Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

На лекциях Льва Гумилева было не протолкнуться

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
На лекциях Льва Гумилева было не протолкнуться
Ленинград. Историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт Лев Николаевич Гумилев (сын поэтов Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой) / Фото: ТАСС/ Юрий Белинский

1 октября 1912 года родился историк-этнолог Лев Гумилев, автор, чьи научные работы читают до сих пор, человек, прошедший лагеря и оставшийся в памяти создателем теории пассионарности.

Сын Анны Ахматовой и расстрелянного большевиками в 1921 году поэта Николая Гумилева привнес в историческую науку элементы импровизации, свободного творчества, вольного полета фантазии. Его теория этногенеза явилась «авторской версией» всемирной истории в духе творений Геродота, Фукидида и Тацита. В 60–70-е годы прошлого века оригинальные труды Льва Гумилева «Хунну», «Открытие Хазарии», «Этногенез и биосфера Земли» взорвали теорию исторического материализма.

Партийно-академическое начальство быстро наложило на них «вето». Оно отказало автору в официальном признании, не запретив при этом самостоятельно пропагандировать свои странные мысли. На лекции Гумилева народ ломился, как на концерты Владимира Высоцкого, однако широко издавать его труды начали только в годы горбачевской перестройки.

Сам Гумилев, впрочем, относился к перепадам в судьбе спокойно. До частичной реабилитации в 1957 году он четыре раза арестовывался как «враг народа», а в общей сложности провел в тюрьмах и лагерях четырнадцать лет.

В определении Львом Гумилевым Хазарского каганата как государства-химеры партийные кураторы проницательно заподозрили тройной (равно неприемлемый для советской историографии) смысл. Во-первых, по Гумилеву, хазарские иудеи оказывались автохтонным этносом на территории СССР, причем сформировавшим сильное централизованное государство гораздо раньше славянских племен.

Во-вторых, Гумилев доказывал, что противоестественное соединение тюркского (народного) базиса и иудейской (элитной) надстройки не могло быть успешным и долговечным, поэтому русский князь Святослав — «Иду на вы!» — одним ударом разрушил то, что было исторически обречено.

В-третьих, возникали неуместные аналогии между канувшим в Лету, некогда собиравшим дань с Руси государством и родившимся на развалинах Российской империи интернациональным СССР.

В теории этногенеза разглядели намек на то, что едва ли когда-нибудь человечество объединится под знаменем коммунизма. Каждый этнос, по мнению Гумилева, подобно человеку переживал детство, юность, зрелость, старость и, увы, неотвратимую кончину. Гумилев определил срок жизни этноса в полторы тысячи лет, а неизбежность перехода из стадии подъема (пассионарности) в стадию упадка (обскурации) обосновал влиянием космических процессов.

Не встретила понимания и евразийская теория Гумилева. Трехсотлетнее татаро-монгольское иго он рассматривал как некий симбиоз Руси и Орды, совместно защищавших свою независимость от стремящегося их подчинить Запада.

Не все идеи Льва Гумилева оказались бесспорными. Китайская цивилизация, к примеру, определенно не вместилась в рамки этногенеза. Она существует пять тысяч лет, но мало кто может сегодня соперничать с ней в плане пассионарности. Многие открытия в мире совершались силой воображения. Пример Льва Гумилева доказывает, что это в полной мере относится и к исторической науке.

ГЛАВНЫЕ ТРУДЫ

■ Хунну: Срединная Азия в Древние времена. — АН СССР. 1960

■ Хазарская Атлантида // Азия и Африка сегодня. — 1962

■ Этногенез и биосфера Земли. — М.-Л., 1979

■ География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990

■ Заметки последнего евразийца. Предисловие к книге Н. Трубецкого «Язык. История. Культура» — 1991

■ От Руси к России. — М., 1992

Читайте также: Однополчане называли его просто Вася

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.