Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Режиссер Иван Вырыпаев: Не думаю, что понятие «свобода» нам неизвестно

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Режиссер Иван Вырыпаев: Не думаю, что понятие «свобода» нам неизвестно
Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

Драматург, режиссер, актер Иван Вырыпаев после премьеры своего спектакля UFO побеседовал с «Вечерней Москвой» об инсценировке литературных произведений и смысле жизни.

— Иван, вы как автор предпочитаете ставить в театре только свои драматические произведения?

— Не только свои. Я ставил Гоголя, Чехова — в Польше у меня есть спектакль по его пьесе «Дядя Ваня».

— Слышала, вы собирались взяться за «Дон Кихота»...

— «Дон Кихота» я не поставил, потому что не могу сделать инсценировку. Это великий текст и я не понимаю, как его перенести на сцену. Еще я бы хотел поставить «Анну Каренину», но тоже не получается. Эти произведения не звучат на сцене. Они звучат так, как написано. А зачем делать что-то меньшее в театре, если вы можете прочесть книгу? Тот, кто переносит «Дон Кихота» или «Анну Каренину», или «Войну и мир» на сцену, должен ответить не в интервью, а своим спектаклем на вопрос: зачем это делать, когда есть книга? Чего такого не хватает книге, которую можно открыть, прочитать и получить удовольствие? Почему зритель должен прийти на спектакль? Что вы хотите добавить к произведению? У меня нет ответа на эти вопросы ни в случае с «Дон Кихотом», ни в случае с «Анной Карениной». Могу только сказать: если вы хотите познать эти произведения, откройте книгу и прочитайте.

— Вы как-то озвучивали мысль, что человеку для того, чтобы быть счастливым в своей профессии, нужно понять, какую глобальную функцию он выполняет.

— Если мы говорим о предназначении, то в целом, я думаю, тут дело в том, что человек рождается с определенным набором генов. Они определяют его личность примерно на 60 процентов, остальные 40 — это среда. Соответственно, когда человек рождается, в нем уже есть определенная предрасположенность к чему-либо. Дальнейшее зависит от того, как он разовьется, в какую сторону. Если родители наблюдают за своим ребенком, видят, к чему он больше склонен, то они предлагают ему какой-то определенный вид деятельности, который поможет ему развиться. Этим они экономят его личное время, потому что он меньше тратит его на поиски себя в разных занятиях, находит себя быстрее. Один — в искусстве, другой — в ITтехнологиях, третий — как организатор. Чем ближе мы к своему потенциалу, чем больше себя познаем и понимаем, к чему предрасположены, что можем делать, тем легче нам существовать. Но смысл жизни ведь все равно не в этом, не в том, чтобы кем-то быть. Это просто облегчение для нас. Но и оно не так важно — это все равно словно некая игра.

— И в чем тогда смысл жизни?

— На это есть довольно простой ответ. Когда мы спрашиваем, в чем смысл жизни, мы говорим так, словно этот смысл как-то отделен от нас. Будто есть я, а есть смысл.

Мой ответ будет состоять из двух вопросов. Первый: в чем смысл для маленького ребенка, который еще не стал никакой профессией заниматься, но уже жив — смеется, грустит? Он еще ничего не знает ни про театр, ни про режиссуру, ни про вождение автомобиля, ни про институт, ни про школу. В чем смысл его жизни? И второй: какой смысл в ней, когда мы находимся в стадии глубокого сна — той, в которой даже не видим сновидений? В ней мы не являемся ни режиссером, ни врачом, ни президентом страны. Там, когда мы спим, мы не являемся никем. В этот момент в чем смысл? Разве мы тогда не живем, разве мы умерли? В чем смысл жизни, когда ты не являешься кем-то? До того, как стал заниматься какой-то социальной деятельностью, до того, как стал гражданином России, до того, как стал русским, евреем, афроамериканцем. До всего этого. Потому что чернокожий маленький ребенок, который родился в Техасе, еще не знает о расовой дискриминации, о протестах, он не знает, что он черный, — он просто человек. До того, как ему объяснили, что есть хорошее и плохое, — в чем для него смысл?

— А можно ли вообще сохранить себя, следуя правилам, которые диктует социум? И лично вам важна внутренняя свобода?

— Не думаю, что понятие «свобода» нам известно. Мы используем слово, но не знаем, что это. Мы думаем, что можем быть свободны от чего-то. Но от чего? От социальных условий — вряд ли. Мы не свободны от политики, от взаимоотношений, от болезней. Едва ли мы можем говорить о свободе, когда на 60 процентов нас формируют гены и на 40 — воспитание семьи. Когда родители нам говорят, что хорошо, что плохо, потом школа и так далее... Где место этой свободе? Когда все обусловлено, даже сам чело- век. Какой элемент человека свободен, если он дышит грязным воздухом и заболевает раком. Это был его выбор? Или он пьет из пластиковых стаканов, и промышленный пластик переходит внутрь и отравляет его. Это разве его выбор? Вопрос о свободе очень большой. Что такое свобода? Она наверняка есть, но знаем ли мы, что это.

— Вы родились в Иркутске, работали в Москве, сейчас живете в Польше. Когда вы перестали ощущать свою привязанность к пространству?

— Время и пространство — это и есть то, из чего я весь состою. Я себя знаю как динамическое время и пространство. Я развиваюсь, живу, старею, умираю — это все время и пространство. Если я нахожусь в Иркутске, то и все мои слова, действия, поступки происходят оттуда. Потом я, мое тело, переезжаю в Москву, и теперь все мои слова и поступки возникают в этом пространстве, в котором я нахожусь. Затем я переезжаю в Польшу, и теперь все возникает отсюда. Поэтому естественно, что слова, которые я пишу, возникают из моего тела, разума, из моей энергии, но смешиваются и с энергией пространства, в котором я нахожусь. Конечно, оно оказывает влияние. Например, я написал пьесу «Иллюзии» про взаимоотношения мужчин и женщин в Америке, но писал я ее в Гималаях, в почти святом, чистейшем месте. И вы в ней не увидите слов «гора», «красота» — их там нет, ни строчки про Гималаи, но все же это пространство есть в пьесе, оно ощущается.

— Вы как-то сказали, что создатель должен отвечать на вопросы своим творчеством, а не в интервью...

— Давать интервью — часть моей профессии. Говорить, что я не буду этого делать, — значит быть кокетливым, самолюбивым человеком, потому что интервью — часть шоу-бизнеса. Я стараюсь говорить с вами максимально искренне и никого из себя не изображать, и все равно где-то фальшивлю, кокетничаю, выдаю себя не за того, кем являюсь, но за того, кем хотел бы быть, — это неизбежно. Другое дело, что вы задаете большие вопросы про жизнь, а я вам должен ответить коротко, и мой ответ вы еще сократите. Я хочу уважать ваши вопросы, вы хотите уважать мои ответы. Но в чем конфликт? В самом формате. Некоторые вещи, про которые вы спрашиваете, гораздо больше и глобальнее одной публикации. Это разговор на два-три часа и дольше, без правок, потому что то, как я запинаюсь, где не уверен, — это тоже часть ответа. Но, поскольку мы все сократим, часть смыслов теряется, и главная причина, почему я даю интервью, — заявить о своем проекте.

— Сейчас вы начали заниматься созданием фильм-спектаклей, запускаете проект «Okko.Театр». Это новый для вас формат?

— Да, я никогда раньше не делал фильмы-спектакли, это первый раз.

— В Центре имени Мейерхольда заявлена премьера UFO. Спектакль будет идти офлайн параллельно с онлайн-версией?

— Постановки этого проекта можно будет увидеть и на сцене, и на Okko. Но они отличаются. Как правило, в них задействованы одни и те же актеры, элементы сценографии. Но на сцене, например, мы не можем перемещаться, не можем создать много мест действий, так как находимся в одной локации. В фильме-спектакле же мы гораздо свободнее — у нас может быть много мест действия. И в том, и в другом варианте постановки есть свои особенности. В театре вы можете увидеть живого человека — актер играет для вас здесь и сейчас, происходит передача энергий.

И в этом суть театра — в передаче энергии. Зато, когда вы посмотрите наш фильм-спектакль, вы увидите то, чего могли не заметить на сцене — в нем есть приближение, расставлены акценты. В театре главное — сама пьеса, слова. В кино же можно ближе увидеть глаза, игру актеров и прочее.

СПРАВКА

Иван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в Иркутске. В 1995 году окончил Иркутское театральное училище, в 1998-м поступил в Высшее театральное училище имени Щукина на заочное отделение «Режиссер драматического театра». Автор двух десятков пьес, несколько из них («Кислород», «Танец Дели», UFO) сам же и экранизировал. Его картина «Эйфория» взяла «Малого Золотого льва» на Венецианском фестивале в 2006 году, а в 2007-м — стала лауреатом премии «Ника» в номинации «Открытие года». Фильм «Кислород» получил премию за режиссуру на «Кинотавре-2009».

Читайте также: Иван Вырыпаев: Уделяйте внимание словам

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.