Животные болезни и тайны ледников: как мир может противостоять новым угрозам пандемии
Китай предложил создать международные механизмы противодействия новым вирусам и предупредил о появлении нового «вируса Х». «Вечерняя Москва» разбиралась с врачами, что поможет предотвратить новые эпидемии в мире, какие инфекции угрожают человечеству в будущем и откуда они могут прийти.
Механизмы
Генеральный директор контрактно-исследовательской компании по исследованиям, разработке и регистрации лекарственных препаратов Николай Крючков рассказал, что значительное количество сотрудников ВОЗ занимаются контролем инфекционных заболеваний. В организации есть также специалисты, которые занимаются устранением последствий локальных вспышек опасных заболеваний. Однако механизмов, которые есть сегодня, недостаточно. Кроме того, ВОЗ не хватает денег на более эффективную и масштабную работу.
— Также есть проблема с кадрами. Нужно большое количество высокооплачиваемых кадров, которых нужно готовить длительное время. ВОЗ с этим пока справляется не очень хорошо. Соответственно, Китай, как бы предвосхищая повисший в воздухе вопрос относительно ответственности Китая перед мировым сообществом по поводу, например, как минимум позднего информирования о масштабах пандемии и показывая собственные хорошие успехи в борьбе с эпидемией, говорит две вещи. Первая — не хочет нести ответственности. Вторая — показывает, что умеет справляться с такого рода вспышками, но хотелось бы международного взаимодействия. Поэтому Китай инициативу проявляет, — сказал эксперт.
Также Китай хочет стать одним из ключевых игроков в создании такого рода системы. По словам Крючкова, такой механизм должен включать систему постоянного мониторинга и раннего предупреждения пандемии в проблемных зонах. К таким зонам относятся тропики, значительная часть субтропиков, территории вечной мерзлоты, где тают льды из-за глобального потепления, а также юг, отдельные эндемические районы. На это, опять же, нужны большие деньги.
— Например, нужно контролировать численность популяции животных целевых, которые могут быть носителями и резервуарами очагов инфекции, — добавил собеседник издания.
Кроме того, нужно разработать и принять регламент экстренных мер противодействия на ранних стадиях вспышкам инфекционного процесса: за часы блокирование, купирование и реакция на них. Также к такому механизму нужно «привязать» информационные технологии.
— Создание сети международных лабораторий, которые в очень быстром режиме получают первые образцы патогена, чтобы разрабатывать свои тест-системы. Может быть, сотрудничающие центры, которые занимаются вакцинами и методами лечения: одни занимаются диагностикой, другие — лечением или профилактикой, созданием препаратов. Это можно сделать. Это требует также, помимо денег, людей и налаженной системы, высокой степени доверия между разными странами, — подчеркнул собеседник «ВМ».
По его словам, также нужно принять меры, которые не позволят странам замалчивать о вспышках тех или иных инфекций в регионах, что мешает оперативному противостоянию им и приводит к катастрофическим последствиям. Также необходимо разработать мировой механизм регулирования биолабораторий высокой степени защиты, закрытых. Эти лаборатории не подпадают под общий контроль.
— Задача — обеспечить хороший контроль за деятельностью таких лабораторий. Понятно, что останется все равно процент секретных, но, если мы сможем хотя бы 90 процентов существующих лабораторий внутрь этой системы поместить, с международными взаимными инспекциями, это будет неплохо, — подчеркнул Крючков.
Как рассказал врач-эксперт Тимур Пестерев, международная регуляция необходима. Однако пока что на бумаге и в медиа ее создание звучит лучше, чем реализуется в жизнь. По его словам, к воплощению в реальность предложений ученых нужен многофакторный и централизованный подход в мировом масштабе:
— Если одна страна будет бороться с вирусом — это хорошо. Но для вируса — ничто, это пандемия. Если все страны будут бороться, то победим.
— Должна быть отработка механизма быстрого выявления опасных вирусов, их вспышек, секвенирование генома нового вируса, разработка вакцины, внедрение ее для наиболее быстрой борьбы с заболеваемостью вирусом, — сказал врач.
«Вирус Х»
По словам Крючкова, «вирус Х», о котором заявили китайские ученые, — собирательный образ возможной угрозы человечеству в будущем. Самые главные кандидаты на ближайшие пандемии — грипп и коронавирус, «но в перспективе, через 20 лет, на горизонте может появиться новый патоген — инфекционный агент, с которым раньше человечество не сталкивалось», добавил эксперт. Скорее всего, это будет вирус.
— Его источником может быть, как было с коронавирусом, когда что-то перепрыгивает с животного на человека. Такие кандидаты есть в мире, коронавирус не единственный. С десяток таких вирусов примерно уже выделяется, которые относительно близки к преодолению межвидового барьера. Но процесс это довольно сложный, не так легко вирусу это сделать. Мало передаться вирусу, он должен уметь еще и распространяться в человеческой популяции — это сложная отдельная задача. За этими вирусами сегодня следят ученые. Второе — вечная мерзлота и ледники, угроза серьезная, — добавил спикер.
Он отметил, что, для того чтобы вирус стал причиной эпидемии, ему не только нужно научиться заражать человека и передаваться от одного из них к другому, но и сбалансировать летальность и патогенность, уход от специфического иммунитета. Все это, по словам Крючкова, «непростые для вируса вещи, инфекции сложно достигнуть такого сочетания качеств, поэтому у нас каждый месяц эти пандемии не происходят».
В свою очередь Пестерев также отметил, что «вирус Х» — собирательный образ возможной угрозы человечеству, вируса более вирулентного и опасного, чем коронавирус. Также он выразил мнение, что в ближайшем будущем человечеству не угрожают подобные инфекции.
— Но, скорее всего, будет респираторная инфекция, не самая тяжелая. Но с определенными предпосылками можно решить, что будет ковидоподобная инфекция или какой-то штамм гриппа. И все, — заключил Пестерев.
В конце сентября ученые обнаружили в Африке устойчивую к лекарствам форму малярии. В Северной Уганде найдена новая форма малярии, которая устойчива к самому распространенному лекарству от болезни. Ученые взяли образцы крови у людей, которые лечились артемизином — основным препаратом от малярии. Почти у 20 процентов малярийного плазмодия к 2019 году появились мутации. Они влияли на сопротивляемость лекарственным препаратам и их эффективность.
Месяцем ранее сообщалось, что через укус комара человеку может передаваться ряд инфекционных заболеваний. Кроме дирофилярий, кровососущие комары способны передавать человеку через укусы возбудителей других эндемичных (свойственных) для Российской Федерации болезней. Среди них специалисты назвали туляремию, лихорадку Западного Нила, японский энцефалит, вирусы комплекса Калифорнийского энцефалита (лихорадка Инко, лихорадка Тягиня, лихорадка Хатанга), а также лихорадки Батаи, Синдбис (карельская), Семлики.