За ручкой — виртуальный летчик. Эксперт рассказал, каким будет шестое поколение истребителей
Американское издание Defense News сообщило об испытаниях прототипа истребителя нового поколения. Чиновник из ВВС США Уилл Ропер заявил, что разработка шокирует оборонное ведомство и данный самолет является частью целой экосистемы вооруженных сил с дронами, беспилотниками и космическими аппаратами. Впрочем, так ли это ново, как об этом говорят за океаном, «Вечерняя Москва» спросила у заслуженного военного летчика России, генерал-майора, кандидата технических наук Владимира Попова.
Специалист предположил, что речь идет о самолетах шестого поколения истребителей, причем об этом шли разговоры как минимум еще год назад. Концепция новых семейств самолетов, которые в развитых в военном отношении державах не везде есть даже в качестве макетов, — высокоавтоматизированные, роботизированные системы с искусственным интеллектом. Но в России также об этом думают.
— Это и наша концепция. Мы ее начали прорабатывать даже чуть раньше, чем американцы. И сегодня мы уже это подтвердили на полетах. Наш ударный беспилотник С-70 «Охотник» уже летал совместно и с Су-57, и с Су-30СМ, и с Су-32 в Ахтубинске в мае и июне этого года. Это то же самое, что и их пилотируемые самолеты, которые будут работать с ударными и разведывательными беспилотниками. Американцы в этом плане не опережают ни нас, ни остальной мир, — рассказал эксперт.
В этом случае качественно поменяется состав авиационных эскадрилий — одного из меньших по численности подразделений в структуре воздушно-космических сил.
Каким образом? Если рассматривать российскую концепцию, то Владимир Попов предполагает, что в будущем 3–4 самолета в эскадрилье будут пилотируемыми, а 4–6 — беспилотными. Соотношение примерное: 4 к 6 в зависимости от численности, потому что в ВВС используются разные типы боевых машин. Беспилотные при этом не будут отличаться внешне от пилотируемых.
Проще говоря, если на раннем этапе развития ударных беспилотных летательных аппаратов речь шла о неполноценных маленьких самолетах, то в третьем десятилетии XXI века виртуального летчика хотят посадить за штурвал тяжелого боевого истребителя.
Кроме того, будет создана полностью автоматизированная система управления войсками, и получится как в компьютерной игре, где военачальнику останется только нажимать на кнопки и так он сможет руководить процессом.
В контексте развития боевой авиации столь интересное будущее, конечно, еще далеко.
Дело в том, что в войска начали поступать только истребители пятого поколения, и ни в одной стране мира такие самолеты еще не доделаны. Чаще всего из-за двигателей. Да, американцы заявляли о наличии и поставляют в свои ВВС F-22 и F-35, но это крайне дорогие проекты, и то, чего от них ожидали, пока не получено.
Россия идет другим путем. У нас есть истребитель пятого поколения Су-57, но наиболее распространено поколение 4++ — семейство Су-30СМ, МиГ-35. Они частично не отвечают требованиям самолетов пятого поколения, основной концепцией которого является малая заметность, однако большую часть задач самых современных истребителей эти боевые машины в целом решают и, разумеется, стоят намного дешевле. При этом доработка Су-57 продолжается, и постепенно так называемый перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации поступает в авиационные полки. В частности, в 2019 году был заключен контракт на поставку 76 таких истребителей.
— Надо понимать, что они (Су-57) пока летают на двигателях промежуточного поколения и новые двигатели поставят попозже. На таком же уровне американцы. То, что они хорошо поют о новом поколении, на самом деле всего лишь пиар-ход, — отметил Владимир Попов.
В Китае ситуация примерно такая же. Самый современный серийный истребитель Поднебесной J-20 до сих пор летает на советских двигателях АЛ-31, разработанных в 1984 году. А у европейцев с их «Рафалями» и «Еврофайтерами» нет даже прототипов пятого поколения, и они сразу замахиваются на следующее. Французские, британские компании в этом направлении продвинулись.
Тем не менее эксперт предположил, каким хотя бы внешне может быть истребитель шестого поколения. По его словам, создан он должен быть по схеме «летающее крыло» и при этом по размерам быть не больше, чем его предшественники из пятого поколения. Задачи малозаметности ведь никуда не денутся. А демонстрировать свое смертоносное «хозяйство» на внешней подвеске уже несовременно, локаторы не дремлют. Как мы уже писали, к стелс-технологиям добавится искусственный интеллект.
Читайте также: Генерал оценил угрозу для России от новой системы ПВО Грузии