Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Худрук театра имени Пушкина Евгений Писарев: Когда я учился, репетировалось все «под градусом»

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Худрук театра имени Пушкина Евгений Писарев: Когда я учился, репетировалось все «под градусом»
Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Беседуя с художественным руководителем Театра имени Пушкина Евгением Писаревым, я сразу признался ему в том, что плохо представляю, как театры будут работать в новых условиях.

— Евгений, поздравляю всех нас с выходом из карантина. Но из того, что озвучила министр культуры Любимова, я понял, что намечается целый ряд ограничений...

— То, о чем говорила Ольга Любимова, касалось встречи со зрителем. Но у нас много дел и до этого. Мы не выпустили три премьеры. Сейчас, чтобы весь остальной наш график не поехал, за август-сентябрь постараемся выпустить то, что должны были еще весной.

В первую очередь это моя премьера — «Ложные признания» по комедии французского драматурга Пьера Мариво. Там замечательный актерский состав. Премьеру сыграем 29 и 30 августа. Билеты, слава богу, продавать уже разрешили, и я с радостью отмечаю, что спрос есть. Несмотря на «шахматную» рассадку и прочие особенности предстоящего сезона, зрители явно соскучились по театру.

— А вы общались с коллегами на протяжении периода самоизоляции?

— Конечно, постоянно. Онлайн.

— Потому что была служебная потребность или человеческая? То есть вам хотелось пообщаться или вы понимали, что нужно мониторить ситуацию?

— И то, и другое. С артистами и со своими студентами я общался раз в неделю. Я так часто никогда раньше не общался с труппой. Я их даже веселил.

— Я уточню. Студентов веселили?

— Студенты веселили меня. А я веселил артистов. Я самоизолировался на даче. Можно было разжечь камин, погулять вокруг дома… все лучше, чем сидеть в московской квартире. Тем не менее депрессия накрывала, и я начал… петь. Снимал свои музыкальные экспромты на телефон, монтировал. Сначала показал артистам, а потом выложил в соцсетях.

— А какой у вас репертуар?

— У меня — от Утесова до Киркорова! Но и французская музыка тоже. Я когда-то учил язык и кое-что еще помню.

— Спрашивая про репертуар, я рассчитывал, что услышу имя Сергея Лазарева. Вы же его с эстрады фактически вернули на театральную стезю.

— Я преподавал на курсе в Школе-студии МХАТ, где он учился. Потом он с головой ушел в шоу-бизнес, но постепенно я возвращал его в театр.

Худрук театра имени Пушкина Евгений Писарев: Когда я учился, репетировалось все «под градусом» Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

— Как вы его оцениваете?

— Удивительного таланта драматический артист. Уточню: он потрясающий комедийный артист. Настоящий комик — смелый, совершенно неожиданный. То, что он делает в шоу-бизнесе, всегда очень профессионально и стильно. Но то, что он делает в театре, восхищает хотя бы потому, что это совершенно не соответствует его привычному образу — он же должен быть красавец, должен всем нравиться. А тут, на сцене театра, он может быть и некрасивый, и нелепый, придурковатый… И, мне по крайней мере так кажется, он даже удовольствие от этого получает. Потому что отдыхает от амплуа этакого секс-символа, вечно загорелого и модного.

Хотя он играет и Фигаро в «Женитьбе Фигаро», нашем самом кассовом спектакле. Там и Виктория Исакова, и Александра Урсуляк, и другие прекрасные артисты. Эту роль не назовешь чисто комедийной. Она объемная, содержательная. С тех пор как Сергей Лазарев играет в театре, Филипп Киркоров частенько напоминает мне о том, что он — прекрасный артист. Я отвечаю: «Наш зал совсем небольшой, 800 мест. Тебе нужны стадионы!

— Вы когда про Киркорова заговорили, я, по очевидной совершенно ассоциации, вспомнил Аллу Борисовну. Но — Покровскую. Вы, по-моему, были близки.

— Алла Борисовна Покровская — мой учитель, да.

— Да. Она мама Михаила Олеговича Ефремова. Как вы вообще восприняли историю с Мишей, это ДТП?

— Тяжело про это говорить. Кто-то верно сказал, что в этой аварии погибли два человека. И не очень хочется на эту тему рассуждать, слишком уж активно сейчас в разные стороны ее растаскивают. Каждому есть что сказать. Для меня здесь вопросов больше, чем ответов. Вот вы вспомнили Аллу Борисовну… я все последние дни думаю о ней. Мне кажется, хорошо, что она всего этого не видела.

Худрук театра имени Пушкина Евгений Писарев: Когда я учился, репетировалось все «под градусом» Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

— А если мы будем говорить не конкретно об этом эпизоде, а вообще о проблеме пьянства... Мне Ширвиндт говорил, что раньше была проблема серьезная, артисты пили. А сейчас он говорит про молодых — выпить не с кем.

— Есть такое. Вот когда я учился, то обожал ездить в общежитие Школы-студии, потому что там постоянно кипела творческая жизнь, норепетировалось все исключительно «под градусом».

Мои сегодняшние студенты — за ЗОЖ. Иногда даже хочется их поругать за что-нибудь подобное, а не за то, за что я их ругаю — за некоторую отстраненность, холодность, за какое-то безразличие к тому, что было до них. Они ничего не знают. Вот кто-то радуется, что выросло поколение, которое не знает, кто такой Ленин. Я говорю, да, но, к сожалению, выросло поколение, которое уже и не знает, кто такой Миронов, Янковский, Леонов, Смоктуновский.... И это меня не очень радует. Но равнодушие к алкоголю — это хорошо, на самом-то деле.

Я застал актерское пьянство в 90-е годы. Да и когда перешел во МХАТ к Олегу Павловичу (а это было уже в 2000-х), то он там с этим еще боролся.

— Вы Табакова упомянули. Меня совершенно поразило, как еще при жизни Олега Павловича вы рассказывали, что он учил вас жесткости. Потому что для нас для всех Олег Табаков — это такой кот из Простоквашино. А вы говорили, что он заставлял вас увольнять людей.

— Он даже в книжке своей написал: «Женька хороший, талантливый парень. Но очень интеллигентный. Ну, слишком уж мягкий». Я не назову Олега Павловича жестким человеком. Он, конечно, был потрясающий руководитель. Все ведь знают его как гениального артиста и педагога, а для меня он в первую очередь лучший худрук и директор театра. А без жесткости это просто невозможно. Он восемнадцать лет руководил МХАТом, огромной машиной, где почти тысяча человек в подчинении. И параллельно продолжал руководить «Табакеркой». Плюс какое-то количество фондов, советов, рабочих групп. А еще его колледж… Олега Павловича очень не хватает. Когда вспоминаю его, то сразу думаю о месте личности в истории. Нет уже такой фигуры.

Вот случается беда, что делать, никто не знает, все сразу врассыпную. Перезваниваемся трусливо, боимся испортить отношения. Он вообще не задавал вопросов. Набирал номер самого высокого чиновника: «Это говорит артист театра и кино Олег Табаков. Надо артистам помочь. Надо еще то-то и то-то…» Это просто был человек, который брал на себя ответственность. У Табакова была позиция.

— Вы берете на себя ответственность?

— Пытаюсь. «Кнут и пряник» — по-прежнему лучший метод руководства. Олег Павлович это делал просто идеально. А Ширвиндт говорит: «И что делать, если кнут в руках у пряника?..» Не скажу, конечно, что я пряник. Но у меня кавказский темперамент. Я долго терплю, долго молчу, но если меня довести, мало не покажется.

Потом рассказывают: «Ты такое говорил! Ты так орал! Было страшно!» — а я и не помню, серьезно, было такое? Но, конечно, стараюсь над собой работать и не доходить до этого состояния.

— А как в принципе относитесь к запретам на использование ненормативной лексики в кино? В театре это еще достаточно свободная территория, то есть вы себе позволяете, наверное…

— В целом я противник мата. Театр Пушкина — зрительский театр, и место, и интерьеры соответствующие. Основа — классический репертуар. Ненормативная лексика здесь неуместна. Конечно, есть и театры экспериментальные, театры, которые базируются на современной драматургии, и так далее, и так далее… Но это всегда меньшее количество зрителей. Это всегда особенный зритель, который знает, на что он идет.

— А эта эпопея заокеанская с так называемым сексуальным харассментом? Вот дело Вайнштейна, весь этот нескончаемый сериал?

— Вера Валентиновна Алентова, наша ведущая актриса, которая уже больше 50 лет работает в Театре Пушкина и верна своему театру, иронизирует: «Странно у меня сложилась жизнь. Ты, Женя, мой восьмой художественный руководитель, и ни одного «Вайнштейна» не было. Ни одного». Менялись художественные руководители, раньше это вообще были просто боги. Ну, в советские времена все были Герои социалистического труда...

«И ни одного! Вот не о чем рассказать буквально. Только о работе».

ДОСЬЕ

Евгений Александрович Писарев родился в 1972 году. После окончания Школы-студии МХАТа в 1993 году был принят в труппу Театра имени А.С. Пушкина. С 1996 года работает как режиссер. Преподает актерское мастерство в Школестудии МХАТа. В 2007 году стал помощником художественного руководителя МХТ им.А.П. Чехова Олега Табакова. В 2010 году назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Пушкина.

Читайте также: Актриса Лукерья Ильяшенко: Не люблю занимать чужие места, быть чьей-то протеже

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.