Карта городских событий
Смотреть карту

За ручкой — виртуальный летчик. Эксперт рассказал, каким будет шестое поколение истребителей

Общество
За ручкой — виртуальный летчик. Эксперт рассказал, каким будет шестое поколение истребителей
Фото: ТАСС / Сергей Бобылев

Американское издание Defense News сообщило об испытаниях прототипа истребителя нового поколения. Чиновник из ВВС США Уилл Ропер заявил, что разработка шокирует оборонное ведомство и данный самолет является частью целой экосистемы вооруженных сил с дронами, беспилотниками и космическими аппаратами. Впрочем, так ли это ново, как об этом говорят за океаном, «Вечерняя Москва» спросила у заслуженного военного летчика России, генерал-майора, кандидата технических наук Владимира Попова.

Специалист предположил, что речь идет о самолетах шестого поколения истребителей, причем об этом шли разговоры как минимум еще год назад. Концепция новых семейств самолетов, которые в развитых в военном отношении державах не везде есть даже в качестве макетов, — высокоавтоматизированные, роботизированные системы с искусственным интеллектом. Но в России также об этом думают.

— Это и наша концепция. Мы ее начали прорабатывать даже чуть раньше, чем американцы. И сегодня мы уже это подтвердили на полетах. Наш ударный беспилотник С-70 «Охотник» уже летал совместно и с Су-57, и с Су-30СМ, и с Су-32 в Ахтубинске в мае и июне этого года. Это то же самое, что и их пилотируемые самолеты, которые будут работать с ударными и разведывательными беспилотниками. Американцы в этом плане не опережают ни нас, ни остальной мир, — рассказал эксперт.

В этом случае качественно поменяется состав авиационных эскадрилий — одного из меньших по численности подразделений в структуре воздушно-космических сил.

Каким образом? Если рассматривать российскую концепцию, то Владимир Попов предполагает, что в будущем 3–4 самолета в эскадрилье будут пилотируемыми, а 4–6 — беспилотными. Соотношение примерное: 4 к 6 в зависимости от численности, потому что в ВВС используются разные типы боевых машин. Беспилотные при этом не будут отличаться внешне от пилотируемых.

Проще говоря, если на раннем этапе развития ударных беспилотных летательных аппаратов речь шла о неполноценных маленьких самолетах, то в третьем десятилетии XXI века виртуального летчика хотят посадить за штурвал тяжелого боевого истребителя.

За ручкой — виртуальный летчик. Эксперт рассказал, каким будет шестое поколение истребителейФото: twitter.com/HarbiehNadie

Кроме того, будет создана полностью автоматизированная система управления войсками, и получится как в компьютерной игре, где военачальнику останется только нажимать на кнопки и так он сможет руководить процессом.

В контексте развития боевой авиации столь интересное будущее, конечно, еще далеко.

Дело в том, что в войска начали поступать только истребители пятого поколения, и ни в одной стране мира такие самолеты еще не доделаны. Чаще всего из-за двигателей. Да, американцы заявляли о наличии и поставляют в свои ВВС F-22 и F-35, но это крайне дорогие проекты, и то, чего от них ожидали, пока не получено.

Россия идет другим путем. У нас есть истребитель пятого поколения Су-57, но наиболее распространено поколение 4++ — семейство Су-30СМ, МиГ-35. Они частично не отвечают требованиям самолетов пятого поколения, основной концепцией которого является малая заметность, однако большую часть задач самых современных истребителей эти боевые машины в целом решают и, разумеется, стоят намного дешевле. При этом доработка Су-57 продолжается, и постепенно так называемый перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации поступает в авиационные полки. В частности, в 2019 году был заключен контракт на поставку 76 таких истребителей.

— Надо понимать, что они (Су-57) пока летают на двигателях промежуточного поколения и новые двигатели поставят попозже. На таком же уровне американцы. То, что они хорошо поют о новом поколении, на самом деле всего лишь пиар-ход, — отметил Владимир Попов.

В Китае ситуация примерно такая же. Самый современный серийный истребитель Поднебесной J-20 до сих пор летает на советских двигателях АЛ-31, разработанных в 1984 году. А у европейцев с их «Рафалями» и «Еврофайтерами» нет даже прототипов пятого поколения, и они сразу замахиваются на следующее. Французские, британские компании в этом направлении продвинулись.

Тем не менее эксперт предположил, каким хотя бы внешне может быть истребитель шестого поколения. По его словам, создан он должен быть по схеме «летающее крыло» и при этом по размерам быть не больше, чем его предшественники из пятого поколения. Задачи малозаметности ведь никуда не денутся. А демонстрировать свое смертоносное «хозяйство» на внешней подвеске уже несовременно, локаторы не дремлют. Как мы уже писали, к стелс-технологиям добавится искусственный интеллект.

Читайте также: Генерал оценил угрозу для России от новой системы ПВО Грузии

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse