Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«Больше вреда, чем пользы»: эколог развеял главные мифы о защите окружающей среды

Общество
«Больше вреда, чем пользы»: эколог развеял главные мифы о защите окружающей среды
Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва» 

Несколько лет назад мир захлестнула волна экологизма — компании начали массово отказываться от пластиковых упаковок в пользу бумажных, люди озаботились сортировкой мусора, бережным отношением к природным ресурсам, а в магазины стали ходить с многоразовыми сумками вместо привычных пакетов. Однако по словам экологов, что использование бумаги вместо пластика не так полезно. К примеру, производство полиэтиленовых пакетов намного более экологично и требует куда меньших ресурсов. «Вечерняя Москва» решила разобраться, о каких еще экомифах мы не знаем и как каждый из нас может начать заботиться об окружающей среде.

Разделять отходы нет смысла — все попадает в один контейнер

Миф, который когда-то был правдой, но уже давно не соответствует действительности. На данный момент в России порядка 200 предприятий по сортировке и переработке отходов, а к 2024 году их количество собираются увеличить вдвое.

— Все отходы, как смешанные, так и разделенные, отправляются на станцию допсортировки отходов, а там уже начинается фактически ручной труд, — говорит эколог Георгий Каваносян. — Идет конвейер: один человек отбирает бутылки, другой — пакеты, третий — бумагу и так далее. Есть, кстати, и роботизированные заводы, но их мало, всего два, там лазер определяет виды отходов и с помощью специального пневматического механизма отправляет их в разные контейнеры.

Так для чего же разделять отходы, если потом это все равно сделают за вас? Во-первых, таким образом вы сократите количество энергии и времени, затраченное на их сортировку. А во-вторых, отсутствие самостоятельной сортировки делает многие отходы непригодными к переработке.

— Речь идет о мокрых отходах. Когда вы, например, съели арбуз, выкинули в тот же контейнер бумагу, она пропитывается соком и становится неперерабатываемой, — поясняет специалист. — Так что разделение мусора необходимо еще и для того, чтобы повысить процент переработки с 10, как сейчас в России, до 40, как в среднем по Европе.

Пожалуй, самой прогрессивной в вопросе разделения и переработки отходов является Швеция — там до свалок доезжает всего порядка 7 процентов мусора, весь остальной объем подлежит переработке. Там нет привычных нам мусорных контейнеров: везде, даже в супермаркетах, стоят отдельные баки для бумаги, стекла, пластика, лекарства утилизируют в аптеках, ненужную мебель вывозят на специальные свалки. Вся эта система может показаться слишком сложной, но грамотному обращению с мусором шведов учат еще со школы.

Электромобили наносят больший вред окружающей среде, чем обычные машины

Не совсем миф, скорее, полуправда. Говорят, что при производстве электромобиля затрачивается гораздо больше энергии и углеродный след остается куда более значительный, чем за весь срок эксплуатации авто с двигателем внутреннего сгорания. И это, действительно, почти так.

«Больше вреда, чем пользы»: эколог развеял главные мифы о защите окружающей среды Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва» 

— Но тогда в чем же заключается экологичность этого вида транспорта? На самом деле все очень просто. Когда по городу будет ездить экотранспорт, мы будем жить на десять лет дольше. Потому что самое вредное — не электростанция, находящаяся в километре от вашего дома, а заведенный двигатель рядом с окном. Если вы живете на садовом участке, а ваш сосед использует дизельный генератор, это нанесет куда больше вреда организму, чем угольная электростанция в пяти километрах от вашего дома, — объясняет эколог.

Так что электромобили необходимы в первую очередь для того, чтобы сделать городскую среду более комфортной, а воздух — более чистым. К счастью, страны уже начали понимать необходимость ухода от бензиновых и дизельных авто. К 2025 году полностью отказаться от продажи привычных автомобилей планирует Норвегия, к 2030 году — Израиль, Индия, Ирландия, Нидерланды, Словения, Швеция. А Китай уже ввел полный запрет на строительство заводов для производства авто с двигателями внутреннего сгорания. Россия медленно, но тоже встает на путь экологичного отношения к транспорту — в Питере и Москве отменен транспортный налог для электромобилей, а также предоставляются бесплатные парковки.

Бумажные пакеты лучше пластиковых

И да, и нет — с какой стороны посмотреть. Дело в том, что бумажное производство очень вредное, подвергает негативному воздействию большие территории, чаще строится на реках для промывки, из-за чего в водоемы попадают опасные стоки.

— Так что вредно на самом деле и то, и другое. Потому лучший вариант — многоразовые сумки, — считает Каваносян. — Если бы компании, отказывающиеся от бумажных пакетов, действительно хотели поступить экологично, то они придумали бы другую схему доставки товаров. С теми же многоразовыми сумками: принес продукты, отдал, забрал сумку.

Биоразлагаемые пакеты — это выход

Существует миф, что биоразлагаемые пакеты, используемые в некоторых крупных магазинах, вполне экологичные и, как только попадут на свалку, быстро разложатся, буквально в течение года.

— Увы, но разлагаться они будут только при специальных условиях: с определенным видом бактерий, количеством солнечного света, температурой. На свалке невозможно достичь тех же условий, что и в лаборатории. Так что если не утилизировать такие пакеты правильно, они будут спокойно лежать десятилетиями, — замечает эколог.

«Больше вреда, чем пользы»: эколог развеял главные мифы о защите окружающей среды Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва» 

Проблема, по словам специалиста, еще и в том, что до конца пластик не разлагается, а распадается на микроскопические частицы, превращаясь в микропластик. Эти частицы попадают в грунт, с дождями — в реки, потом в моря и океаны и наконец оседают на дне, где ими питается вся морская биота. Вред микропластика для человека пока не доказан, предполагается, что он выходит естественным путем, зато многие морские обитатели, не способные вывести пластик из организма, погибают.

Того, что я экономлю воду и энергию, достаточно

К сожалению, нет, хотя это несомненно важный шаг, и если вы пытаетесь следовать такому пути, так держать! Но то, что 5 процентов людей экономят воду, разделяют отходы, мало сказывается на работе крупных предприятий — невозможно остановить промышленные циклы, потому так важно модернизировать производства и хозяйства.

Не менее важна и модернизация очистных сооружений городов.

— Системы очистных сооружений строили еще при СССР, когда не было ни современных средств для мытья посуды, ни шампуней, ни скрабов, потому они просто не умеют все это фильтровать, — объясняет Каваносян. — В итоге в воду поступают фосфаты, по сути, удобрения. Они попадают в воду, где способствуют развитию бактерий, сине-зеленых водорослей, количество кислорода падает, рыбы всплывают кверху брюхом из-за гипоксии. Очень хорошо, что мы пытаемся экономить воду, пользоваться более экологичными средствами, но намного полезнее будет объединиться и написать письмо, чтобы в условном Воронеже поменяли очистные сооружения.

Так что маленькие шаги, дела, ответственное потребление, безусловно, важны, но часто забота об экологии требует более ответственных и масштабных мер.

Кстати, еще один небольшой миф, связанный с потреблением воды, — мытье посуды. Многие считают, что помыть ее руками намного экологичнее, но на самом деле посудомоечная машина экономит значительно больше воды.

С чего мне начать?

Как всегда, с себя. Эколог назвал три простых шага, с которых начинается забота об окружающей среде.

Сделайте баночку для батареек и аккумуляторов, лампочек — это уже принесет неминуемую пользу экологии.

— Этих отходов 1-го и 2-го класса не так много, но ущерба они наносят больше, чем все остальное вместе взятое, — замечает эколог. — Все мы видели страшные картинки о том, что одна батарейка загрязняет 300 литров пресной воды и 20 квадратных метров почвы. Конечно, это не совсем так, но приблизительно. Так что грамотная и ответственная утилизация хотя бы этих двух видов отходов уже станет отличной помощью природе.

Разделение картона, бумаги, пластика и других упаковок.

«Больше вреда, чем пользы»: эколог развеял главные мифы о защите окружающей среды / Фото: Никита Нестеров, «Вечерняя Москва» 

— Это очень объемные виды отходов, занимающие просто огромное место на свалке. Конечно, они далеко не самые вредные (пластик вообще инертен), но от гор мусора во многих городах и областях буквально нет места. И их некуда девать просто потому, что они очень объемные. Кстати, большой плюс в разделении этих отходов есть и для самого человека: если делать все грамотно, очень скоро вы заметите, что стали выносить ведро мусора не каждый день, а раз–два в неделю, — обещает Каваносян.

«Тонкая настройка». После того как вы сделали два первых шага, эколог советует читать и изучать больше информации. Собирайте отдельно крышечки, тетрапаки, фольгу и прочее. А может, вы захотите проводить «мусорные рейды», очищая ваш родной город? Или устраивать просветительные акции? Все дороги открыты, главное — начать.

Читайте также: Росприроднадзор нашел 139 нарушений при проверке НТЭК после ЧП с топливом

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.