Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Владимир Крупин: Чубайса мне жаль

Общество
Владимир Крупин: Чубайса мне жаль
Фото: РИА Новости

Владимир Крупин, писатель, развивающий традиции русской деревенской прозы. Яркими представителями этого направления были Василий Шукшин и Валентин Распутин, Виктор Астафьев и Василий Белов.

Недавно Владимир Крупин отметил 80-летие. «Вечерка» побеседовала с писателем о литературных традициях и современных трендах, а также об ответственности человека пишущего перед миром и людьми.

— Владимир Николаевич, вы перешагнули 80-летний рубеж. Можно подвести какие-то итоги. Ощущаете ли вы свою ответственность за судьбу русской литературы?

— Ощущаю ответственность за то, кому должна служить литература: Родине, народу, эпохе должна служить. Если Господь вывел нас на свет в это время, значит, мы должны нести за него ответственность, чтобы не было стыдно перед идущими следом за нами. А сегодня у меня есть ощущение, что скоро писателей больше, чем читателей, будет.

— Почему?

— Я застал время, когда были огромные тиражи, миллионные, у моих старших литературных братьев — Астафьева, Тендрякова, Абрамова, Белова, Распутина. А сегодня каким мизером выпускаются новые книги? А журналы выходят еще меньшим тиражом. Поэтому читателей и будет меньше.

Тем не менее народ сохранил интерес к слову. Поэтому ответственность обязательно нужно нести за написанное, а то, что читателей немного, не повод писать левой лапой. За каждое праздное слово дадим ответ, а не только за ругань.

— Зато интернет дает возможность донести свое слово до многих...

— Я, как человек консервативный, сначала к интернету и правда относился критично. В наш язык вместе с ним стали проникать разные иностранные слова, все эти «айфоны», « айпады» и прочее. Но сегодня я уже въехал в электронное пространство и активно им пользуюсь.

Несколько сайтов меня печатают. Скорость передачи информации очень возросла. Только письмо отправил по почте электронной на сайт, а текст уже через несколько минут выставлен. Не сравнить с тем, как раньше было.

Сначала рукопись, потом на машинке ее печатаешь. Потом в редакцию везешь сам, потом ждешь где месяц, а где и полгода. Есть возможность текст доработать. Сегодня же нужно подумать несколько раз, прежде чем на кнопку ткнуть, поскольку сразу публикуется все.

Вот я написал короткий рассказ про соседскую собаку, он уже в интернете есть. Говорю ей: «Что ты все лаешь на меня? Я вот и рассказ про тебя написал уже!»

— Вы пишете о деревне. А большинство ваших читателей наверняка живут в городах. Зачем это и вам, и им?

— Слово никогда не рождается на асфальте, только на земле. На асфальте может родиться в лучшем случае жаргон. Хотя я очень уважаю и городских писателей — Трифонова, Набокова.

— Слышал, что деревенская проза берет начало от повести «Матренин двор» Солженицына...

— Нет. А как же «Записки охотника» Тургенева? Это же тоже о деревне, о земле написано. А «Мертвые души»? Чичиков ведь по сельской местности путешествует. А если еще раньше заглянем, то и Радищев, который в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» тоже ведь о деревне пишет.

А еще глубже — былины. Микула Селянинович — крестьянин. Ему земля помогает. Так что не с Солженицына все началось. Его «Матренин двор» очень хорош, хотя лично мне больше нравится «Захар Калита». Считаю, Солженицын сильно переоценен.

Владимир Крупин: Чубайса мне жаль Фото: РИА Новости

— А кто, по-вашему, лучший русский писатель?

— Пушкин, конечно! Он и прозаик, и поэт, и публицист, и критик, и драматург. Это всеобъемлющий талант. Нет никого в нашей литературе выше Пушкина.

— И не будет?

— Я не смогу ответить. О себе я точно знаю, что мне очень далеко до Пушкина. И это осознание есть не только у меня. Как-то два писателя знакомых поругались. Не разговаривали друг с другом. И в одном общем собрании нашелся человек, который каждого из них спросил, пишет ли он лучше Пушкина. Оба честно ответили, что нет! И тут же обиды были забыты. Простили друг друга. Что делить, если оба хуже Пушкина?

— А Толстой, например?

— Как художник он очень хорош, а как писатель — мракобес. Зачем начал ругать церковь, царя? Сколько душ он отравил своими идеями? Но ранние его вещи очень хороши.

— А что современные писатели?

— Многие думали, что после развала СССР, когда идеологии больше не осталось, они докажут всему миру, что гении, невероятные таланты! Сколько разговоров было постоянно в писательских буфетах: «Да, Петька гений!Да, Васька гений!» И что в итоге? Порнография типа Сорокина, Лимонова.

Никаких гениальностей не оказалось среди тех, кто писал в стол. Ерунда это все! Это и не литература вовсе. То есть литература, конечно, и имеет своего читателя. Но это не то, наверное, что мы должны делать. Это не традиции русских классиков.

— Настоящий писатель не может писать в стол?

— Не получится у него. Хоть теще, но покажет. Посмотри, мол, какой зять у тебя! Обязательно должен быть читатель, отклик, обратная связь. В этом суть творчества. Иначе зачем писать вообще, если ты никому не показываешь ничего? Если Господь дал талант, нельзя его скрывать.

— Как же найти читателя?

— Ответ один — писать. Публиковаться. Мы уже говорили об интернете. Вот это сегодня хороший способ дотянуться до своего читателя.

— Вера вам помогает?

— Да. О Господе нужно помнить всегда. Поменьше спорить, побольше думать друг о друге. Жалеть друг друга. Мне всех жаль. Вот Чубайс, например. Сколько людей его злодеем считают. Но мы, наверное, должны и его пожалеть. Возможно, и он мучается. Так что больше терпения. И побольше тишины.

ДОСЬЕ

Владимир Николаевич Крупин родился 7 сентября 1941 года в поселке Кильмезь Кировской области. Автор более двух десятков повестей, романов и сборников рассказов. Лауреат Всероссийской литературной премии имени Святого благоверного князя Александра Невского (2009) и Патриаршей литературной премии (2011).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.