Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Курс на восток

Общество
Курс на восток
Фото: Рixabay

Стройка века а лучше три стройки или даже пять плюс перенос столицы за Урал — только так по мнению некоторых политиков можно решить проблему неравномерного распределения в стране. Сработает ли хитрый план выправит ли перекос расселения? Попробуем разобраться вместе с экспертами.

Земля наша, как известно, велика и обильна, но вот порядка, по крайней мере в плане заселения территории, в ней нет. Основная полоса расселения занимает лишь 22,3% площади страны, и проживают тут почти 86% россиян: в европейской части — 69%, в том числе в двух агломерациях — столичной и питерской — 18%. Остальные 14% реденько рассредоточены по северам и Зауралью. Поэтому идею расселить европейскую часть России нельзя назвать новой. Но никто еще не придумал, как это сделать.

Министр обороны Шойгу недавно предложил построить в Сибири «три, а лучше пять» городов с населением до миллиона человек, сделав их научными и промышленными центрами.

Города инноваций, считает он, станут точками притяжения населения со всей страны, разработка новых месторождений запустит систему транзитных и внутренних магистралей, а также продвинутые производства (например, аккумуляторов для электромобилей), и в итоге жизнь в Сибири забьет ключом.

А кто поедет жить в эти города? Мы привыкли считать, что «где родился, там и пригодился», но выясняется: народ у нас на подъем легок — лишь бы платили побольше. Об этом, например, свидетельствуют данные недавнего опроса портала «Работа.ру», согласно которому ради высоких заработков в другой город готовы переехать 82% россиян. Правда, 61% выбрал бы для этого Москву, а 12% — Питер. Отправиться во Владивосток, Краснодар и Сочи согласились по 2%. Екатеринбург, Казань, Калининград, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону и Хабаровск предпочли бы по 1% респондентов. Как видим, в лидерах — опять Москва.

Курс на восток Фото: Рixabay

Но и опрос проводился в современных условиях: ехать этому легкому на подъем народу больше просто некуда — новые города, которыми грезит министр обороны, построят еще не скоро, если вообще построят.

Так как же выправить ситуацию, равномерно рассредоточить жителей по территории, да еще и сделать их довольными? Ответ озвучен был неоднократно: развивать регионы, питать малые города инвестициями, давать людям не только работу, но и достойную зарплату. Легко сказать…

— Уйти от территориального перекоса можно только одним путем, — считает профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ Наталья Зубаревич, — перепрошивкой системы управления. Невозможно все контролировать из центра, прописывать регионам бесконечные цели и заставлять их отчитываться по каждому чиху.

Дерегулирование сделает ситуацию более дифференцированной. Конечно, у кого-то получится нормально управлять, у кого-то будут провалы, но это неизбежно при отпускании поводьев. Но как только появится возможность принимать решения, которые нужны именно региону, толковые администрации будут выигрывать у бестолковых.

Конечно, никто не обещает счастья послезавтра, если завтра будет децентрализация. Будем выбираться тяжело, долго и мучительно. А пока этот светлый, единственный, как считает Зубаревич, путь не овладел властными мозгами, надо ведь тоже что-то делать.

Быть может, новые города в Сибири станут той первой ласточкой, за которой потянутся косяком на восток толпы страждущих лучшей жизни? И вроде как пример какой-никакой есть — Магас, единственный, построенный с начала перестройки в России город. Строили его, правда, не в Сибири, а на Кавказе как столицу Ингушетии, отколовшейся от Чечни. Первый камень в Магасе был заложен в 1994 году, к 2009-му в нем проживали всего 415 жителей, но потом вроде как распогодилось: сейчас там обитает 13 601 человек. И вроде бы производств никаких, и на всю столицу — единственный НИИ, университет, школа и детский сад, а вот поди ж ты, приехали...

Курс на восток Фото: gazprom.ru / ПАО Газпром

Экономист, географ и профессор МосГУ Алексей Скопин идею строительства новых городов утопической не считает:

— Как министр обороны, Шойгу прав: удобнее охранять столицу в Сибири, чем в Москве — враги дальше (Сергей Шойгу в том числе предложил перенести столицу вглубь российской территории. — «ВМ»). Да и обустраивать существующее часто дороже, чем строить новое. Потому что и земли в частной собственности, и инфраструктура, мимо которой не пройдешь, уже проложена…

В чистом поле на федеральной земле всяко проще. Плюс у нас основные доходы — от нефти, газа, металлов — дает Сибирь, и вложиться в ее развитие было бы справедливо. Другое дело, что непонятно, чем конкретно будут заниматься новые миллионники. Если опять добывающим производством, то это старые грабли моногородов, на которые не хотелось бы наступать вновь. А вот если это будет некий административный центр… Есть страны, где столицы переезжали на новое место и активно развивались...

По словам Скопина, нечто подобное сейчас происходит в казахском Нур-Султане (он же Акмолинск, он же Целиноград, он же Акмола, он же Астана), ставшем столицей в 1997-м и последний раз переименованном в 2019-м:

— Большинство чиновников, конечно, семьи оставляют в более комфортной Алма-Ате, пять дней работают в новой столице, вечером в пятницу улетают к семьям, а в понедельник опять заступают на вахту. Но многие, по мере благоустройства Нур-Султана, и семьи туда перетягивают. Уверяю вас, если место денежное, люди пойдут на все, чтобы пустить там корни.

Монумент Байтерек в Нур-Султане Монумент Байтерек в Нур-Султане / Фото: Ken and Nyetta / CC BY 2.0

Правда, не сказать, что Нур-Султан возводили в чистом поле — Акмолинск получил статус города еще в 1862 году. А лету от него до бывшей столицы — два часа. Которые в случае с Сибирью превращаются минимум в четыре...

— Мировой опыт показывает, что город — это естественное образование, и создать его по приказу с нуля, чтобы он сразу стал устойчивым, состоятельным, процветающим экономическим центром, в современном мире практически невозможно, — говорит Александр Пузанов, гендиректор Института экономики города. — Пара новых столиц вроде бразильской или нигерийской — вот, пожалуй, и все громкие примеры (Бразилиа и Абуджа соответственно. — «ВМ»).

Небольшие моногорода, закрытые города, возводимые у нас в 1950-е, — это история даже не на 300 тысяч жителей, да и экономика тогда была совсем другой. А создавать почти миллионник ради производства аккумуляторов… В той же Сибири масса кризисных городов, и размещение таких производств их бы оживило, притянуло новых жителей.

Ради чего ставить на них крест и начинать где-то все с нуля? Не говоря уж о том, где взять столько людей при нынешней демографии.

Между тем, по оценкам экспертов, уже прикинувших цену идеи, ее реализация будет ежегодно съедать 1,3– 1,5 триллиона рублей. Для сравнения: в доковидном 2019-м столько было потрачено на так называемые общегосударственные вопросы (поддержание всего госаппарата, обслуживание госдолга и т.д.). Схожими были профицит бюджета (1,9 трлн) и суммарные траты на ЖКХ, экологию и образование (1,3 трлн). При этом на поддержку регионов потратили 2,5 триллиона — половину этой суммы и предлагается отдавать ежегодно на новые сибирские мегаполисы.

Но, может, не промышленностью прирастет Сибирь, а мозгами? Они-то в любое время в цене.

— У нас есть прекрасный пример, — соглашается Скопин, — новосибирский Академгородок. Его создавали как раз для того, чтобы перебазировать интеллект на восток страны. В итоге тамошний университет дал ростки, которые проросли потом и в Красноярске, и в Омске, и в Томске, и даже до Владивостока дошли…

— А вы думаете, у Академгородка нет проблем? — возражает Михаил Кузнецов, глава Союза развития наукоградов России. — Например, в Ханты-Мансийске, процветающем на нефти, построили НИИ информационных технологий и переманили туда несколько сотен специалистов из Новосибирска и Томска, обескровив тем самым Академгородок, который до сих пор не может получить статус наукограда... Да, у нас есть города, «заточенные» исключительно на науку, — Черноголовка, Пущино, Троицк, Зеленоград. Есть Кольцово со знаменитым «Вектором» и его вирусами, есть похожий на него подмосковный Оболенск с таким же научным центром, занимающийся бактериями. Так первый статус наукограда получил, потому что считается городским округом, а второй — нет, так как числится поселком.

И финансирование у них от этого разное. Другая проблема наукоградов, по мнению Кузнецова, как удержать там новые поколения, ведь дети не всегда идут по стопам родителей-ученых, а с альтернативной работой обычно беда...

САМЫЕ МОБИЛЬНЫЕ

Американцы в поисках лучшей доли чаще других склонны менять место жительства. Внутренней миграции, считают эксперты, во многом способствует отсутствие в стране ярко выраженного экономического центра. Среднестатистический американец, по данным Всемирного банка, переезжает с места на место в среднем 13 раз, а англичанин — 7 раз.

Россияне делают это в среднем всего 2 раза за свою жизнь, и такая низкая мобильность населения во многом сдерживает рост экономики страны.

ВЫШЛО

В 1960 году из-за перенаселенности и обилия трущоб бразильцы построили новую столицу. Проект делали легендарный архитектор Оскар Нимейер вместе со своим учителем Лусио Костой. Город Бразилиа выстроен на пустом месте с нуля за три года и стал настолько интересным в архитектурном плане, что был занесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

РАДИ КАРЬЕРЫ

Опрос, проведенный в 2019 году рекрутинговой компанией Hays, показал, что для половины людей (51 процент), заявивших о готовности поменять место жительства из-за работы на два-три ближайших года, регион переезда неважен.

Настоящее значение для них имеют лишь карьерные перспективы и зарплата (рост на 30– 50 процентов) и чтобы проект был интересным. Вряд ли за два прошедших года настроения изменились.

НЕ ВЫШЛО

Рекордсменом по числу новых городов-призраков является, наверное, Китай. Почти в двух десятках пустующих городов, многие из которых миллионники, находятся в резерве 60 миллионов новых квартир и домов со всеми удобствами. Главной проблемой для властей стало мотивировать людей на переезд в города с «человейниками», где стоимость жизни превышала финансовые возможности потенциальных жителей. Кое-кто, впрочем, считает строительство таких городов «заначкой» на случай глобального катаклизма с последующим массовым исходом людей.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.