Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Время быстрых: чем подростки занимаются в интернете

Общество
Время быстрых: чем подростки занимаются в интернете
Фото: Pexels

Не до игр оказалось современным подросткам. Вопреки устоявшемуся мнению, что они чуть ли не 24 часа в сутки либо режутся в компьютерные стрелялки и бродилки, либо пялятся в TikTok, в интернете наши дети занятии не только этим.

Разбила стереотип компания Brand Analytics, занимающаяся мониторингом и анализом социальных медиа. Изучив более 1,5 миллиарда (!) русско язычных сообщений в этих самых медиа в августе, она составила рейтинг самых популярных ресурсов у детей и подростков до 18 лет. «Золото» взял сервис частных объявлений «Юла», с помощью которого они либо пытались заработать сами, либо помогали в этом родителям. Причем на продажу выставлялась как всякая мелочевка, всплывающая обычно при расчистке кладовок и шкафов, так и весьма серьезные лоты вроде автомобилей и домов. Портал «купи-продай» фигурировал в августовских сообщениях молодняка 809 119 раз.

Второе место занял сервис Discord — программа для общения голосом и текстом, которая помогает игрокам координировать действия в реальном времени и продолжать разговор в офлайне. При этом, по замечанию исследователей, дети весьма активно общаются там и на неигровые темы, объединяясь по интересам. Она получила 419 729 упоминаний.

«Бронзу» отхватила опять-таки торговля — маркетплейс AliExpress с 89 614 голосами. Но тут, скорее, превалировали покупки либо все та же помощь родителям-продавцам, так как по правилам площадки выставлять вещи на продажу здесь может либо юрлицо, либо ИП, либо самозанятый. И лишь четвертое и пятое места (78 785 и 58 148 упоминаний соответственно) заняли чисто игровые сервисы Garena и Twitch. В топ-10 вошли также магазин мобильных приложений, еще один околоигровой сервис, информационно-развлекательное сообщество, «Яндекс.Дзен» и «Гугл-Документы».

В тридцатке оказалось еще несколько «порталов монетизации» (частные объявления, поиск работы, получение интернет-пожертвований), пара-тройка маркетплейсов, облачные хранилища, сайт анонимных вопросов, сервис поиска друзей и внезапно — книжный онлайн-сервис (они таки что-то читают!). Завершил топ-30 проект с дистанционными олимпиадами, конкурсами, викторинами и библиотекой Dumschool. И никакого, заметьте, «ТикТока».

В общем, усредненный портрет нынешнего подростка выглядит не таким уж и чудовищным: они помогают родителям, думают о заработке и выгодных покупках, ищут друзей, общаются, охотно поглощают самую разную информацию, даже в каникулы не забывают об образовании и — чудо из чудес — читают книги! Да, играют, но делают это далеко не с устрашающей вовлеченностью.

— Речь в исследовании шла, судя по всему, о так называемых «зетах» или «зуммерах» — детях с годами рождения 2003+, — говорит гейм-аналитик Кирилл Агапов. — Да, они тоже играют в видеоигры, но совсем не так, как предыдущее поколение, предпочитающее игры-блокбастеры на приставках или компьютере. Этим, вопервых, больше нравятся продукты для мобильников и планшетов, а во-вторых, игры, в которые могут одновременно играть много людей. При этом они не зависают в одном сюжете надолго, с легкостью меняют игры и тратят в среднем на них гораздо меньше времени, чем, скажем, наше поколение. Неудивительно поэтому, что средний возраст игроков сейчас — 30+.

Молодняк гораздо больше ценит общение, причем не только с помощью смартфона (с которым они не расстаются) — через мессенджеры и соцсети — но и в офлайне.

Помните, сколько было субкультур еще совсем недавно? Эмо, готы, анимешники, хипстеры, ванильки… Все самовыражались, старались быть не такими, как все. Нынешним важно прямо противоположное — не выделяться, находиться в среде своих и быть в тренде. Они не одиночки-затворники, просиживающие кресло перед игровым монитором. Они гораздо более социальны, открыты миру, ищут новых эмоций и впечатлений, видеоигра для них — это продолжение дружеского общения.

Что ж, с играми разобрались — отлегло. А как быть со всем остальным? — С каждым новым поколением растут навыки информатизации и работы с новыми техническими средствами, — считает психолог Дмитрий Смыслов. — Я вспоминаю своих студентов образца 1999 года.

Девушку, которая случайно нажала на что-то в Windows и активировала CD-привод, который неожиданно выехал из системного блока. Как же она, бедная, орала! Или дипломников, которые сдавали мне работы на лазерных дисках, подписанных фломастером с обеих сторон. Сейчас молодежь разбирается в цифровой технике и новых медийных способах подачи информации чуть ли не с пеленок.

А поскольку в наше время все меняется очень быстро, поколение, о котором шла речь в исследовании, гораздо быстрее схватывает суть информации, а главное — понимает, как быстро достичь желаемого. В отличие, скажем, от Лени Голубкова, который весьма смутно понимал, на что купит жене сапоги, эти знают конкретно, чего хотят и как могут этого достичь. И в этой нацеленности на конкретный результат, в этом видении кратчайшего пути к цели — несомненный плюс.

Время быстрых: чем подростки занимаются в интернете Фото: Pexels

Иногда они реализуют довольно взрослые мечты, и даже не обязательно с помощью гаджетов и интернета. Несколько лет назад героем сети (ролик о нем собрал почти 12 миллионов просмотров) стал 13-летний подросток, построивший себе… дом. Загоревшись идеей в 11 лет, Люк Тиль составил проект, заработал на стрижке газонов необходимую сумму и приступил к реализации в дальней стороне родительского сада. Дом получился хоть и не большой (всего 9 квадратных метров), но со всем необходимым: кухней, гостиной, столом, теликом, банкеткой, окном и спальным местом.

А главное — был построен от фундамента до крыши собственноручно. Вмешательство взрослых было минимальным: отец лишь изредка выступал в качестве консультанта, а сосед — в обмен на уборку гаража — помог провести в дом электричество. Примечательно, что идея пришла к подростку на каникулах, когда ему наскучило играть в видеоигры.

Жить в новостройке постоянно Люк не планировал: здание возводилось ради интереса и отдохновения от брата-близнеца. Который, впрочем, загорелся идеей и вскоре сподвиг родственника на совместный проект — мальчишки построили дом на колесах — специальный прицеп для поездок, который побывал уже во многих путешествиях.

— Для старших поколений заработок в подростковом возрасте чаще ассоциировался с карманными деньгами, — продолжает Смыслов. — Нынешние прекрасно осведомлены, что можно заработать самостоятельно и сделать это гораздо быстрее, лучше, да еще и не нарушая закон. Впитав логику «Монополии» (настольной игры. — «ВМ») чуть ли не с молоком матери, это поколение воспринимает зарабатывание денег тоже как некую азартную игру, которая увлекает и оказывается важной. Разумеется, многое зависит от установок, царящих в семье, и финансового положения, но тенденция эта проглядывает довольно явно.

нький нький / Фото: Pixabay

Но есть у этих пусечек и проблемные черты. Например, наш психолог не считает их такими уж сверхобщительными:

— «Зеты» имеют очень слабый запас коммуникативных навыков. Да, они общаются в мессенджерах и соцсетях, но при этом все равно каждый находится в своем гаджете. И даже если в чате сидят знакомые по офлайну люди — скажем, одноклассники, все равно это техническое общение, которое сродни разговору с воображаемым другом. Потому что опыт диалога с монитором и опыт диалога с живым человеком — это две разные вещи. В итоге мы имеем некоторую депривацию, недоразвитие эмоций.

А там, где присутствует депривация, обязательно возникают дальше некоторые сбои. Например, в виде жестокости, черствости по отношению к другим людям, человек может не соотносить собственные слова или поступки с тем, насколько они могут ранить визави. Этические «косяки» тоже характерны для этого поколения, потому что депривированный человек может считать нормальным то, что не вписывается в законы этики большинства.

С переработкой информации у «зуммеров» тоже, оказывается, не все гладко. Схватывать-то они схватывают, да только не то и не так.

— Знают они много, но, к сожалению, поверхностно, — объясняет Смыслов. — Если же они знают что-то частично, то прекрасно представляют, где могут об этом почитать более подробно, а главное, моментально найти этот источник информации. Но моментально найти и прочитать — не значит досконально понять. И в этом проблема. Для нас — не для них.

Ну а мы по старинке (и старинке этой не века — тысячелетия!) все выдаем сентенции про «молодежь пошла» и «наше время», пытаемся переделать их под свои эталоны и наотрез отказываемся принимать тот факт, что они просто иные.

И эта инакость, возможно, не оттого, что мир в очередной раз перевернулся с ног на голову, а оттого, что пришло время, которое требует от идущих на смену именно этих качеств. Пришло время, и эволюция начала выдавать на-гора вот таких — поверхностно общительных, конкретно ориентированных знаек-торопыг.

Время быстрых: чем подростки занимаются в интернете Фото: Пресс-служба Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы

— Согласен. Каждое время порождает свой коллективный тип личности, — говорит психолог. — Посмотрите на военное поколение, насколько крепкими и цельными были эти люди — только такие и могли вынести на плечах тот ужас, который преподнесла им история. Поневоле задумаешься, а могли бы мы, нынешние, так? Но там была, конечно, еще и мощная идеология. А идеология, скрепляющая народ, я уверен, нужна всегда. И идея, которая бы объединила молодых людей вокруг того, что может вызывать у них гордость. Просто не всегда она должна быть политизирована. Возможно, решение лежит в области волонтерства, идеи бескорыстной помощи ближнему, которая в дни локдауна показала свою состоятельность.

Возможно, в уважительном к этому ближнему отношении. Наверное, это странно звучит для национальной идеи, но давно замечено: там, где человек чувствует дружелюбное и уважительное отношение к себе, он проявляет такое же отношение и к месту, и к людям, его населяющим. Будь то какая-нибудь маршрутка, подъезд жилого дома или целая страна.

Комфортность среды, комфортность жизни людей, живущих вместе, — это не пустой звук. Мы привыкли связывать слово «комфорт» с бытом, но есть ведь и душевный комфорт, который суть гармония — и с собой, и с миром в целом.

ДОСКА ПОЧЕТА

Мозайя Бриджес

Мемфис

Начал бизнес по производству галстуков и бабочек Mo’s Bows в 9 лет. В 16 подписал контракт с NBA на сумму с семью знаками. Сегодня президент и креативный директор собственной компании.

Аарон Морено

Лос-Анджелес

В 8 лет стал выращивать на заднем дворе комнатные растения. В итоге мальчик купил безработной маме машину, вывез из Мексики сестру и переехал со всеми в свой дом.

Павел Абрамов

Арзамас

В 9 лет начал рисовать на заказ портреты зверей, беря в оплату не деньги, а корма и вещи для приютов животных. Теперь движение «Добрая кисть» стало международным.

Хейли Орлинских

Чикаго

В 7 лет продала через интернет около 9 тысяч браслетов собственного дизайна и изготовления. Заработала более 22 тысяч долларов, которые все отдала в ближайшую больницу на покупку масок от ковида.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.