Документ про человека. Главными целями нового национального курса являются благополучие и здоровье граждан
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАПремьер-министр РФ Михаил Мишустин на встрече с главой Агентства социальных инициатив Светланой Чупшевой напомнил о важности учета новых национальных целей развития страны до 2030 года в инвестиционных программах предприятий. Ранее соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Вместе с участниками «Клуба политологов» «Вечерняя Москва» разбиралась, возможно ли их выполнить в полном объеме и какие изменения они за собой повлекут.
В указе обозначены пять основных целей развития страны: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация. До 30 октября правительство России должно представить единый план их реализации.
Позаботимся о каждом
Одна из целей нового указа о национальном развитии России — «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Директор Института социальной политики Анатолий Голов считает, что достичь ее будет крайне сложно. Дело в том, что, во-первых, эта формулировка очень размытая, а во-вторых, результат зависит от совокупности слишком многих разноплановых факторов.
— В рамках этой цели рассмотрим, например, один из подпунктов — «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет». Такого результата очень сложно достичь, потому что для этого нужны благоприятная окружающая среда, а именно чистый воздух, вода, почва, налаженная система здравоохранения, достаточный уровень доходов каждого человека и совокупность многих других факторов, — сказал Анатолий Голов. — Чтобы продолжительность жизни выросла, необходимо предпринять ряд мер в различных сферах. А есть еще и внештатные ситуации, такие как, например, нынешняя пандемия. Во-первых, она унесла жизни многих людей. А во-вторых, даже если молодой здоровый человек переболел коронавирусом и у него повреждено 30 процентов легких, то он уже проживет меньше, чем мог бы. А в-третьих, пандемия повлекла за собой падение реальных доходов населения. А это сильный удар по качеству жизни.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, наоборот, уверен, что «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» — вполне достижимая задача.
— Владимир Путин в рамках этой цели обозначил пункт «снизить уровень бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года». Для этого нужно повысить пенсии и увеличить минимальный размер оплаты труда. В период пандемии кабинет министров уже предпринял меры финансовой поддержки граждан. Появились повышенные пособия на детей и по безработице. Нужно продолжать двигаться в этом направлении, — сказал Алексей Мухин.
Генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что цель, касающаяся качества жизни и здоровья граждан, будет реализована не полностью.
— Судя по тому, что предыдущий подобный план был выполнен лишь частично, я не верю, что через десять лет мы достигнем этой цели. Мне кажется, прежде чем ставить такие амбициозные задачи, надо сначала исправить прошлые ошибки, — рассказал Сергей Марков.
Приоритет — крупным городам
Еще одна важная цель национального развития — «комфортная и безопасная среда для жизни». В рамках нее президент предложил улучшать жилищные условия россиян, обеспечить крупные агломерации качественными дорогами и создать систему переработки коммунальных от ходов.
— Нужно создать безопасную и комфортную среду для жизни. Мне кажется правильным, что Владимир Путин предлагает развивать именно крупные агломерации. Это центры экономического роста, — сказал Сергей Марков. — Нужно не раздавать поровну все блага большим и маленьким населенным пунктам, а сконцентрировать их в городах-миллионниках. А дальше они будут развиваться и дадут такие доходы, которые позволят вывести на более высокий уровень жизни остальные территории. Мне кажется, нужно развивать Москву для Центральной России, Санкт-Петербург для северо-запада, Екатеринбург для Урала, Новосибирск для Сибири, Владивосток для Дальнего Востока, Казань для Поволжья и Краснодар и Ростов-на-Дону для юга. Эти города нужно поддерживать, чтобы обеспечить экономический рост 20 процентов в год. Сейчас в России в целом рост ВВП около одного процента, а в крупных агломерациях колеблется от пяти до десяти.
С Сергеем Марковым согласен и директор Института новейших государств Алексей Мартынов. Он уверен, что если крупные агломерации будут развиваться, то потянут за собой и менее благоустроенные территории.
— Если мы говорим об инфраструктурном развитии, то действительно правильнее вкладывать деньги в большие города. Они обеспечат рост и небольшим населенным пунктам, — отметил Алексей Мартынов.
Анатолий Голов считает иначе. По его мнению, нужно, наоборот, способствовать децентрализации страны.
— В начале 1980-х годов появился термин «неперспективные деревни». Их просто бросают на произвол судьбы. Я видел такие заброшенные села, например, в Карелии: стоят шикарные красивые двухэтажные избы с резными наличниками — и никому не нужны. Потому что поблизости нет магазина, школы, даже дороги порой не проложены. Жаль, что среди национальных целей нет поддержки малых населенных пунктов и более равномерного распределения финансов. Это приводит к тому, что происходит__ отток населения в крупные города. Среди новых национальных целей я не увидел того, что власти уделяют внимание децентрализации страны. А результат этого печальный. По прогнозам Росстата, Москва, Калининград, Санкт-Петербург будут развиваться, а из остальных городов люди продолжат уезжать, — сказал Анатолий Голов.
Решение проблем с отходами
Алексей Мухин предлагает обратить внимание еще на одну важную цель — «создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза».
— Некоторые страны этим вопросом совсем не занимается, например Индонезия. А есть государства, которые решили эту проблему, это Швеция. Россия же находится где-то посередине. У нас действует устаревшая система переработки и утилизации мусора. Эксперты лет десять назад подняли этот вопрос, но до сих пор ничего не сделано. Интересно, что предпримет новый кабинет министров, — сказал Мухин.
Анатолий Голов тоже считает, что внимание к этой теме совершенно необходимо.
— Если, например, вопрос бедности сложно решить, то провести мусорную реформу проще. Люди готовы разделять отходы. Но нужно сделать так, чтобы это было выгодно. Например, можно контейнеры для вторсырья вывозить бесплатно, а непригодный для переработки мусор — утилизировать за деньги людей. Получается, чем больше разделил, тем меньше заплатил, — предложил Голов.
Экономика и социальные услуги — в онлайн
Политологи отметили важность еще одной цели национального развития — «цифровая трансформация».
— Это дань времени и важное преимущество, которое позволит России конкурировать с ведущими странами. Самоизоляция показала, насколько онлайн-технологии необходимы. Те разработки, которые уже были, выдержали проверку, но их нужно развивать и дальше. Кто-то, конечно, критикует цифровизацию за то, что персональные данные будут храниться в интернете и возможны утечки, но, уверяю вас, это обычные опасения по отношению к чему угодно новому. Больше ста лет назад так же критиковали и проводные телефоны, и телеграф, — сказал политолог Алексей Мартынов.
Его коллега Алексей Мухин считает, что тотальная цифровизация имеет свои плюсы и минусы.
— Однозначного ответа насчет того, хорошо это или плохо, нет. Если экономика уйдет в онлайн, то сократится бумажный документооборот, сведутся к минимуму личные контакты населения и власти. Но чтобы одновременно обрушить такую систему делопроизводства, достаточно одного клика мыши при нужных навыках. До тех пор пока основные серверы, которые будут обслуживать систему, придуманы и созданы зарубежными разработчиками, говорить, что все будет функционировать как часы, не представляется возможным. Кроме того, многое будет зависеть от поставщиков программного обеспечения, от места расположения серверов. Можно сколько угодно говорить о цифровизации экономики, но без решения данных вопросов это похоже на большую аферу, — прокомментировал Мухин.
А Сергей Марков уверен, что России необходимо развиваться в этом направлении.
— Создание высокотехнологичной экономики — самая сложная цель. Цифровизация действительно важна. Мне кажется, это отличная идея — перевести и социальные услуги в онлайн. Сегодня уже и пенсионеры активно осваивают интернет. Так что, мне кажется, это будет удобно всем гражданам, — отметил Марков.
Анатолий Голов тоже считает, что цифровизация экономики и социальной сферы продвинет общество вперед. Но, по его мнению, полностью уходить в онлайн не стоит.
— Если бы не интернет, наша экономика во втором квартале 2020 года рухнула бы гораздо сильнее. Многие люди продолжили работать на удаленке. Благодаря этому и сотрудники не лишились дохода, и компании продолжили функционировать. Но социальную сферу переводить в интернет полностью нельзя. В России живет много одиноких стариков, которых обслуживают соцработники. Да, можно дать им планшет, научить пользоваться. Но продукты-то таким людям все равно нужно будет приносить. Поэтому онлайн не сможет заменить все, — уверен Анатолий Голов.
Что будет через десять лет?
Алексей Мухин считает, что новый указ президента — спорный документ.
— При правильном манипулировании этот указ может сильно понизить политический рейтинг Владимира Путина. Потому что были майские указы 2018 года, цели которых были достигнуты не в полном объеме, а теперь не только отодвигаются сроки, но еще и корректируется содержание этого документа. Хотя, я думаю, такая постановка задач вполне оправданна, потому что эти формулировки реалистичны, — прокомментировал Алексей Мухин.
С коллегой не согласен Алексей Мартынов. Он считает, что это самый человечный и социально ориентированный документ за последние годы.
— Указ направлен на повышение общего благосостояния страны и уровня жизни каждого отдельного гражданина, — отметил Алексей Мартынов. — Подобные программные документы время от времени принимаются, но раньше там были общие цели, например удвоение темпов роста внутреннего валового продукта или выведение отечественной экономики на определенное место в мире. Это было похоже на прекрасные абстрактные лозунги. А в новом документе все очень конкретно и направлено на человека: улучшение качества жизни, благосостояния, медицинского обслуживания, здравоохранения, образования. Я не припомню такого трезвого реалистичного подхода к задачам, которые перед нами стоят. Надеюсь, у правительства получится воплотить их.
Сергей Марков уверен, что новый документ, по сравнению с предыдущими, более удачный.
— Заметьте, что количество целей в новом указе сократилось с девяти до пяти. Это говорит о том, что политика государства станет более концентрированной, то есть правительство не будет распылять силы сразу на много сфер, а сосредоточится на нескольких конкретных направлениях. Думаю, это правильно, — отметил он.
РЕПЛИКА
Учимся слышать друг друга
Никита Масленников, ведущий эксперт института современного развития:
— Чтобы мы могли реализовать все цели, нужно создать новую деловую среду, запустить активность бизнеса. Только на этой основе возможны структурные изменения, которые вывели бы нас на более высокий уровень развития. Это самое сложное, потому что остальные цели — производные от экономики нового типа, которую нам предстоит создать за десятилетие. Я думаю, нужно улучшать инвестиционный климат, чтобы бизнесу было интересно работать, чтобы он был мотивирован. Для этого нужно сокращать государственную долю в экономике. Власть должна помогать только законодательно. Например, нужно снижать издержки производства, потому что 43 процента выручки бизнес ежемесячно отчисляет государству: это налоги и страховые взносы. А это серьезное обременение. Думаю, построить новую экономику возможно. Государству нужно научиться разговаривать с бизнесом, быть максимально открытым. Во время пандемии начало складываться новое качество диалога с предпринимателями.
Да, не все получается, до кого-то пока не дотягиваются меры поддержки, но обе стороны учатся слушать и слышать друг друга. Если мы выстроим систему постоянного диалога гражданского общества, государственных институтов и бизнеса, тогда мы вполне можем добиться этой цели и даже превзойти.
КСТАТИ
Россия подготовила для Китая шесть совместных инвестиционных проектов на сумму почти 20 миллиардов долларов. В частности, предлагается разработать технологию и организовать серийный выпуск полированных пластин сапфира для производства светодиодов высокой яркости и строительство газохимического цеха в составе промышленного комплекса переработки этаносодержащего газа. Эти проекты позволят улучшить инвестиционный климат в стране.
Читайте также: Москва вошла в топ-20 рейтинга цифровой трансформации городов