Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Парад планет: открытый российский фестиваль «Кинотавр» в 32-й раз прошел в Сочи

Общество
 Парад планет: открытый российский фестиваль «Кинотавр» в 32-й раз прошел в Сочи
Художник по костюмам Стася Гранковская, режиссер Николай Хомерики, актер Валерий Степанов, работавшие над картиной «Море волнуется раз», получившей Главный приз, и продюсер фильма «Молоко птицы» Полина Задорожная с Призом за лучшую операторскую работу (слева направо) на закрытии 32-го российского кинофестиваля «Кинотавр» / Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Всю прошлую неделю отечественные фильмы и их обсуждение шли один за другим. Смотр «Кинотавра», который завершился в выходные, пожалуй, одно из главных мероприятий российской кинодействительности. И пока Юлия Пересильд с Климом Шипенко готовятся стартовать для первых съемок игрового фильма в космосе, корреспондент «Вечерней Москвы» рассказывает нашим читателям о том, какие и чьи миры можно увидеть, никуда не улетая и даже не пересекая границ экрана.

У фестиваля «Кинотавр» особое дыхание. Его проводят в Сочи летом или в начале осени. «Кинотавр-32» шел чуть дольше недели, с 18 по 25 сентября. Представьте длинную, нагретую солнцем лестницу, ведущую от отеля к морю, смыкающуюся с другой, по которой кинематографисты и все причастные поднимаются к Зимнему театру, где идут показы. Выбор, куда пойти, сложен, но не для ценителей кино. Каждый день в зале собираются аккредитованные участники фестиваля, чтобы первыми увидеть ленты, пока еще недоступные прочим зрителям. Каждый вечер у входа, под небом, где начинают проступать звезды, обмениваются приветствиями знаменитости. Их лица стараются опознать или запомнить синефилы, дожидающиеся показа фильма прошлого сезона на площади. Люди отдыхают. Кино выходит в свет. За этим процессом невероятно интересно наблюдать. Если же вы в Москве или где угодно, кроме Сочи, но любите кино, все равно стоит узнать о том, что было на «Кинотавре», ведь он так или иначе задает лейтмотив всему киногоду.

А судьи кто

Судьбу двух крупнейших кинопремий России — «Ники» и «Золотого орла» — решает голосование киноакадемиков. Фестивальные награды же традиционно распределяет жюри.

В этом году во главе тех, кто решал судьбу участников основного конкурса, стояла актриса Чулпан Хаматова. Вместе с ней оценивали картины актер Петр Федоров, режиссер Петр Буслов, продюсер Петр Ануров, сценарист Олег Маловичко, оператор Юрий Никогосов, киновед и культуролог Лилия Немченко.

Отдельное жюри отвечает за просмотр и выбор победителя на программе конкурса короткометражных фильмов. В него входили: актер Юра Борисов, сценарист Андрей Золотарев, продюсер Наталья Дрозд, кинокритик Егор Москвитин. Председателем стала актриса Ингеборга Дапкунайте.

 Парад планет: открытый российский фестиваль «Кинотавр» в 32-й раз прошел в Сочи Актриса Виктория Толстоганова с Призом им. Григория Горина за лучший сценарий за фильм «Капитан Волконогов бежал» на закрытии 32-го российского кинофестиваля «Кинотавр». Актриса, сыгравшая роль в фильме, получила награду в отсутствии сценаристов Алексея Чупова и Наташи Меркуловой / Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Карманный формат

Короткометражки — отдельный вид искусства, который в то же время служит своеобразным пробником, раскрывающим почерк мастера. Они дают творцам шанс проявить свой авторский стиль, а тем, кто их ищет, возможность разглядеть талант. Победа «коротышей» на фестивале «Кинотавр» — часть истории многих успешных кинорежиссеров, среди которых Юрий Быков, Игорь Волошин и другие.

В этом году главный приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр» получила картина «Хорошая девочка Лида» — дебют Антона Елисеева. Над созданием этой короткометражки работали ученики театрального режиссера Николая Коляды, преподающего в Екатеринбургском государственном театральном институте. Пьесу написал драматург Роман Козырчиков, снял режиссер Антон Елисеев, в главных ролях сыграли актеры «Коляда-театра» Виктория Лемешенко и Владислав Мелихов.

Также диплом жюри с формулировкой «за точность и чистоту» вручили дебютной ленте актрисы театра и кино Софьи Райзман «Герой». Его брата-близнеца с формулировкой «за чистоту и точность» присудили ленте «Почти весна», которую сняла выпускница одной из московских киношкол, мастерской Бакура Бакурадзе, Настя Коркия.

Всего на фестиваль прислали 503 заявки с короткометражными фильмами. В конкурс вошло 26 картин. В их числе: режиссерская работа актера Александра Петрова «Ангел», лента Евгения Цыганова «Мятежный», а также фильм «Собирайся, поедем на праздник» режиссера Ламары Согомонян, которая будет снимать спин-офф сериала «Содержанки», о чем сообщила платформа START.

Обмен опытом

Фестиваль — это такое пространство и время, где совмещаются киносмотры, светские мероприятия, дружеское и профессиональное общение. В этом году в деловую программу «Кинотавра» вошли: питчинг сериальных проектов, public talk представителей крупнейших онлайн-платформ, а также мастер-класс, как попасть в международный кинопроект. По сути креативные многосерийные фильмы и очевидная востребованность российского кино и специалистов на мировых фестивалях и площадках — это и есть два ключевых момента в новейшей истории отечественного кинематографа.

На питчинг сериалов прислали около 700 заявок, к очной защите допустили 10 из них. В жюри вошли представители крупнейших онлайн-платформ: Игорь Мишин, Жора Крыжовников, Илья Бурец, Макар Кожухов, Александра Ремизова, Ирина Сосновая, Джаник Файзиев. Победила «Станция» Виктории Зуевой — детектив с элементами фантастики про кризисного психолога, которая расследует пропажу человека на биостанции в Белом море. В целом жюри сетовало на нехватку оригинальных идей и неподготовленность участников.

Дискуссия на следующий день стала органичным продолжением сериальной истории. Среди участников — главные лица платформ START, KION, Premier, more.tv, IVI, «Яндекс.Студия»...

Основной посыл: платформы в целом решают схожие проблемы, каждый борется за внимание зрителя, все стремятся создавать оригинальный контент, потому остро нуждаются в подготовленных специалистах и творческих кадрах.

Успех наших фильмов на мировых смотрах отметил Александр Роднянский во вступительном слове фестивального каталога, в частности, упомянув про призы в Каннах, Локарно, Венеции и других. Чтобы сделать процесс еще более мощным и помочь артистам попасть в мировые проекты, на «Кинотавре» провели мастер-класс от кастинг-агента Ричарда Кука из Ирландии и кастинг-директора Мануэля Пуро из Великобритании. Среди слушателей были: Сергей Бурунов, Варвара Шмыкова, Равшана Куркова и другие.

 Парад планет: открытый российский фестиваль «Кинотавр» в 32-й раз прошел в Сочи Режиссер Петр Буслов (справа) вручает Приз за лучшую режиссерскую работу режиссеру фильма «Нууча» Владимиру Мункуеву (слева) на закрытии 32-го российского кинофестиваля «Кинотавр» / Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Кинораздолье

Но все вышесказанное является только преамбулой к главному — киносмотру основного конкурса. Оценить 15 фильмов за шесть дней — задача непростая, но отобрать их еще сложнее.

— В этом году поставлен рекорд по количеству заявок — 104 фильма претендовали на участие в конкурсной программе, — рассказала программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. — Были жаркие дискуссии между отборщиками, мы возвращались к фильмам, условно поставленным в резерв, рассматривали их снова.

В итоге вышла богатая программа из лент, за выходом в прокат которых хочется следить. Даже если послушать все, что говорят о них создатели, сразу понимаешь: каждая картина — это отдельная вселенная со своими законами.

Например, «День мертвых» — дебют театрального режиссера Виктора Рыжакова. Название ленты отсылает к зарубежному празднику, но в то же время пьеса Алексея Еньшина называется «Родительский день», что напоминает и про встречу с близкими в детских лагерях. А речь идет про родительскую субботу. В главных ролях Агриппина Стеклова и Александр Паль. Их герои — мать и сын — едут по областным кладбищам навестить могилы. Так появляется роудмуви со сложными психологическими темами.

Или черная комедия «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова, чей прошлый фильм «Папа, сдохни!» вызвал немало обсуждений. На этот раз освободившаяся из тюрьмы мать (Виктория Короткова) хочет забрать дочь (Софья Круглова) у бабушки (Анна Михалкова), чтобы начать новую жизнь. Скандал с обилием жестоких моментов перерастает в опасную и драйвовую погоню. Смешно, потому что плакать страшно! А вот и «Море волнуется раз» Николая Хомерики — неспешный фильм про любовь настоящую и будущую. Свою прошлую авторскую работу режиссер представлял в 2011 году. Затем стал снимать кино для массового зрителя. Одну из главных ролей в фильме играет Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова-младшего. Кстати, заметим, что фильмом открытия «Кинотавра» стала документальная лента Петра Шепотинника «Нас других не будет» про этого человека.

Еще один фильм основного смотра — «Подельники» — игровой дебют режиссера-документалиста Евгения Григорьева. У деревенского мальчика Ильи (Ярослав Могильников) убили отца. Он хочет отомстить. Дело до этого есть, кажется, только молодой паре — биологу Насте (Лиза Янковская) и биатлонисту Пете (Юра Борисов). Интересно, что ради этого фильма лингвист придумал особый язык.

Еще надо сказать, что актер Юра Борисов сыграл сразу в нескольких фильмах фестиваля. Кроме «Подельников» он снялся в «Герде», картине «Капитан Волконогов бежал», а также в обеих лентах внеконкурсного показа «Кинотавра» — «Купе номер 6» и «Мама, я дома».

Чего еще ждать в наступающем киносезоне? Конечно, якутское кино «Нуучча», в числе продюсеров которого Борис Хлебников. Лента уже получила главный приз программы «К Востоку от Запада» в Карловых Варах. Сергей Гилев в ней играет каторжника Костю, которого подселили к якутской семье Хабджия (Павел Колесов) и Керемес (Ирина Михайлова) и который старается взять власть в свои руки.

Также в программе фильм о трудной судьбе подростка из непризнанного Приднестровья «Молоко птицы» дебютанта Евгения Марьяна, современная версия древнегреческой трагедии «Медея» режиссера Александра Зельдовича, лента Григория Добрыгина «На близком расстоянии» — о том, как актриса в пандемию приютила мигранта, и многое другое.

 Парад планет: открытый российский фестиваль «Кинотавр» в 32-й раз прошел в Сочи Режиссер Николай Хомерики, получивший главный приз фестиваля за фильм «Море волнуется раз» на торжественной церемонии закрытия 32-го фестиваля российского кино «Кинотавр» / Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

ПОБЕДИТЕЛИ

Основной конкурс

— Главный приз «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики.

— За лучшую режиссуру «Нуучча», реж. Владимир Мункуев.

— За лучший дебют «Общага», реж. Роман Васьянов.

— За лучшую женскую роль Ольга Бодрова, фильм «Море волнуется раз».

— а лучшую мужскую роль Павел Деревянко, фильм «Подельники», реж. Евгений Григорьев.

— За лучшую операторскую работу Николай Желудович, фильм «Молоко птицы», реж. Евгений Марьян.

— За лучший сценарий Наташа Меркулова, Алексей Чупов, а также Март Таниэль, фильм «Капитан Волконогов бежал», реж.: Наташа Меркулова, Алексей Чупов.

— Автору оригинальной музыки к фильму Алексей Ретинский, фильм «Медея», реж. Александр Зельдович.

— Специальный диплом жюри «Герда», реж. Наталья Кудряшова.

РЕПЛИКА

Новые тенденции среди добрых традиций

Александр Роднянский, президент открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»:

— В прошлом кризисном году кинопрокату сулили быстрое забвение публики, фестивалям — строгий онлайн-режим, а кино — быть съеденным готовыми все перемолоть в муку для малого экрана стриминговыми сервисами... Прогнозы — дело неблагодарное, однако есть очевидные вещи. Кинопрокат будет вынужден менять свою структуру и принципы работы. Но никуда не исчезнет с больших экранов аттракционное кино, созданное для кинотеатров, а это высокобюджетные блокбастеры, производством которых сегодня могут заниматься только голливудские студии; не уйдут из кинотеатров и восстановленные копии вечных шедевров, имеющие своего зрителя, и событийное авторское кино, которое всегда находит свою аудиторию. И подчас немалую. Фестивали будут по-прежнему сочетать красавиц на красных дорожках с открытием новых имен, тем и нового языка кино.

Что же касается стриминговых платформ, то они не вчера, не из-за пандемии стали так решительно отвоевывать свой кусок пирога. Борьба за него началась лет десять назад, когда произошел кардинальный поворот в потребительском поведении в сфере кинодосуга. Выросли поколения, довольные форматом малого экрана, готовые смотреть фильмы и сериалы на ходу. Тем более что к этому малому экрану их притягивали магнитом качественно сделанные новые сериальные истории — с иным типом рассказа и темпом действия. Мы со своей стороны делаем шаг навстречу. В этом году на фестивале помимо питчинга сериальных проектов и дискуссии руководителей онлайн-платформ будет представлена еще одна программа фестиваля — «Кинотавр. Сериалы», сформированная из премьерных эпизодов сериалов. Мы готовимся к будущему.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Евгений Григорьев, режиссер фильма «Подельники»:

— Когда мы выбирали мальчика на роль Ильи, я просто искал органику. Потому что у детей еще нет актерских навыков — это не Юра Борисов, не Лиза Янковская и не Паша Деревянко — не те, кому годами ставили актерский аппарат, большой, тонко настраиваемый, который работает даже при –44. Поэтому в детях очень сложно найти то, чего ты хочешь. Если знаешь, что ищешь, то просто смотришь, смотришь и смотришь, пока не встретишь нужного.

Алексей Ретинский, композитор фильма «Медея»:

— Когда сталкиваешься с таким мифом, как «Медея», в таком его воплощении, то приходится скорее ограничивать себя, чтобы эта горящая лава, впадающая в холодную океанскую воду твоего сознания, не взорвала мозг. Я пошел по достаточно традиционной классически оперной траектории музыкального решения. Это лейтмотивная система, где у каждого героя есть определенное звуковое поле, и эти звуковые поля, при взаимодействии персонажей, влияют друг на друга и, смешиваясь, производят гибридные звуковые явления.

Роман Васьянов, режиссер фильма «Общага»:

— Я старался максимально передать дух книги Алексея Иванова «Общага-накрови», которая лежит в основе фильма. Она тоже очень тяжелая и довольно развернутая. Думаю, всех немного смущает, что я ассоциируюсь с коммерческим кино (Васьянов — оператор фильмов «Стиляги», «Отряд самоубийц» и других. — «ВМ»), а снял такую драму. Но я как зритель люблю такие фильмы. И надеюсь, что буду делать разное кино в своей жизни.

Борис Хлебников, продюсер фильма «Нуучча»:

— Меня интересует не конкретно якутское кино, но кино в принципе. Здесь был отличный сценарий, поэтому мы его и сделали. Он основан на тексте Вацлава Серошевского (писатель, этнограф-сибириевед. — «ВМ»). И я не отношусь к этому, как к тому, что мы сделали «якутское кино». Мы просто сняли кино в Якутии. Мне очень интересно, как воспримут его там.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.