Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Карен Шахназаров рассказал, как пандемия отразилась на российской киноиндустрии

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Карен Шахназаров рассказал, как пандемия отразилась на российской киноиндустрии
Фото: Василий Плиткин, «Вечерняя Москва»

Несколько месяцев все кинотеатры были закрыты, а съемочные процессы остановились. Во время беседы Карен Шахназаров рассказал, как он пережил самоизоляцию.

— Карен Георгиевич, есть ущерб для кинематографа в связи с эпидемией коронавируса?

— Я думаю, значительный. Не владею всей ситуацией, но могу о «Мосфильме» сказать, где я состою директором. Окончательно не считали, но порядка ста миллионов, я думаю, мы потеряли. Учитывая, что мы не получаем бюджетных средств и существуем на те средства, которые сами зарабатываем, то это для нас достаточно существенно.

За последние месяц-два уже не то что восстановились, но, в принципе, по загрузке у нас неплохая ситуация.

Я думаю, больше всего кинотеатры пострадают. Кинотеатры в основном у нас частные. Для них это, я думаю, серьезный удар. Я был на заседании Кинофонда, и министр культуры Ольга Борисовна Любимова дала понять, что каким-то образом кинотеатрам будет какая-то поддержка оказана.

— Вы, кстати, с Любимовой были знакомы до ее назначения?

— Она руководила департаментом по кинематографии в Минкульте. И у нас были хорошие рабочие от ношения.

— Вы можете двух министров сравнить — Мединского и Любимову?

— Мне кажется, Владимир Ростиславович как бы хладнокровный. А Ольга Борисовна более эмоциональная. И мне это нравится в ней. Видно, что она переживает. Я не хочу сказать, что Мединский не переживал. Но, видимо, он все-таки более закрытый.

— А Карен Шахназаров — эмоциональный руководитель?

— Я? Я вообще эмоциональный, да. Но я стараюсь не показывать. Но иногда прорывается.

— Кстати, насчет «показывать не показывать». В одном из недавних интервью вы признались, что являетесь сторонником теории заговоров. И как раз вспомнили, что в 1968 году был так называемый гонконгский грипп.

— Да, по-моему, два миллиона умерли.

— И в 2009-м была мощная эпидемия. Но мер, подобных нынешним, никто не принимал. А здесь все, кроме Белоруссии, Швеции и Японии, ввели локдаун. Можете объяснить, с точки зрения руководителя и менеджера, почему меры были приняты единодушно и везде?

— Во-первых, про теорию заговоров. Я сторонник в том смысле, что, пожив уже какой-то достаточный срок на свете, часто видел, как люди устраивают заговоры ради того, чтобы на два метра забор перенести у соседа. В этом, собственно, и состоит жизнь. Другой вопрос, что я всегда считал, что заговоры, как правило, не удаются так, как они задумываются. Не по сценарию. «Режиссер» совсем другой, у него, как правило, другие планы.

Что касается вашего вопроса по поводу всеобщей реакции на пандемию, локдауна (массовое принудительное закрытие образовательных, государственных и торгово-развлекательных учреждений из-за эпидемии или иного стихийного бедствия. — «ВМ»), мне кажется, это вообще феномен современного мира. Интернет-мира, где информация доступна. Если одна страна принимает такие меры, я не представляю себе, как лидер другой страны может не принять аналогичные. Люди не поймут. Даже если ты не вполне согласен с ними, как Трамп, например, — он ведь не согласен, но вынужден принимать меры, его убеждает в этом общественность.

И мне кажется, последняя эпидемия — это эпидемия нового информационного пространства. В 1968 году этого не было. Сегодня интернет, мне кажется, оказывает большое давление на руководителей стран. Это пошло от Китая, и все стали действовать примерно одинаково. Потому что если ты не действуешь, если ты не посадил всех на карантин — значит, ты не заботишься о народе. Это моя версия. Только некоторые лидеры, такие как Александр Григорьевич Лукашенко, стояли на своем.

— А вы маску носили?

— Да, я соблюдал все правила. Но я работал все это время. Потому что такую студию, как «Мосфильм», не бросишь на произвол судьбы. То есть, понятно, все цеха были закрыты. Но охрана, всевозможные подразделения, обеспечивающие жизнедеятельность студии, работали. Я как директор приезжал. Все время надо было решать какие-то вопросы. Потом, бесконечные циркуляры присылали: Роспотребнадзор, правительство Москвы, правительство Российской Федерации...

— Возвращаясь к Трампу и к Америке. Вы считаете, что эта движуха с делом Вайнштейна, с сексуальным харассментом, это заговор?

— Я думаю, да, заговор, но неудавшийся. Вылившийся в нечто другое.

— Хорошо. А движение Black lives matter («Жизни черных имеют значение») — стихийная вещь или тоже заговор?

— Я думаю, в целом это стихийная вещь, но которой начинают пользоваться.

Я об этом много раз говорил — Соединенные Штаты переживают примерно тот же процесс, который был в СССР.

— Какой период подразумевается?

— Период перестройки.

— То есть Трамп — это Горбачев?

— Трамп вообще по характеру похож больше на Бориса Ельцина. Но в данной ситуации он роль Михаила Горбачева выполняет.

— То есть вы допускаете коллапс заокеанской империи?

— Да, это возможно. Я не знаю, каким образом... Когда я говорю об аналоге перестройки, то помню, что вообще никакое историческое событие буквально не повторяется. Но все-таки есть определенные закономерности. На мой взгляд, в 1991 году, когда советский флаг опустился, Америка осталась одна. Она не менялась. Вся эта махина функционировала на протяжении 30 лет. Ну, если говорить по-простому, они надорвались. И, мне кажется, они нуждаются в переделывании всей своей политической системы.

— А мне кажется, за эти 30 лет, которые прошли с момента развала СССР, Америка поменялась очень сильно. Вот отношение к сексуальным меньшинствам: я еще помню времена, когда нельзя было гей-тематику по ТВ упоминать. Сейчас, если нет персонажа-гея в фильме, лента не получит «прокатное удостоверение». Условно говоря.

— Дело в том, что те события, которые в Соединенных Штатах происходят, они в принципе близки к тому, что было у нас во время перестройки.

Потому что перестройка — это тоже в определенной степени революция. На самом деле у нас тогда случилось то, что можно считать контрреволюцией по отношению к 1917 году. У нас, кстати, в тот период и собственность поменялась, и отношение к собственности.

В Соединенных Штатах тоже происходят эти процессы, и они уже не поддаются логике. Вот сейчас они сносят памятники. Ну а у нас что, не сносили памятники? А у нас что, не отрицали буквально все? В 1917 году отрицали все, что было до этого времени. В 1991 году, во времена перестройки, — практически все, что было связано с советским периодом. Я хорошо помню, и вы, думаю, помните: все, все, все фактически выкидывалось из истории.

Для того чтобы родилось что-то новое, надо обязательно отринуть старое... У нас общество ведь буржуазное. Мы «выпрыгнули» в такой, я бы сказал, старомодный капитализм. А они приходят совсем к другому. И посмотрите, у них в принципе социалистические идеи начинают превалировать, но совсем на другом градусе.

Нам это непонятно. Поэтому у нас и реакция довольно забавная. Весь российский истеблишмент возмущен: ну как так, почему, как вы допускаете?! Нельзя, чтобы памятник Колумбу сносили. Это невозможно! Я на это говорю: ребята, а вы ведь в 1991 году допустили, что памятник Дзержинскому снесли. Что ж вы удивляетесь? Для многих американцев Колумб — это колонизатор. Пройдет этот период, вполне возможно, что они перестроятся, придут, скорее всего, новые политические лидеры.

— Про памятники. Снесли в Чехии памятник маршалу Коневу, а я помню, что вы же росли в Праге...

— Да, рос. Более того, я как раз жил там, по-моему, на улице Конева.

— Будучи тогда советским подростком, сталкивались с враждебностью со стороны чехов?

— Дело в том, что я два раза в Чехословакии был. Первый раз, когда у меня отец работал в журнале «Проблемы мира и социализма», мне было десять лет. И тогда было очень хорошее отношение к советским. Отличное отношение.

Потом у меня во второй раз папа поехал туда работать. Это было уже после 1968 года. Я пару раз приезжал к нему. Ну, тогда отношение было, конечно, уже другое — отрицательное. Хотя чехи в целом — народ достаточно дисциплинированный.

— Беседовал недавно с Николаем Максимовичем Цискаридзе. И спросил у него, возможно ли восстановление отношений между Грузией и Россией. Он сказал, что этого не будет никогда. Вы считаете, возможно восстановление отношений между Чехией и Россией?

— Да, конечно. «Никогда» — нет такого слова в жизни. Кому интересен мой совет или мнение — выбросьте это слово из своего лексикона, из своей жизни. Иначе вы ничего в ней не добьетесь.

Все меняется: взаимоотношения, ситуации, политические системы... Союзники меняются. Ну все что угодно может быть. Главное, что ты можешь из жизни вынести, — что в ней может свершиться все. Причем совершенно неожиданно.

— А если про кино поговорим? Вот вы, когда делали свои ленты, будучи советским режиссером, знали, что у вас сразу полторы тысячи копий печатались. То есть это прокат в 15 бывших республиках СССР. Плюс в Восточной Европе, в Монголии, во Вьетнаме... Вы сразу выходили на глобальный рынок. Возможно такое развитие ситуации, что и российский режиссер будет знать, что его кино станут смотреть не только в пределах фестивального пространства или отечественного проката?

— Я должен вам сказать, что хотя у меня неоднозначное отношение к интернету, но он во многом это уже сделал. «Мосфильм» открыл бесплатный кинотеатр на «Ютьюбе». У нас там картин 150 с субтитрами есть. Это миллионы просмотров. Соединенные Штаты, например, дают примерно 150 тысяч просмотров в неделю. Ну, понятно, половину составляют наши эмигранты. Но по комментариям видно, что очень много американцев смотрят.

Просто у нас не хватает средств, чтобы больше вложить в субтитрирование, а еще лучше бы дублировать, тогда бы аудитория была больше. Но я же говорю — нет ничего невозможного в этой жизни.

Вот вам такой пример: кто 50 лет назад думал, что южнокорейские машины станут тем, чем они стали сейчас? За каких-то пять десятков лет страна построила свою автомобильную промышленность!

Читайте также: Сваха Роза Сябитова: Я устраивала зятю проверку, прежде чем выдать за него свою дочь

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.