Реальный человек Армен Джигарханян
Фото: Андрей Любимов / АГН «Москва»

Реальный человек Армен Джигарханян

Общество

Умер Армен Джигарханян. Точка. До нее — невероятная, странная, бурная, талантливая жизнь. После нее — память.

Память об Армене Борисовиче — как ярчайший калейдоскоп: как ни поверни, с какой стороны ни глянь, обязательно возникнет картинка, от которой не оторваться.

Кино? О да! Тут он сто очков любому даст. Недаром же Джигарханян считается лидером по количеству ролей в отечественном кинематографе. Начиная с 60-х годов прошлого века актер снялся более чем в 170 картинах: «Невеста с Севера», «Мужчины», «Собака на сене», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Место встречи изменить нельзя», «Жизнь Клима Самгина», «Казус Кукоцкого».

Реальный человек Армен ДжигарханянФото: Persona Stars

Театр? И тут есть чем похвастаться. В 1967 году Анатолий Эфрос пригласил актера в Московский театр имени Ленинского комсомола, а в 1969-м Джигарханян начал играть у Андрея Гончарова в Московском театре имени В. Маяковского, на сцене которого он исполнил роли Стенли Ковальского в «Трамвае «Желание» и Большого Па в «Кошке на раскаленной крыше» Т. Уильямса, Сократа в «Беседах с Сократом» Эдварда Радзинского и генерала Хлудова в «Беге» Михаила Булгакова. А после был уже свой театр, где, будучи худруком, он ставил и играл, что хотел. Со сценой, кстати, поначалу все было непросто. В далеком 1952-м Армен Борисович отправился в Москву и пытался поступить в ГИТИС, да неудачно. Так что, вернувшись в Ереван, будущая звезда устроилась на киностудию «Арменфильм» помощником оператора.

Личное? Ну здесь у Армена Борисовича и вовсе был праздник жизни. Вон взял да и женился на своей молодой помощнице, чем у одних вызвал бурю восторга, у других — зависть, у третьих — непонимание. Ну да какое это все имеет теперь значение.

Что такое память о человеке? Знание ли его поступков? Да. Но не только это. Еще — его слова. Еще — то, что возникает у тебя в душе, когда вдруг всплывает в голове образ ушедшего. Еще — его образ.

Реальный человек Армен ДжигарханянФото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва» 

Джигарханян давал интервью нечасто: признавался, что делает это лишь для того, чтобы дать возможность журналистам немного заработать. Но говорил всегда всерьез, с болью: «Пребывание на сцене — это не очень нормальный акт. Это все равно что, извините за грубое сравнение, заниматься любовью при народе. Пребывание на сцене — это не очень нормальное состояние. Это некий психофизический акт такого насилия над собой».

Говорил: «Сегодня перед нами главной стоит проблема жестокости. В жизни мы руководствуемся тем, что необходимо уничтожать. Мы играем по правилам: кто кого оттолкнет, кто кого вытолкнет. Не буду приводить дешевых политических примеров. Я в своей жизни с этим сталкиваюсь каждый день. Вот прихожу в театр, которым, как на афишах написано, художественно руковожу. Я должен быть уважаем хотя бы за то, что достаю ему, прости за грубость, корм. Но я реалист. Понимаю, что от меня старческий запах идет, который мои артисты хорошо чувствуют».

Говорил: «Я реальный человек, я знаю, что всему свое время. Моя активность, конечно, пала, сейчас я менее востребован, чем когда-то. Это вещи естественные: стареет человек, дряхлеет, память начинает мешать и так далее и тому подобное».

Реальный человек Армен ДжигарханянАрмен Джигарханян / Фото: kinopoisk.ru

Говорил: «Ностальгия — придуманное чувство. Да, иногда в душе возникает пустота, хочется ее чем-то заполнить, вот и начинаешь фантазировать: бе-бе-бе, бу-бу-бу… Сочиняешь, что было и чего нет. Если бы да кабы… Напридумывать ведь можно всякого. Когда человеку хорошо, ему везде в радость, а если плохо, то хоть дома, хоть на чужбине — все едино».

Хочется верить, что в радость ему было до последнего дня. Должна же быть на свете справедливость, наполняющая счастьем жизнь человека, дарящего счастье всем, кто его знал.

Светлая вам память, Армен Борисович!

Google newsGoogle newsGoogle news