Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Кукольно-театральный квартирник

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Кукольно-театральный квартирник
Москвичи Елена и Игорь Свеженцевы репетируют очередной домашний кукольный спектакль, на премьеру которого они пригласят друзей с детьми / Фото: Святослав Свеженцев, «Вечерняя Москва»

Считается, что в куклы играют только дети. Если же вникнуть в историю, то выяснится, что традиции устраивать дома кукольные постановки уже не один век. И если зрителями в них выступают именно малыши, то создать для них захватывающий спектакль могут только взрослые. А такие энтузиасты в Москве были, есть и будут.

Привезенная в Россию итальянскими артистами кукла Пульчинелла (она же у французов — Полишинель) очень быстро обрусела и превратилась в Петрушку. У простого народа, посещавшего представления бродячих кукольников на ярмарках, этот персонаж пользовался феноменальным успехом, поскольку был смекалист, храбр и дерзок. В ходе пьесы Петрушка мог и коня у цыгана увести, и лекаря-немца отметелить за то, что тот у него много хворей нашел, и даже квартального-полицейского отдубасить. Поэтому на долгие десятилетия он стал любимейшим персонажем балаганных представлений, а кукольники тех времен были уважаемыми гостями и в домах боярской знати, и на купеческих дворах, и на семейных торжествах.

Так продолжалось вплоть до XIX века включительно. Артисты с куклами выступали на улицах и в трактирах, а летом скрашивали вечера москвичей, которые предпочитали проводить это время года на дачах.

— Петрушками дети называли почти все куклы на Руси. А если это была его невеста, то Ульяна или Марьяна. Они в них играли, ставили свои маленькие, примитивные спектакли, подражая тем, что видели у бродячих актеров-кукольников. Эту тенденцию чутко уловили промышленники и наладили сначала выпуск недорогих перчаточных кукол или марионеток, а затем и вовсе стали продавать наборы для детского домашнего кукольного театра. Благодаря этому и взрослые тоже включились в такую игру, как домашний кукольный театр, — рассказывает педагог, историк театра Ольга Князева.

Домашние кукольные театры были популярны и среди знати. Актеры крепостных театров Шереметевых, Юсуповых, Дурасовых, Салтыковых и прочих известных московских родов тоже ставили кукольные спектакли для детей. А позже, в конце XIX — начале ХХ века, мода на такой досуг дошла и до интеллигенции.

— О природе кукольного театра размышляли Константин Бальмонт и Андрей Белый, — говорит Ольга Князева. — Свой домашний театр был у художника Валентина Серова и его друзей-живописцев Нины и Ивана Ефимовых. Вахтангов хотел поставить кукольный спектакль, а Константин Станиславский даже заказал Алексею Толстому пьесу «в духе Петрушки», которую тот, увы, так и не написал.

В советские годы кукольные театры появились почти в каждом городе, а во всех Дворцах пионеров и даже школах были профильные кружки. А уже с появлением ТВ, когда мультфильмы и программа «Спокойной ночи, малыши!» пришли в каждый дом, культура домашних кукольных театров несколько угасла. Но неожиданно это досуговое направление возродилось как по присказке: не было бы счастья, да несчастье помогло.

«ВМ» уже писала об участнице программы «Московское долголетие» Надежде Лобановой, которая на самоизоляции занялась изготовлением кукол, ставит спектакли, снимает их и выкладывает на YouTube (статья «Кукольные спектакли пенсионерки обрели своего зрителя и стали популярными» в № 8 от 20 января этого года). Таких спектаклей на этом канале немало. Несколько из них созданы семьей Свеженцевых, которые живут в районе Бибирево.

— Идея сделать семейный кукольный театр пришла моей супруге Елене, которая сама создает кукол. Она и раньше показывала детям родственников небольшие рождественские постановки, а когда мы ушли на самоизоляцию, решила сделать полноценный спектакль, — рассказывает Игорь Свеженцев.

Автора пьесы Елена искала недолго — супруг работает на телевидении, он сценарист и режиссер-документалист. Профессиональный оператор тоже всегда под рукой — сын Святослав. Съемку спектакля организовали прямо в квартире — сделали ширму, выставили камеру и свет. Монтировали спектакль и сводили звук на домашнем компьютере. Через несколько недель творческого процесса в интернете появился детский спектакль «Сказка про доброго парня Илюшу, царевну Марьяшу и лису Елизавету Патрикеевну». А еще через некоторое время второй — «Томаш и Любляна» — стилизованный под чешско-моравскую сказку.

— Когда первая волна пандемии прошла, мы пригласили домой на премьеру друзей с детьми. Представление было поддержано кнедликами, запеченными рульками и бочонком чешского пива. Так что спектакль понравился не только детям, но и взрослым, — смеется Игорь.

Сейчас в активе у семьи Свеженцевых уже четыре кукольных спектакля. Кроме вышеназванных двух они сделали пьесу по украинским мотивам и рождественскую историю «Девочка со свечкой».

— Скоро выложим пятую историю, «Сказку про Гурама и Лейли», — рассказывает Игорь. — Мы взяли за правило делать это после домашних премьерных показов. Денег с этого никаких не имеем, просмотров спектаклей, честно скажу, тоже немного. Но нам в удовольствие этим заниматься.

Читайте также: Сказочные персонажи, игры и общение: как воспитать «человека размышляющего»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.