Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Евгений Князев: Я благодарен судьбе за свою жизнь

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Евгений Князев: Я благодарен судьбе за свою жизнь
Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Евгению Князеву, народному артисту России, ректору Театрального института имени Щукина, актеру Театра имени Вахтангова, 9 августа исполнилось 65 лет. «Вечерняя Москва» поговорила с ним о ярких людях и событиях в его жизни, важности воспитания в школе и роли педагога, а также о том, как выбрать профессию.

— Евгений Владимирович, от души поздравляем вас с юбилейным днем рождения! 65 — это много или мало?

— С радостью принимаю поздравления и буду жить дальше, как и прежде, с ощущением времени. Не хочу обратно возвращаться, не хочу говорить, что было хорошо в 20, 30, 40 лет. В каждом возрасте свои прелести. Я благодарен судьбе за свою жизнь.

— Какие эпизоды из прожитого времени вспоминаются сейчас?

— Чем ты становишься взрослее, тем больше возвращаешься к истокам. Иногда думаю: как жаль, что я не могу сейчас встретиться с родителями, чтобы поговорить. Когда мне было 20 лет, я виделся с ними либо утром, либо поздно вечером. И на вопрос: «Как у тебя дела?» был один мой ответ: «Нормально, все у меня хорошо. Ой, ну мама, некогда, надо уже бежать, ну что ты мне свои вопросы задаешь…» Теперь, будучи отцом, понимаю, каково им было. А ведь мне тогда просто казалось, что наступила собственная жизнь, и имею право ее проживать так, как хочу я. Сейчас с высоты возраста понимаю, сколько боли доставлял родителям. Например, когда к концу обучения в Горном институте, на четвертом курсе, сообщил, что заканчивать учебу не собираюсь, и принял решение поступать в театральный институт. Какие переживания были у родителей, потому что поступлю или не поступлю — это никому не было ведомо. Я все же закончил технический вуз, потом поступил в театральный. Отец взял на себя заботу кормить, поить, одевать, хотя я уже как бы оторвался от семьи. Все чаще и чаще вспоминаю своих родителей с благодарностью за то терпение, за ту любовь, которые они мне давали.

Когда у меня бывают беседы с детьми, нашими студентами, всегда говорю о том, что надо обязательно быть благодарными людям: родители дали жизнь и поддерживают тебя в эту секунду, учителя дали путевку в жизнь. Напишите им лишний раз или позвоните, спросите о самочувствии, расскажите о себе.

— Любовь к театральному искусству появилась во время обучения на горного инженера или идет из детства?

— В семье не было творческих профессий. Помню, как я впервые без родителей пришел на спектакль, в котором играли настоящие актеры, не в кукольный театр. Сижу в зале, зажигается свет, открывается занавес, и я вижу совершенно другую жизнь: какая-то красивая, яркая, залитая светом, на сцену вышли люди в прекрасных костюмах. И так все это запало в детскую душу, мне захотелось туда, поближе к актерству. Я начал самостоятельно ходить в театр, стал записываться в кружки: художественного чтения, хоровой, драматического искусства. Стал постоянно чем-то заниматься, чтобы поближе к этому делу быть, тогда еще не понимая, что это такое. Я даже рассказать никому не мог, что хочу пойти в артисты, потому что мне казалось это недосягаемым. Для меня это были какие-то особенные люди. Мне казалось, что нужно быть каким-то суперуникальным человеком для того, чтобы стоять на сцене, чтобы, приходя в кинотеатр, видеть себя на экране. Я человек не городской, жил в небольшом поселке под Ясной Поляной, поэтому и посоветоваться особенно было не с кем.

— Не жалко было бросать техническое направление, ведь вы уже стали дипломированным инженером?

— Техническое направление не было жалко бросать, потому что когда я учился в Горном институте, поступил во всевозможные творческие кружки, был в студенческом театре миниатюр и в народном театре. Руководителем народного театра в то время была выпускница режиссерского факультета Щукинского училища, вот именно от нее я и узнал, что в нем готовят прекрасных артистов. Когда она мне стала называть тех, кто вышел из нашего института, это произвело на меня сумасшедшее впечатление. И чтобы это подтвердить, я стал в киосках «Союзпечать» покупать открытки с портретами выдающихся артистов и раскладывать по принципу: кто и какое учебное заведение закончил. И оказалось, что из фотографий известных артистов — выпускников Щукинского училища получилась самая большая стопка. Я подумал, что если столько популярных артистов там выпускают, то это и есть самый лучший институт. А теперь я здесь ректор.

— Какие качества нужны, чтобы стать артистом?

— Первое — трудолюбие, второе качество — терпение и только потом — талант. Мы принимаем по одаренности, но мы не знаем заранее, есть ли у человека другие два качества, без которых не состояться артисту. В нашей профессии очень трудно приходится тем, которые думают: «Какие хорошие предметы: сценическая речь, танец, сцендвижение. Пойдем в эту профессию». Но на сцендвижении надо так «ломать» себя, на танце так тянуть ногу, что у тебя иногда сводит мышцы, а педагог говорит еще тяни, подпрыгивай еще выше. И если ты не добьешься, чтобы это получилось, не сделаешь еще один шаг вперед в своем развитии, то ничего в актерском деле у тебя не выйдет. Или когда ты думаешь: «Ну зачем танцевать, ведь я в драматическом театре. Зачем мне движение, зачем фехтование? Обойдусь без этого, я выйду и сыграю что-нибудь». Но не получится так. Выходишь на сцену, а тебе играть нечего, ты не развил свою душу, интеллектуально и технически себя не образовал. Человек, у которого не такие большие природные данные: внешность и что угодно, но обладающий работоспособностью необыкновенной, всегда достигает гораздо большего в нашей профессии.

— Чтобы определиться с будущей профессией, нужно попробовать себя в разных направлениях?

— Ребенку важно себя попробовать. В те дальние годы, когда я был школьником, не было специальной профориентации. А сейчас есть практически везде, и в нашем институте есть профориентация, мы участвуем в городском проекте «Субботы московского школьника». Ребята приходят, и мы им показываем нашу «кухню». Например, рассказываем, как появился театр в истории человечества, показываем сценические приемы, поясняем, что артист должен хорошо говорить, уметь декламировать и делать это талантливо. Навыки красивой литературной речи пригодятся, даже если школьник не станет актером, а будет заниматься любой другой профессией. Тот, кто по-настоящему владеет русским языком, несет культуру. И это не только порядок слов, и это не понимание речи, ведь для того, чтобы мы понимали друг друга, нам бы хватило сотни слов. Нужно уметь выражать мысли, полноценно доносить их до собеседника, говорить внятно и с правильной интонацией. Кстати, у нас в институте не первый год есть программы мастер-классов и для столичных учителей.

— Есть ли какие-то отзывы от участников этих занятий?

— Да, конечно, очень много: и дети, и взрослые отзываются о занятиях с большим энтузиазмом, просят продолжать программы. И мы будем это делать в новом учебном году. Мы не остановили наши мастер-классы даже во время самоизоляции, перевели в дистанционный формат. Их посещаемость была очень высокой. Я сам удивлялся, как возможно преподавать сценическое движение в режиме онлайн? Но оказывается, что можно, и наша преподавательница прекрасно это делала. И если судить по отзывам, которых у нас накопилось достаточно много, благодаря этим онлайн-занятиям несколько человек определились с будущей профессией. Старшеклассники написали в отзывах: «Я выбирала между журналистикой и дизайном, но после участия в мастер-классах, четко решила стать актрисой»; «После занятий поняла, что хочу попробовать себя в режиссуре» или «Мастер-классы помогли мне лучше узнать себя, раскрепоститься, поработать над своим голосом и речью, что для меня важно в обычной жизни».

Многие участники этих мероприятий приходят потом к нам на вступительные испытания. На данный момент мы всего прослушали свыше 4 тысяч абитуриентов. Московские и подмосковные школьники составляют примерно половину из них.

Учителя отмечают, что знания, которые они получают на наших программах помогают во время уроков в классе, в процессе дополнительных занятий, а также в повседневной жизни.

— Этими мастер-классами педагоги Театрального института имени Бориса Щукина прививают и любовь к театру, и воспитывают зрителей. А какую роль играет воспитание в школе?

— Воспитание очень важно в школе, а не только знания. Учителя-предметники занимаются не только узконаправленными знаниями, а учат нравственным законам: что такое хорошо и что такое плохо, чего делать нельзя и что можно. Надо знакомить детей с лучшими примерами проявления человеческого таланта, жизненного поведения, демонстрировать настоящее искусство. Наш уникальный педагог Юрий Михайлович Авшаров когда-то говорил: «Надо окружать себя шедеврами для того, чтобы душа твоя развивалась». А по большому счету для чего человек рождается? Для того чтобы душа развивалась, стремилась к чему-то высокому. Даже на уроке физики или математики можно и нужно воспитывать детей. Атмосфера и личность учителя — главные компоненты успешной школы.

— Помните своих учителей?

— У меня остались самые добрые воспоминания об учителях и чувство несказанной благодарности к ним. В огромной степени важна личность педагога. Учитель мало того что должен знать предмет, он должен еще преподнести этот предмет таким образом, чтобы увлечь меня, человека, который не знает и не понимает в этом ничего, увлечь таким образом, чтобы мне захотелось что-то в этом понимать. Именно такие у меня были учителя химии, истории, биологии и ботаники. Они любили свои предметы и привили эту любовь мне. Вспоминаю учителя литературы Игоря Алексеевича Светлова. Он писал книги, увлекательно вел уроки. Недавно в интернете я нашел его книгу басен. Он был учителем, который знал так много необычного, что этим завоевывал мое внимание, желание читать и знать литературу. Учительница математики Зинаида Алексеевна Жердева, видя мои успехи в математике, давала мне более сложные упражнения и задачи.

— И завершая беседу, посоветуйте, какие спектакли в грядущий 100-й сезон Театра имени Е. Б. Вахтангова стоит посетить юным москвичам?

— Театр имени Вахтангова благодаря Римасу Туминасу обладает высокой степенью духовности. Римас считает, что театр должен быть о людях и для людей. Эту линию задал еще Евгений Вахтангов, и мы продолжаем следовать ей. У нас есть замечательный спектакль «Евгений Онегин», который я очень люблю, это произведение входит в школьную программу. Постановка «Наш класс», в которой играют молодые артисты, рассказывает о молодежи, воспитывает нравственную сторону человека и подойдет для любого возраста.

Читайте также: Актриса Яна Поплавская: Можно сыграть бабушку Красной Шапочки

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.