Прочь из моей головы: почему в мозге «застревают» навязчивые мелодии
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАУченые из Калифорнийского университета (США) выяснили, что мелодия, которая «застревает» в голове, полезна для мозга. Психолог-консультант одного из образовательных учреждений столицы Алина Солдатенкова рассказала «Вечерней Москве», почему некоторые песни так «заедают» и зачем нам это нужно.
Иногда то, что нам кажется ненужным и отвлекающим, выполняет важную функцию. Ученые выяснили, что однообразная мелодия, которая проигрывается в голове, помогает укрепить память. Участникам эксперимента сначала предлагали прослушать незнакомую песню, а потом повторить это одновременно с просмотром фильма. После сеанса оказалось, что с так называемым музыкальным сопровождением детали сюжета запоминались лучше. Ученые также отметили, что «заедание» мелодий в голове длится дольше у женщин и раздражает их сильнее.
— Это связано с тем, что женщины более эмоциональны и больше внимания обращают на детали, — рассказывает Алина Солдатенкова. — А вообще, зацикливание на одной и той же песне характерно для двух типов людей. Первый — когда у человека мозг недостаточно активно работает: в него с легкостью поступает второстепенная информация в виде надоедливой песни. Другая категория — слишком занятые люди, у которых постоянные авралы.
У них мозг чрезмерно напрягается, и путем «заедания» мелодии происходит бессознательная разгрузка. Кстати, часто бывает, что запоминается не мотив ритмичной мелодии, а связанная с ним яркая ассоциация. Она может быть связана также с местом, человеком, приятным воспоминанием. Очень часто запоминаются незавершенные действия. Если вы прослушаете ту самую надоевшую песню, то она покинет вашу голову.
Колбаса создает воспоминания
В течение жизни музыкальный ритм постоянно сопровождает нас. «Вечерка» узнала у практикующего семейного психолога Елены Максимовой, как он помогает нам справляться с трудностями.
Весь окружающий мир состоит из ритмов: циклично сменяются времена года, день — ночью. Наши дыхание и сердцебиение тоже имеют свою ритмичность, как и речь.
— В природе все продумано.Есть вещи, которые будоражат наше сознание, а есть те, которые успокаивают. Монотонность звуков и ритмов — одна из них. С самого рождения для того, чтобы ребенок себя комфортно чувствовал и гармонично развивался, мы его укачиваем, нараспев учим стишки. Есть даже такой метод хороводных игр для тех, у кого есть нарушения речи, — поясняет Максимова.
Все эти приемы имеют ритм и незатейливую мелодию, которая застревает в голове. Она помогает не только успокоиться, но и учиться. Этим пользуются многие рекламщики. Они накладывают детскую песню на известный бренд. И уже колбаса, например, становится неотъемлемой частью ваших воспоминаний, так как сработала ассоциация.
— Особенно в застревающей музыке и ритме нуждаются подростки. Многие родители не раз сталкивались с тем, как на всю квартиру орет что-то непонятное. Однако благодаря такой какофонии звуков мозг подростка инстинктивно успокаивается и помогает ему преодолеть трудности, связанные с гормональной перестройкой,— объясняет эксперт.
Любовь к ритмам, по словам психолога, — древняя установка. Еще первобытные люди собирались в круг, чтобы устроить шаманские танцы. Они погружали их в медитативное состояние, чтобы забыть о сложностях выживания в диких условиях. Поэтому, если вдруг навязчивая песня снова заиграла в голове, можно поддаться искушению и хаотично подвигать телом. Инстинкты помогают выжить.
Утром темп спокойный, вечером — энергичный
Многие специалисты активно используют знание о навязчивости песен в бизнесе. Маркетологи всего мира ищут универсальную мелодию, чтобы их товар покупали, и как можно больше. Наверное, каждый замечал, что, когда заходишь в магазин днем, там играет неспешная, расслабляющая музыка.
— В это время мало посетителей, и продавцам выгодно, чтобы как можно больше людей задержались у них. Вечером же поток больше и сотрудники включают динамичную мелодию, благодаря которой посетители должны выбрать нужную вещь и быстро уйти, не создавая толпу, — поясняет «Вечерке» маркетолог одного из крупных столичных магазинов одежды Ольга Портнова.
Такую же тенденцию можно заметить в местах общественного питания. На фудкортах,например, музыка быстрая, она нацелена на то, чтобы покупатель не засиживался. А вот в ресторанах включают джаз или что-то романтичное. После такого еще весь вечер в голове играет приятный мотив.
— Музыка, как запах или декор, создает полный образ. Именно поэтому в дорогих магазинах уделяют каждому из этих аспектов особое внимание. По отдельности они плохо работают, — говорит эксперт.