Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Прикосновение: писатель Юлиан Семенов глазами писателя Альберта Лиханова

Общество
Прикосновение: писатель Юлиан Семенов глазами писателя Альберта Лиханова
Юлиан Семенов с Сержем Лифарем, 1981-й год / Фото: Из личного архива Ольги Семеновой

8 октября этого года знаменитому писателю, сценаристу и журналисту Юлиану Семенову исполнилось бы 90 лет. Автор культовых детективов, по которым были сняты любимые всеми фильмы, основатель первого негосударственного СМИ («Совершенно секретно»), отличный интервьюер и преподаватель пушту (!), Семенов сыграл огромную роль и в журналистике, в литературе. И сегодня о нем вспоминает его коллега и друг — писатель Альберт Лиханов.

...Юлиан Семенов сравним с организацией, предприятием, учреждением. С большим заводом, наконец, или крупным конструкторским бюро — вот, пожалуй, самое точное сравнение. Один-единственный человек, и невероятное число придуманных и осуществленных им дел, самых разных по замыслу и исполнению.

В фундаменте, конечно, литература. Но литература Семенова строилась на его невероятно разнообразных знаниях, которые напоминают коренья могучего древа. Тут и корень его востоковедения, может, один из самых выстраданных, а потому, в ответ страданиям, основательных: ведь по пути к этому знанию было исключение из института — за отца, которого он не бросил после его несправедливого ареста, а поддерживал и любил не только как верный сын, но и как человек, верующий в собственные понятия чести; тут и освоение редких умений, которым не перестаю поражаться, — языка пушту, и даже его преподавание — неужели, думаю задним числом, он хотел тут и остаться — в радостях этого восточного яства? Помню, как еще студентом купил в книжном одну из первых его книжек — про шахтеров, как они оказались в заваленной шахте и как, по минутам, приходило к ним освобождение. Повесть небольшая, но в ней впервые в тогдашней литературе применялся репортажный хронометраж, придавая экспрессию и тексту, и авторской идее, и с тех пор я запомнил имя Юлиана.

Жизнь его, человека пробивающего, кроме иного, себе дорогу, не могла не петлять. Но упорство победило, и «Петровка, 38» стала не только одним из самых читабельных сочинений, но и взятой высотой. Начиная с нее, Юлиан не мог опускаться ниже. А новые высоты — даже не литературы, но всеобщего интереса — как-то играючи, легко, Семенов захватил на самом достойном уровне, когда читатель ждет всякой новой вещи, хватается за журналы, а потом стоит в очередях, когда книжные магазины выбрасывают новый роман отдельной книгой.

Признаюсь без удивления: я не помню, когда познакомился с Юлианом. Легко сказать, что был, по моим сегодняшним ощущениям, знаком с ним всегда, — и признать это вовсе не грех, потому что таков Юлик. Он вел себя так, что, подойдя к группе людей на съезде в блистающем дворце или зайдя в редакционную комнату и пожимая руки, автоматически становился знакомым со всеми, и не требовалось никакой церемонии представления, он сразу становился знакомым, точнее, приятелем. Но я предполагаю, что мы познакомились с Юлианом в «Смене», журнале, любимом как авторами, так и читателями. Юлик там печатался немало, при разных редакторах. До нашей встречи «Смена» гордилась первопубликацией «Майора Вихря». Редактором «Смены» в ту пору работал Владилен Иванович Самохин, в комсомоле, которому принадлежал журнал, лидером был Сергей Павлович Павлов, а страной правил Никита Сергеевич Хрущев. Я, ответственный секретарь «Смены», зашел к Самохину, а там был Семенов, мы пожали руки, и я сказал, что читал его повестушку о шахтерах. Он засмеялся, махнул рукой, и жизнь потекла дальше.

Юликино умение выдумывать свою жизнь не могло не удивлять. Через несколько дней после той встречи я увидел, кажется, в «Правде» его текст то ли из Австрии, то ли из Германии, где стояло никогда никого ни к чему не обязывающее «специальный корреспондент», ибо им на одну командировку в 10 дней мог стать любой инициативный и хорошо пишущий литератор.

Но за границу выехать мог только человек, которому та же «Правда» безоговорочно доверяла. И все тогда понимали, что такому автору доверяют и еще кое-где. Среди множества зарубежных вояжей Юлиана были столь вольные по тем временам, что он брал в аренду автомобиль и катил по странам Европы. Проходя там за своего, благо свободно владел немецким...

Некоторое время Юлиан работал даже собкором «Литературки» в Бонне, но я как-то запомнил его восторженные рассказы о том, что он нашел-таки «янтарную комнату», и теперь дело лишь за малыми деталями. Увы, эти детали не обнаружились… Ну а чаще всего дороги пересекались не в «Смене», а в ЦДЛ, но не в ресторане, а на тусовках по литературным делам.

В 1973-м я тяжело заболел, а в феврале 1974-го меня положили в 1-ю Градскую больницу на операцию. Чувствовал я себя дурно, потом выяснилось, что у меня внутреннее кровотечение, а это всегда слабость и усталость. Перед госпитализацией я по какому-то делу зашел в ЦДЛ и в фойе столкнулся с Юлианом. — О, — воскликнул он, — ты как спелое яблочко, желтенький с розовым, хорошо выглядишь! Я даже содрогнулся, но вежливо кивнул, мы о чем-то поболтали, разошлись, а я подошел к зеркалу и глянул на себя: щеки действительно розовые, но лицо-то желтое, обескровленное.

А вскоре уехал в больницу, где перед операцией меня обследовали и объявили моей жене Лиле, что у меня онкология. Может, по этой причине я навсегда запомнил эту мизансценку в ЦДЛ и фразу улыбающегося Юлиана, ничего, конечно, не знавшего. Как, впрочем, и сам я.

Господь меня спас руками Виктора Сергеевича Савельева, «нового Пирогова», как говаривали тогда. Было мне в ту пору 38 лет, и судьба распорядилась оставить меня. Я выкарабкался без последствий и почти 15 лет моя жена «прятала» от меня диагноз, опасаясь, что я могу согнуться душой.

А 18 лет спустя, в 1992 году, я рассказал эту историю Юлиану, стараясь его ободрить, да еще в присутствии его мамы Галины Ивановны, жены Екатерины и дочери Ольги. Было это в Красной Пахре, у него на даче, через два года после того, как он перенес инсульт. Меня пригласили повидаться с ним и пообедать после моих настойчивых просьб, потому что эти 18 лет вылились для нас обоих в огромные труды, у каждого свои, и мы сблизились душевно, потому что ходили одними дорогами и стремились к похожим целям.

Прикосновение: писатель Юлиан Семенов глазами писателя Альберта Лиханова Юлиан Семенов. Куба, 1976-й год / Фото: Из личного архива Ольги Семеновой

Во время того обеда я столкнулся с непростой душевной задачей. Не считаю себя говоруном, но вот ведь беда — Юлиан молчал в силу своего состояния, его родные не очень знали меня, и я понял, что разговаривать и говорить утешительные слова мне придется лишь одному, цепляясь за каждый поворот общего настроения.

Юлиан не мог даже смеяться, но улыбался, и эта улыбка была для моих изощрений спасительной соломинкой. И самым верным словом, которое можно назвать ключевым и которое сближало нас, было сочувствие. Сочувствие к похожим трудам, к неодолимости, понимание этого и исходящая из всего сего нежность к делам, поражениям и победам друг друга. Но отчего до сих пор ушедшие в небытие слова и чувства странным образом сопрягаются во мне — это восклицание Юлиана в фойе ЦДЛ и мой пересказ того давнего моего испытания при нашей последней встрече, и совсем иного рода муки Юлиана после его трагедии? Теперь знаю — я просто хотел утешить и его, и его близких, и ничего иного, как собственное испытание, в голову прийти не могло. А Юлиан улыбался. Будто знал что-то другое, мне пока недоступное. Или улыбался, жалея меня, неблагоразумного утешителя? Эти две сцены как бы окольцовывают то, что было с нами между этими вехами, а это — светлая память...

После операции я восемь месяцев жил в отпуске без содержания. А после возвращения в Москву меня делают главным редактором «Смены», что Юлиан приветствовал бурно — ведь он был классическим автором этого журнала.

Шли годы, грянула перестройка, и в 1987 году, 14 октября, родился Советский детский фонд имени В. И. Ленина, инициатором создания и председателем которого стал я. На каком-то перекрестке возле ЦДЛ Юлиан сообщил мне, что учреждает газету «Совершенно секретно», а вместе с ней издательский дом и международную ассоциацию. Сказал, что установил себе зарплату в 1 рубль, чтобы злые языки пообсохли. Детский фонд тогда тоже получил свою газету — еженедельник «Семья». Розничную цену нашим изданиям утверждали на Секретариате ЦК КПСС. Вел секретариат Лигачев, меня первого подняли вопросом, какой я вижу цену одного номера «Семьи». Я ответил, что речь идет о газете для семьи, о воспитании детей, и не стоит цену на газету задирать — достаточно 15 копеек. Со мной согласились. Юлиан как раз стал задирать цену, пояснял, что само название «Совершенно секретно» стоит того, чтобы за секреты-то и заплатить чуть больше. Его тоже услышали...

Уходили мы из зала радостные. Казалось, нас и дальше будут спрашивать даже о небольших проблемах. Увы...

Но некая эйфория продолжилась. В 1989 году меня избрали народным депутатом и членом Верховного Совета СССР. Фонд привлекал к себе внимание острыми темами и оперативным участием в разнообразных народных бедах.

Может, поэтому я был «приближен» к власти и дважды, при правлении Горбачева, отдыхал вместе с женой в санатории «Южный» неподалеку от Фороса, где была крымская резиденция генсека. Въезд в «Южный» был ограничен, но Юлик приехал к нам, минуя все преграды, и предложил мне принять участие в персональном концерте Ники Турбиной, маленькой девочки, сочинявшей гениальные стихи. Мы вместе восхищались юным дарованием. И я был, ясное дело, открыт для дружбы и помощи, ведь кроме божьего дара, как казалось тогда, несомненного, девочку эту открыл Юлиан Семенов, а его рекомендация сомнений в пользе не вызывала. Фонд назначил ей стипендию, издал книгу... Не стану рассказывать о продолжении отношений с Никой, которую, думается, сломала чрезмерная слава... Отодвинув приоритет Семенова, на первую роль в ее судьбе вышел Евгений Евтушенко, добился для нее «Золотого льва», который, как оказалось со временем, был слеплен из гипса, но красиво раскрашен.

А Ника погибла...

Мы с Юлианом не раз возвращались к ее судьбе и судьбам других вундеркиндов и пришли к такому согласию: если ранний расцвет личности носит бурный, в чем-то генетический характер, дар проявляется громко и ярко, но быстро выдыхается. И человек исчезает...

Главным для него всегда оставался текст, проза, книга, часто переходящая в кинематограф. Я помню, как яростно пахал Юлиан сценарий «Семнадцати мгновений весны». И как здорово все удалось благодаря волевой Татьяне Лиозновой. Ну а как прогремел Тихонов — Штирлиц, и говорить не надо. Но уже спустя долгое время после премьеры генсек Леонид Ильич Брежнев посмотрел Штирлица, пришел в восторг от Тихонова, которым действительно нельзя не восхититься, и тут же подписал указ о присвоении ему Героя Соцтруда. Чем-то помельче наградили Т. Лиознову. Но в списке не оказалось «родителя» и романа, и сценария! Семенова!

Прикосновение: писатель Юлиан Семенов глазами писателя Альберта Лиханова Юлиан Семенов с другом Хомой Грегорио. На Кубе, 1976-й год / Фото: Из личного архива Ольги Семеновой

Искать истину в таких вот дворцовых подвохах бессмысленно. Я позвонил Юлиану, мы обменялись парой дерзких фраз: но мне-то можно лишь сочувствовать, а каково ему? Правда, Юлику дали Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Она стала как бы компенсацией. Но именно что — как бы…

Примерно так же было, когда за роль в «Председателе» Михаил Ульянов получил Ленинскую премию, а вот Юрию Нагибину, классику русской литературы и автору блистательного сценария, показали шиш с маслом. Таких примеров в нашей, так сказать, культуре более чем достаточно. Конечно, и Семенов, и Нагибин были крепкие мужики. Но глупо думать, что они плюнули на эти удары и растерли. Такое не проходит бесследно... Концерт Ники и рассуждения про несправедливость к создателю Штирлица — лишь события крупного масштаба. А между ними лежало еще что-то. Для меня с Лилей это были визиты в Мухолатку, крымское селение, где окопался Юлиан. Несколько раз за два-три года наших отпусков в «Южном» он приезжал за нами, и мы отправлялись в его домик, прилепившийся к желтоватым скалам Крымских гор. Всегда он принимал нас со своей мамой Галиной Ивановной, и это были закадычные посиделки.

Сильное впечатление произвели на меня скалы, к которым мы вышли по лесенкам, ведущим из домика, а еще я был поражен кабинетом Юлика. Перед главной стеной стоял компьютер — громоздкая машина того времени, а под столом лежала огромная коробка. Длинная бумажная лента с перфорациями по бокам тянулась из компьютера, неразделенные листки складывались один на другой, и в коробке оказывалась рукопись! Почти книга. Это меня поразило!

И здесь я хочу поклониться дочерям Юлиана — Оле и Наде. Они не дают забыть людям о своем отце. В Мухолатке закончили новый дом, задуманный еще Юлианом, а в старом устроили чудесный музей, во мне вызывающий внутреннюю дрожь. Кажется, вот сейчас Юлик выйдет из своего кабинета, сойдет по лесенке вниз от подножий Крымских гор… Есть там и фотография, где мы с Юликом и Никой Турбиной. Все было, и все, кажется, ушло.

Уйдем все мы — таковы правила бытия.

Но что останется?

У Юлиана Семенова огромное наследство — это и книги, и фильмы, и дочери, и сын Оли по имени Юлиан, потрясающий пианист. Словом, продолжение следует…

А Юлик стоит, как и его прекрасный памятник в Ялте, состоявшимся, законченным, признанным фактом — не ушедшей, а существующей и грядущей — русской культуры.

* Воспоминания Альберта Лиханова о Юлиане Семенове публикуются впервые, с вынужденными сокращениями.

Прикосновение: писатель Юлиан Семенов глазами писателя Альберта Лиханова Нет такого места, где бы не побывал Юлиан Семенов / Фото: Из личного архива Ольги Семеновой

ДОСЬЕ

Юлиан Семенович Семенов (Ляндрес) (8 октября 1931 года — 15 сентября 1993 года). Учился в Московском институте востоковедения, 29 апреля 1952 года, после ареста отца, был отчислен и исключен из комсомола, потом восстановлен. В 1954 году окончил ближневосточный факультет Московского института востоковедения, преподавал пушту в МГУ.

С 1955 года пробовал себя в журналистике, печатался в различных журналах, работал за рубежом корреспондентом ряда изданий, в том числе «Литературной газеты». Основал издательство «ДЭМ», журнал «Детектив и политика (ДИП)», газету «Совершенно секретно». Заслуженный деятель искусств РСФСР.

БИБЛИОГРАФИЯ

— Майор Вихрь (1967)

— Семнадцать мгновений весны (1969)

— Бриллианты для диктатуры пролетариата (1971)

— Бомба для председателя (1971)

— Экспансия (1984)

— ТАСС уполномочен заявить (1979)

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Сценарист:

— Майор Вихрь (1967)

— Семнадцать мгновений весны (1973)

— Петровка, 38 (1980)

— ТАСС уполномочен заявить… (1984)

— Противостояние (1985)

Режиссер:

— Ночь на 14-й параллели (1971)

Актер:

— Будни и праздники (1961)

— Солярис (1972)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.