Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Время неудобных вопросов. Доктор философских наук Людмила Булавка-Бузгалина: Пора расстаться с эгоизмом

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Время неудобных вопросов. Доктор философских наук Людмила Булавка-Бузгалина: Пора расстаться с эгоизмом
Фото: pexels.com / cottonbro

В условиях пандемии учреждения культуры все активнее осваивают информационные площадки в интернете, которые, по оценке их организаторов, дают больше возможностей донести идеи до огромной аудитории нашей страны. Свою точку зрения, как меняется культурное пространство в нашей стране и что его сегодня формирует, высказывает доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, культуролог Людмила Булавка-Бузгалина.

Включая телевизор, отправляясь на концерт или в музей, мы, так или иначе, делаем выбор, определяющий нашу потребность в пище духовной. В конце концов, ведь именно этот выбор дает нам право называться людьми.

— Людмила Алексеевна, наше единое культурное пространство, полученное в наследство от прошлых эпох, сегодня по-прежнему стабильно и неизменно? Или в новом времени у творческой мысли появились новые ориентиры?

— Культура не возникает из самой себя, она рождается из истории, из объективного противоборства ее различных тенденций. Приход каждой новой эпохи всегда приводил к перезагрузке уже самой основы культуры. Поэтому изменить ее в одночасье нельзя, а вот повлиять на развитие — можно. Так было, например, в эпоху Великой французской революции, когда на арену истории вышла молодая буржуазия с ее идеалами свободы, равенства и братства. Так было и в эпоху Красного Октября, заявившего принципиально новый тип культуры, в основе которой была не национальная и не религиозная идея, и даже не политическая, а императив практического созидания новой жизни — «Мы наш, мы новый мир построим».

Эта новая советская культура выдвинула принципиально иные критерии значения человека — не деньги, собственность, формальный статус, а поступки человека, в которых и заключена его суть: его идейно-этическая позиция, мировоззрение, уровень культуры, идеалы. Человек — созидатель нового мира оценивается уже не формальными, а гуманистическими критериями: талантом, способностью решить проблему, которая отвечает интересам других, а значит, и его собственным. Советская культура подталкивала к действию во имя всеобщих интересов.

— А современная культурная реальность другая?

— Сегодня культура стала территорией бизнеса. Впрочем, отношения купли-продажи в наши дни тотально господствуют во всех сферах жизни. Это формирует соответствующий взгляд и на культуру как на товар. Так, если художник не отвечает рыночным канонам, то ему будет непросто пробиться, например, в те же выставочные галереи. Для того чтобы продать картину, его имя должно стать брендом. А это значит, что он должен соответствовать требованиям спроса, конъюнктуре, которая формируется главным образом интересами представителей арт-рынка, которые в конечном итоге обслуживают интересы капитала. Соответственно, потребитель, выбирая для покупки то или иное произведение, ориентируется прежде всего на престижные имена-бренды со всеми сопутствующими им знаками: эпатажностью, гламурностью, флером светских скандалов.

Так художник, находясь во власти рынка, постепенно из творца превращается в «брендоносца». Значение художника, включая его талант, мировоззрение, авторский стиль, сегодня главным образом определяется рыночной актуальностью.

А значение результатов его творчества сводится к одному: если покупают — значит, это высокое искусство. Так рыночная цена бренда становится эквивалентом ценности искусства.

— Могу ошибаться, но мне кажется, что сегодня не каждый ответит, что такое культура вообще и зачем она ему в частности.

— Культура несет в себе определенную систему этических отношений, которые определяются господствующими в обществе интересами. А эти интересы могут быть разными: если они связаны с развитием человека как многогранной личности, как субъекта истории и культуры, то возникает один тип культуры (как это было в советское время), а если с интересами капитала (как это сейчас) — качественно другой. Культура в некотором смысле являет собой кодекс неписаных законов человеческих отношений, проявляемых во всех сферах человеческой жизни: на заводе, в автобусе, дома, в общении с другими людьми. В советское время один из таких неписаных законов состоял в том, что измерять отношения дружбы, взаимопомощи и любви деньгами — оскорбительно. А сегодня этот закон уже не является непреложным: деньги все большей частью общества признаются как исчерпывающее мерило человека.

— Молодых часто обвиняют в эгоизме, когда собственный комфорт превыше всего. Виной тому цифровые технологии, они влияют на формирование культурных предпочтений?

— Действительно, эгоцентризм становится все более заметной чертой современного человека. И это не случайно. Назову лишь три причины.

Главная — индивидуализация труда, ставшая результатом прогресса современных технологий. Казалось бы, прогресс — это замечательно, но беда в том, что человек становится функцией технологий. Известный культуролог и философ Маршалл Маклюэн сказал об этом жестко: «Человек превращается в орган размножения машинного мира». А ведь, помимо этого, человек сегодня еще и функция бюрократии, рынка, социальных сетей — всего того, что в конечном счете обслуживает интересы капитала. Так человек-функция становится «винтиком» рыночного механизма, а в машине любая деталь должна быть подогнана под схему. Все лишнее убирается. «Цифровому» винтику культура не интересна в принципе, более того — чужда как лишнее, мешающее жить комфортно. Никто другой, кроме себя, ему не нужен и не интересен.

Вторая причина связана с тем, что человек сегодня работает в условиях тотального рынка, а значит — тотальной конкуренции, где любой другой — это лишь конкурент. Третья — нарастание всех форм отчуждения в отношениях между людьми, делающего все неродным, враждебным, злым.

И как неизбежный результат всего этого — замыкание человека на самого себя, на свои интересы, за которыми другого человека уже не видно. В итоге приоритетными ценностями становятся три вещи: частные интересы, выгода и комфорт. Отсюда и соответствующее «этическое» кредо: мир хорош, если мне в нем удобно и выгодно. Но ведь культура стоит не на функциях, а на отношениях. Культура — это пространство напряженных вопросов и драматических, а порой и трагических переживаний и страстей, сопровождающих поиск ответов. Но человеку-функции все это чуждо. Чувства ему не нужны. Ему нужны лишь эффекты. Отношения его обременяют: сегодня культура должна «цеплять», но не «грузить». Вопрос «быть или не быть» непонятен, и потому Гамлет — это атавизм устаревшей культуры. Поиски себя, внутренние терзания героя — все это перестает быть интересным и на экране, и на сцене, и в реальной жизни.

— Сейчас все быстро… Спросите любого, ответит про «время — деньги». «Клиповое мышление» — бич нашего времени?

— Совершенно верно! Раньше время отождествлялось с историей, а пространство — с культурой. Сегодня пространство — это рынок, а время — деньги, причем здесь и сейчас. Суетливость рынка и нервность капитала делает жизнь дерганой, разорванной. Сегодня искусство строится не на основе драматургии с соответствующим развитием отношений и образов, а по принципу интенсивной смены одного эпатажа другим. Отсюда клиповость мышления. А между этими эпатажными кадрами надо еще втиснуть не менее эпатажную рекламу.

Не могу не сказать о вандализме рекламы. Она варварски разрывает художественную логику произведения, которая составляет суть и ценность любого феномена искусства. Не случайно монтажный метод Эйзенштейна — метод сотворения художественной диалектики — признан всем мировым киносообществом великим наследием советского искусства. Напомню его главную идею: образ нельзя давать уже готовым, он должен рождаться, становиться. Разрыв этого становления, как это делает реклама, — насильственное разрушение искусства.

И не только искусства, но и зрителя. Клиповость так же уродует сознание современного зрителя: воспринимать фильм в его пульсирующем, рекламном, режиме постепенно становится более органичным, чем сопереживать, погружаясь в логику протяженного драматургического развития. Эта клиповая оптика переносится и на восприятие действительности.

— Но для того чтобы прийти, например, на выставку Дали, на фильм, построенный в соответствии с авторским мировоззрением, у зрителя должны присутствовать образное мышление и художественная зрелость. А откуда им взяться?

— Вы затронули очень важный вопрос: проблему образного мышления, которое свойственно целостной личности, а не человеку-функции.

Если художник в первую очередь обратит внимание на взгляд, жест, мимику идущего навстречу человека, причем в их портретной и стилистической целостности, то человек-функция смотрит по-другому, оценивая в рыночном измерении марку его часов, «брендоносность» костюма, сумки… Для него встречный воспринимается по вещам, как товар. Как личность — нет. Отсюда и дефицит образного мышления.

Знаете, почему у нас высокий рейтинг сериалов и ток-шоу? В них нет образов, а ведь именно из этого проистекает понятие «безобразное». Герои сериалов и скандальных шоу — те же люди, которых мы видим в магазинах, в метро. Между реальностью и сериалами разницы нет никакой, поэтому говорить здесь о феномене культуры не приходится. Это просто симулякр культуры, то есть как бы культура.

Для зрителя такой продукт становится вариантом расширения его жизненного пространства, позволяющего сделать эмоциональное сравнение: «Вот, она с мужем разводится… А у меня-то все хорошо…»

— То есть сериалы, шоу способствуют обретению внутреннего комфорта, необходимого современным эгоистам?

— В принципе — да. При этом у людей, жизнь которых не выходит за пределы маршрута «дом-метро-работа» (и это не их вина), объективно появляется потребность в переживании хоть какой-то драматургии, и если не своей жизни, то хотя бы той, что на экране. Но при этом драматургия должна быть на уровне обывательской философии его собственной жизни, не вызывая глубинных переживаний.

— Почему?

— А это сложно. Любое напряжение души и ума требует воли и силы духа. Задавать себе неудобные вопросы — для этого требуется смелость. Но ведь и ответы подчас настораживают затаенными в них вызовами, особенно те, за которыми проговаривается необходимость коренных перемен уже собственной жизни.

— В одном из интервью вы сказали: «Мы живем в мире отчуждения человека от человека». Но сейчас, в пандемию, в соцсетях все чаще можно встретить посты о том, что нужно оставаться людьми. Нам понадобилась человечность, что-то еще, помимо конкретного и материального?

— Человечность — это альтернатива миру потребления. До определенного времени мы наблюдали тенденцию отчуждения, которое сейчас вступило в противоречие… да, с пандемией.

В тяжелый период вдруг стали говорить о человечности. Это действительно так. Человек-функция, эгоцентричный индивидуалист в самоизоляции оказался заперт в частном пространстве собственного жилища. Сначала было не так плохо: прежнее принуждение, вызванное необходимостью каждый день ходить на работу, сменилось домашней свободой. Никуда не надо спешить, появилось время на размышление. Но со временем полезли вопросы — неудобные и тревожные — о собственной жизни. Прежняя уверенность «у меня все в порядке» начала подтачиваться сомнением: а нужно ли мне все это? Жизнь-то одна. Так пандемия, заточив частного индивида в частное пространство, обернулась для него вызовом по поводу своего предназначения как человека, как личности.

— Согласно опросу ВЦИОМ, персонажем, наиболее верно отражающим черты характера российского человека, россияне считают Обломова. Это, на ваш взгляд, случайность или закономерность?

— На мой взгляд, это закономерность современного общественного сознания, за которым скрыто одно из глубинных противоречий нашего современника. С одной стороны, люди устали от своей функциональной загнанности: все бегом, быстро, без понимания цвета, вкуса, аромата жизни. А пандемия, заключив человека в изоляцию частного пространства, вызвала обостренный дефицит жизненных ощущений.

И захотелось почувствовать жизнь во всей протяженной полноте ее вкуса, смысла, эстетического очарования. Выпить чашку кофе, всматриваясь не в экран мобильного телефона, а в окно, за которым неспешно кружат, опадая, осенние листья. Обломов как раз умел видеть поэзию природы и человека, равно как и обратные стороны человеческой жизни, в том числе и своей. Но менять ее было свыше его сил. Насколько бескорыстным и добрым был его интерес ко всем трепетным подробностям жизни, настолько слабела его воля к преобразованию жизни, даже собственной. Разве это не про нас?

— Пандемия заставила думать, размышлять. А каким должен быть следующий шаг?

— Этот первый шаг предполагает выход за пределы частных интересов и частного сознания в пространство общественно значимых проблем и ценностей. Чудовищное неравенство (и в мире, и в нашей стране), оставленные без внимания дети и старики, экология, «замусоренное» искусство и вопросы образования, архитектурное наследие…

Разве это не касается всех? Каждого из нас? Только практически решая все эти проблемы, человек почувствует себя в кругу близких ему по духу людей, в пространстве и времени, где только и могут родиться взаимопонимание и радость совместного преобразования жизни, а значит, и новая культура. И эта новая культура, сохраняющая наследие не только отечественной, но и всей мировой культуры, станет для человека пространством его диалога с другими. Того диалога, о котором лучше всего сказал Юрий Олеша: это «разговор, когда двое, очень близко прижавшись друг к другу, обсуждают, как найти наилучший выход».

СЛОВАРЬ

Культура (от лат. cultura — возделывание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности, включая все формы и способы самовыражения и самопознания.

Культура рассматривается как набор правил, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым управленческое воздействие. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности. Таким образом, источником происхождения культуры принято считать человеческую деятельность, познание и творчество.

КУЛЬТУРА

Платформа «PRO.Культура.РФ», которая помогает культурным учреждениям по всей России делиться с пользователями интернета последними новостями и рассказывать о самых интересных событиях и мероприятиях, заключила партнерские соглашения с новыми информационными проектами из разных регионов страны.

На данный момент платформа сотрудничает с 15 информационными площадками, среди которых: портал «Культура.РФ», официальный сайт Министерства культуры РФ, Единый портал госуслуг, «Яндекс.Афиша», Национальный туристический портал и другие.

СПРАВКА

Людмила Алексеевна Булавка-Бузгалина — доктор философских наук, профессор научно-образовательного Центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Читайте также: Работа или жизнь: психолог семейного центра дала советы, как найти золотую середину

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.