Добровольно или принудительно: нужно ли отменять накопительную часть пенсии
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) предлагает очередные преобразования в системе выплат по старости. Общественники выступают за исключение накопительного компонента из системы государственного обязательного пенсионного страхования. Кроме того, они против дальнейшего увеличения ожидаемой продолжительности пенсионных выплат — так называемого возраста дожития. По их мнению, это может сократить довольствие пожилых людей в перспективе. Соответствующее письмо на днях было направлено председателю правительства России Михаилу Мишустину. «Вечерняя Москва» выяснила, как идеи общественников отразятся на жизни россиян.
Никто не хочет лишить вас денег
Внешне мысль об исключении накопительной части пенсии из системы ОПС может звучать как попытка лишить россиян их накоплений на старость. Но на самом деле это не так, поясняет в беседе с корреспондентом «Вечерней Москвы» секретарь ФНПР Александр Шершуков. Как минимум это позволит избежать правовых коллизий.
— Мы предлагаем не ликвидировать накопительную часть, а вывести ее за пределы государственного пенсионного обеспечения. Это разные вещи. Люди вполне могут копить себе дополнительно на пенсию. Только отчисления для этого не должны производиться в так называемую государственную систему. Если есть желание формировать дополнительные выплаты — нет вопросов. Претензии к тем же негосударственным пенсионным фондам заключались в том, что они для пополнения своих средств использовали не самостоятельно построенную систему, а пристраивались к государственной, — заявил спикер.
Пресловутый возраст дожития
Второй момент, по словам Шершукова, заключается в ожидаемом периоде выплаты пенсии. Согласно Федеральному закону № 424-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О накопительной пенсии», ожидаемый период выплат накопительной пенсии рассчитан по методике, составленной правительством РФ на основании возраста выхода на пенсию в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Сейчас он составляет 19 лет, а в 2021 году может увеличиться до 22 лет, тогда как фактически, особенно с учетом увеличения пенсионного возраста, люди живут после выхода на заслуженный отдых поменьше.
— В свое время этот возраст был 12 лет. Это значит, что все деньги, которые накопил человек, рассчитывались и делились на 12 лет. А сейчас возраст дожития увеличился до 19 лет, планируется до 22, а сейчас ту же самую сумму разделят на 19 и 22. А это значит, что ежемесячно человек будет получать меньше. Смысл не в том, чтобы ликвидировать возможность дополнительного накопления на пенсию. Она должна у человека оставаться, только ее нужно перевести в добровольный формат, — объяснил эксперт.
Должна быть обязательная накопительная часть
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников в целом инициативу ФНПР не поддерживает. Ранее в беседе с журналистом «Вечерней Москвы» он уже заявлял о необходимости воссоздавать накопительную пенсионную систему, потому что необходимо увеличивать коэффициент замещения — соотношение пенсии и прежних доходов человека. Сегодня он повторил свою мысль.
— У нас этот коэффициент достаточно низкий — в районе 30 процентов. Тогда как минимальная международная норма составляет 40 процентов. И если говорить о мировых тенденциях, то страховой и накопительный компоненты должны быть примерно в равной пропорции — 50 на 50. И если средний коэффициент в странах Организации экономического сотрудничества и развития около 70 и даже выше, то надо к этому стремиться. Вот наша цель пенсионного обеспечения — быть вровень с развитым миром, — отметил эксперт.
По его словам, предлагая убрать накопительную часть из ОПС, можно не добиться вообще никакого пенсионного обеспечения. Но это сигнал, что пенсионную систему нужно менять. И накопительную компоненту в ней надо быстро воссоздавать. Да, стимулировать добровольное участие в том числе, но какая-то часть должна быть и обязательной, которая даст этим процессам старт.
Иначе получим систему не для всех
Специалист также отметил дефицит Пенсионного фонда России, который в следующем году может составить 400 млрд рублей. Кроме того, в ПФР увеличиваются из года в год трансферты из федерального бюджета. Они уже превышают 3 трлн рублей в год, а могут приблизиться к отметке в 4 трлн.
И отдавать в этих условиях накопительную часть полностью на откуп населения, считает Масленников, неправильно. Потому что мы получим добровольную систему, которая будет охватывать несколько сотен тысяч человек в Российской Федерации, потому что обеспеченные слои вкладывают в финансовый рынок, где и доходность выше, чем на тех же депозитах.
— У нас прирост вложений физических лиц в инструменты финансового рынка по году составляет примерно 1,5–2 трлн рублей. И это те деньги, которые могли бы попасть в накопительную пенсионную систему. Поэтому нужно создавать ее конкурентоспособной, мотивировать граждан вкладываться туда, в том числе и добровольно, но начинать надо, естественно, с воссоздания какой-то части обязательной накопительной пенсии. Собственно, это было задумано в программе гарантированного пенсионного плана, но оказалось приостановленным из-за различных событий, — предложил Масленников.
Проблему не могут решить пять лет
А вот президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов говорит, что инициативу ФНПР о добровольности накопительной части фонды бы поддержали. Потому что сейчас накопительная часть фактически не пополняется.
— Идея перевода в добровольный формат — это не новелла, были разные попытки сделать подобное. Пока все упирается в юридическую сторону вопроса. Перевод в добровольный формат, создание стимулов для развития системы были бы хорошим шагом. Но вот уже пять лет эту проблему решить не могут. Пока есть суперидеи, которые в жизнь не воплотились. Надеюсь, в ближайшее время появится что-то конкретное, — выразил надежду Угрюмов.
Хотя, согласно информации на сайте ПФР, сейчас взносы в систему обязательного пенсионного страхования составляют 22 процента от фонда оплаты труда сотрудника, из которых шесть процентов как раз могут идти на формирование накоплений. Другое дело, что официально накопительная часть пенсии заморожена до 2022 года.
Но, как нам рассказали эксперты, де-факто эти деньги работают, инвестируются и из этих средств выплачивается страховая часть пенсии.
Читайте также: За чей счет гуляем? Как Пенсионный фонд покроет дефицит бюджета