Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Звезды, которые стали блондинками

Звезды, которые стали блондинками

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Пары, которые быстро развелись

Пары, которые быстро развелись

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

«Начнется целый «Армагеддон»: в какие приметы верят столичные спасатели

Общество
«Начнется целый «Армагеддон»: в какие приметы верят столичные спасатели
Фото: Пресс-служба Департамента ГОЧСиПБ города Москвы

Спасатели и пожарные — люди, которые выполняют крайне ответственную работу. Они должны просчитывать наперед каждый свой шаг, каждое свое действие: от правильности действий зависят не только жизни спасенных, но и самих спасателей и даже их коллег. Однако даже они верят в то, что в экстренных ситуациях есть место удаче и везению. Поэтому у спасателей и пожарных — свои традиции и суеверия, которым они следуют в работе. Корреспондент «Вечерней Москвы» узнал о приметах, в которые они верят.

«Машина это любит»

Московский авиационный центр обеспечивает безопасность горожан с воздуха. В задачи экипажей входят тушение высотных и крупных по площади пожаров, эвакуация пострадавших с мест автомобильных аварий и других чрезвычайных ситуаций, спасение заблудившихся в лесах людей, разведка пожароопасной и паводковой обстановки в столице.

Заместитель командира второй эскадрильи, пилот санитарного вертолета Вячеслав Каленов рассказывает, что летчики — крайне суеверные люди. В авиацентре, по его словам, нет ни одного сотрудника, который бы пренебрегал приметами.

— Понятно, что суеверия пришли к нам с давних времен, но везде, где требуется удача, у людей возникают суеверия. Чаще всего суеверия становятся традициями. Все мы образованные люди, но традиции есть традиции. Стараемся их выполнять. Одно из главных суеверий — не фотографироваться перед вылетом и не давать интервью. Второе по значимости — не загадывать, когда прилетишь. Слышали наверняка фразу «расчетное время прибытия». Не говорят, что прилетим в такой-то час, такую-то минуту. Не загадываем, может не совпасть. А еще — нет слова «последний», только — «крайний», — говорит Каленов.

Он также отмечает, что в полет летчики никогда не надевают новую одежду. Для начала в ней нужно походить где-то на работе и разносить и только после можно в ней подняться в небо. Кроме того, со времен Великой Отечественной войны у летчиков появилась новая традиция — бриться только вечером, накануне вылета, но не перед ним.

— В полете нельзя ругаться, а тем более ругать воздушное судно. Пилоты всегда относятся к технике с нежностью. Приходят на работу, подходят к воздушному судну, мысленно с ним здороваются, гладят его по крылу, винту. Говорят, машина это любит, — добавил Каленов.

Командир первой эскадрильи, пилот пожарного вертолета Евгений Артюхин, в свою очередь, рассказывает, что летчики авиацентра «с осторожностью относятся к августу». По его словам, именно в этот месяц происходит наибольшее количество происшествий.

— Статистика подтверждает: в августе всегда всплеск. Это связывают и с периодом отпусков, и с историей Древнего Рима, согласно которой у февраля был забран один день для августа. В июле — 31 день, в августе — 31 день. Говорят, количество происшествий может быть связано с этим. К августу все относятся очень настороженно, — рассказал Артюхин.

Настороженное отношение летчики проявляют и ко всему, где встречается цифра 13, и стараются во всем ее избегать.

— Есть и отношение к цифре 13. В России даже в некоторых аэропортах нет стоек с этим номером. И стараются исключить бортовой номер 13, — добавил Артюхин.

Яичница на всех

Начальник аварийно-спасательного отряда Пожарно-спасательного центра (ПСЦ) Москвы Сергей Кудра рассказывает, что спасатели и пожарные никогда не прощаются, а только здороваются.

— Этого у нас придерживаются, — говорит он.

По словам Кудры, в ПСЦ заметили связь чистой формы на дежурстве и количества работы в эту смену: если форма будет «свежая», высока вероятность, что сутки у спасателя пройдут на выездах.

— Но это, конечно, не значит, что мы ходим всегда в грязной одежде, — смеется Кудра. — Кстати, если начистил туфли до блеска — тоже жди все сутки выезда. То же и с сигнальными маяками на пожарных машинах: протер — можно неплохо так работнуть!

«Начнется целый «Армагеддон»: в какие приметы верят столичные спасатели Фото: Комплекс городского хозяйства города Москвы

Огнеборцы и спасатели, по словам начальника отряда, опасаются прийти на развод с телефоном, переведенным в беззвучный режим. Если такое произошло, то, согласно примете, суточное дежурство с самого утра, скорее всего, не задастся.

— Самые насыщенные сутки у спасателей и пожарных всегда выпадают перед отпуском и после него, — добавил Кудра.

Также он рассказывает, что в аварийно-спасательном отряде порядка 15 лет диспетчер Роман Таций перед началом смены готовит на всех коллег яичницу. Ее должны съесть полностью, иначе день будет трудным.

— Если Роман не успевает приготовить яичницу, то с утра начинаются выезды. И ко всему, приготовить блюдо должен именно он. А когда Роман не на смене, то дежурства выдаются непростыми, — говорит Кудра.

Игрушки и булавки

Операторы столичной «Службы-112», которые принимают сообщения от горожан о происшествиях и других опасностях и направляют на место экстренные службы, также суеверны. В «Службе-112» рассказали, что при заступлении на дежурство коллеги никогда не желают друг другу хорошей или спокойной смены. Опыт показывает, что после такого пожелания смена будет крайне неспокойной.

— Максимум, что можно пожелать, — это приятного аппетита во время обеда. Однажды одна из операторов звонила в смену, чтобы сообщить о больничном. В конце разговора у нее вырвалось пожелание хорошей смены. Позже ей даже перезвонили и «поблагодарили» за это, потому что смена поймала много сложных, резонансных ситуаций, — говорит оператор Наталья Серова.

Главный специалист дежурной смены Наталья Маслова, в свою очередь, отмечает, что в службе есть еще одно похожее суеверие: во время дежурства нельзя говорить, что смена слишком спокойная и происходит мало происшествий.

— Если кто-то это озвучит вслух коллегам, то 100 процентов буквально через полчаса начнется целый «Армагеддон». Так было. Проверено. И не раз. Так что мы стараемся такого во время смены не говорить, — рассказывает Маслова.

Она отмечает, что в службе есть и примета, связанная с первым принятым вызовом на дежурстве: если первый вызов будет связан, например, с пожаром, то весь день такие вызовы и будут поступать.

— Как говорится в таких ситуациях среди операторов, подобное притягивает подобное, — отмечает Маслова.

Некоторые операторы для «тихих» дежурств даже носят с собой на работу обереги. Различные предметы, будь то булавка на футболке, кольцо, камушек или игрушка, которые придают им уверенности и спокойствия.

— Но операторы «112» готовы к любой ситуации, — отметила Серова.

Читайте также: Жители столицы смогут позвонить в «Социальный патруль» по номеру 112

Подкасты