. Здесь при правителе-реформаторе Петре I жили иноземные специалисты, которые должны были помочь самодержцу превратить Россию в передовую державу.

—В конце 1980-х годов началась точечная застройка Немецкой слободы, здесь возводили разноэтажные дома, ведомства и министерства, — рассказал житель улицы Бауманской, коллекционер старинных книг Дмитрий Перкин. — Многие улицы были переименованы или вообще исчезли. Например, Бауманская до 1922 года называлась Немецкой, а после ее переименовали в Баумановскую. Свое нынешнее название улица получила только в 1930 году. В издании 1831 года «Москва, или Историческiй путеводитель по знаменитой столице Государства Россiйскаго» за авторством Ивана Гурьянова упоминается Девкин переулок, которого сейчас на карте города нет — он стал частью Бауманской улицы. По одной из версий,свое название переулок получил благодаря расположенному здесь приюту для девиц, по другой — частью домов владел иноземный купец Каспар Девкин.

С допетровских времен на территории бывшей Немецкой слободы сохранился только один дом — по Бауманской улице, 53, строение 8 Народная молва называет его домом одной из фавориток Петра, Анны Монс. Однако та здесь никогда не жила. Согласно архивным записям здание по Бауманской улице — это все, что осталось от большой усадьбы врача царской семьи Захария Ван Дер Гульста. Первое упоминание о палатах датируется 1706 годом. Случайному прохожему этот дом увидеть довольно сложно: двухэтажная каменная постройка с одной стороны закрыта бетонным забором с колючей проволокой, с другой — высокими строениями бывшего Научно-исследовательского института точных приборов, при строительстве которого были снесены многие здания вокруг усадьбы.

Однако часть исторического памятника удалось сохранить: два каменных льва, которые когда-то принадлежали Ван Дер Гульсту, теперь украшают здание Департамента культуры Москвы на Пятницкой улице, 19 Своим спасением скульптуры обязаны бывшему директору завода при НИИ Николаю Дудкину, который распорядился спрятать их в короба и закопать на территории предприятия. Там они пролежали десять лет — а до того более двух веков встречали всех посетителей усадьбы.

Свой «кремль» сплотил жителей

Если жители Центрального округа сожалеют о снесенных старых домах, то жители улицы Анохина, дом 4, корпус 1 и 2, в Тропарево-Никулино радуются тем архитектурным достопримечательностям, которые у них есть. Среди застройки начала 2000-х у них во дворе стоит уменьшенная копия Спасской башни Московского Кремля. Башня — остаток наглядной агитации расформированной ныне воинской части ПВО. Перед этой частицей Кремля солдаты проводили утренние построения.

Поскольку застройка в районе типовая, то сооружение стало «визитной карточкой» микрорайона и местом встреч. «Собираемся в шесть у Кремля!» — договариваются жители окрестных домов.

Когда воинскую часть ликвидировали, жители испугались, что вслед за этим снесут и башню, и обратились в местную управу с просьбой сохранить достопримечательность для жителей. Власти района пошли навстречу. Теперь инициативная группа во главе с Кристиной Свайкиной, развивающей тропаревские соседские сообщества, проводит у башни праздники двора, которые обязательно возобновятся после снятия ограничительных мер.

НАСЛЕДИЕ

Второй год подряд в Москве проводят конкурс детских рисунков «Наследие моего района». В 2020 году организаторам прислали 1500 работ, это в три раза больше, чем в 2019-м. Участникам предложили по-новому взглянуть на привычные им здания, парки, небольшие сооружения, увидеть красоту в повседневном и запечатлеть эти места на своих картинах.

В этом году для ребят подготовили эксклюзивные материалы о живописи и наследии, с которыми можно было познакомиться на онлайн-лекциях и мастер-классах. Традиционно на многих рисунках дети изобразили храмы и церкви, парки и скверы, школы и дома. Но есть и объекты культурного наследия, к примеру, музей имени И. С. Тургенева, кинотеатр «Волгоград», особняк Морозова, Крутицкое подворье, парк «Кузьминки», Бахрушинский приют, поселок художников.

Итоги окружного этапа конкурса уже подвели. В каждом округе города жюри выбрало по одному победителю в двух возрастных группах: от 7 до 11 лет и от 12 до 15 лет. Лауреатами стали 23 школьника.

Впереди городской этап. Его победителями станут 12 человек: шесть в категории «Любитель» и шесть в категории «Профессионал».

Всем участникам конкурса вручат дипломы и памятные подарки. Рисунки по традиции покажут в одном из музеев города.

РЕПЛИКА

Андрей Леднев, москвовед:

— После революции 1917 года исторические названия улиц исчезали пачками — в советское время переименовывалось все то, что так или иначе было связано с царским режимом. Иногда доходило до смешного.

Так, например, Протопоповский переулок, который назвали по фамилии крупного домовладельца Протопопова, религиозностью не отличавшегося, был переименован в Безбожный. Первая масштабная перепланировка города произошла в 1930-е год ы. Тогда, например, буквально прорубали улицу Новый Арбат и в результате исчезла Собачья площадка.

В 1960-е, когда в состав Москвы вошли небольшие города и деревни — Люблино, Кунцево, — было много улиц, названия которых дублировались, и пошла еще одна волна переименований. В третий раз названия стали менять в 1991 году. Тогда некоторым улицам были возвращены старые, дореволюционные названия. Конечно, сегодня появляются и временные — есть Проектируемые проезды под различными номерами — такие названия дают территориям, где ведется реконструкция. Сейчас пропадают транспортные топонимы. Исчезло название у станции Люблино линии МЦД, она стала Кубанской, по наименованию улицы.

Но раньше она называлась Вокзальной, пока Люблино не входило в состав Москвы.

В результате нескольких «волн переименований» появились признаки, которые позволяют определить, где находится та или иная улица. Большинство исторических названий носят улицы в центре города — Садовническая, Поварская, Ножовый переулок, Воротниковский и многие другие.

Читайте также: Спецпроект к 40-летнему юбилею Олимпийских игр стартовал в Москве

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.