«Живая» вакцина. Когда в России может появиться «убийца рака» на основе COVID-19
Сюжет:
Ситуация с коронавирусомВ России может появиться лекарство от рака на основе COVID-19. Такое мнение выразили опрошенные «Вечерней Москвой» вирусологи. Они объяснили, в какие сроки возможно создание такого препарата, что этому препятствует и как будет работать потенциальный «убийца» рака и ковида.
Судебные дела и драматические вещи
Как рассказал «ВМ» доктор медицинских наук, профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Анатолий Альтштейн, в науке уже около 70 лет существует и развивается особое направление — виротерапия опухолей. Она призвана помочь пациенту с онкологией вылечиться за счет вирусов, внедряемых в организм для активации иммунной системы. По словам вирусолога, в этом отношении люди пока не добились потрясающих результатов, но сама идея даже на бумаге звучит интересно и вызывает только одобрение.
— Вирусы действительно разрушают опухолевые клетки, и победить рак таким способом было бы, конечно, очень хорошо. Однако важна эффективность вируса, и вот тут результаты у нас очень неопределенные. То вирус не хочет заражать больные клетки, то ему не помогает иммунная система, то он вызывает общее заболевание, — сказал Альтштейн.
Он заявил, что в последние годы виротерапия была поставлена на более научную основу, поэтому казусов с ней стало меньше. В былые времена, когда врачи предпринимали первые попытки лечить людей вирусами, это приводило к «драматическим вещам»: пациенты заболевали, что ожидаемо вызывало их гнев и судебные дела, пояснил собеседник издания.
— COVID-19 пока для этих целей не был испытан, но он и не производит большого впечатления. Вот когда появится аттенуированный вариант ковида, который не будет вызывать тяжелого заболевания, тогда, может быть, будут проводиться соответствующие опыты, — допустил он.
Два в одном
По словам Альтштейна, в будущем появится альтернатива виротерапии — «живая» вакцина. Это потенциальный продукт разработки коронавирусных вакцин, который, как считает эксперт, еще сыграет большую роль в борьбе не только с ковидом, но и с другими недугами.
— Речь идет о создании «живой» вакцины, в основе которой лежит искусственно мутировавший вирус. Внесенные в него изменения все еще позволяют ему размножаться, но его активность снижена, — разъяснил вирусолог.
Сейчас над такими средствами работают американские и китайские ученые. В России подобные исследования, по словам Альтштейна, пока не проводятся, поскольку они значительно сложнее и опаснее, чем создание текущих вакцин от коронавируса.
— Но позже «живые» вакцины будут сделаны, — утверждает собеседник «ВМ», — и они будут значительно дешевле и удобнее аналогов. Вырастил вирус, капельку дал человеку, вот он и вакцинирован. И я уверен, что вот эту вакцину кто-нибудь обязательно попытается использовать для борьбы с опухолью.
«Хаотическая поломка»: как создается лекарство от рака на основе ковида
С тем, что на основе коронавируса можно попытаться создать препарат, убивающий рак, согласился главный научный сотрудник Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта Петр Чумаков (сын Михаила Чумакова, основателя одноименного центра, где была создана одна из российских вакцин от COVID-19 — прим. «ВМ»).
— В принципе, из любого вируса можно сделать такой его вариант, который будет заражать и убивать в основном только опухолевые клетки. Но относительно ковида есть сомнения, так как он очень специфический и проникает в организм через конкретный рецептор в эндотелии. Это может стать небольшим отягчающим обстоятельством, поскольку такой же рецептор должен быть и на раковых клетках, — сказал доктор биологических наук в беседе с «ВМ».
Он не исключил, что на основе COVID-19 можно создать вирус, который будет проникать в нужные клетки через другой белок. Однако, уточняет специалист, нюансы на этом не заканчиваются, поскольку раковые клетки сами по себе настолько индивидуальны, что не удастся найти даже два одинаковых типа.
— То есть в этих клетках ломаются различные раковые компоненты. Эти поломки происходят хаотически. При этом «вырубаются» определенные ветви процессов в клетке. Если «вырубится» процесс, который нужен вирусу, чтобы заразить клетку, то она может быть нечувствительна к нему, — указал специалист.
В связи с этим для того, чтобы лечить рак вирусами, нужна целая панель таковых. Тогда они смогут проникать в опухолевые клетки по-разному, используя различные ее механизмы, отметил Чумаков.
— Если делать на основе этого терапевтический препарат, нужно понимать, что он подействует лишь на часть пациентов. Оставшимся будет нужен другой вирус, — добавил ученый.
Несмотря на множество условностей, Чумаков заявил, что на основе вирусов в будущем действительно можно создать множество хороших лекарств, причем не только от онкологии. Более того, через 5–7 лет, если «включить все наши интеллектуальные и промышленные возможности», Россия может дойти до уровня, когда подобные средства станут доступными для большинства граждан, допустил эксперт.
Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>
Читайте также: Врачи ответили на вопрос, может ли коронавирус спасти от рака