Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова: Общество готово помогать родителям

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Детский омбудсмен Мария Львова-Белова: Общество готово помогать родителям
Мария Львова-Белова, вступившая в должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка / Фото: Дмитрий Бархатов

В столице стартовал Год информирования о ранней помощи детям и их семьям. По словам уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, «это шаг навстречу семьям, в которых рождаются дети с особенностями развития». «Вечерняя Москва» беседует с главным детским правозащитником страны о том, какие задачи омбудсмену предстоит решить, что она думает об опекунстве и как относится к критике в свой адрес.

Мария Львова-Белова — мать пятерых кровных и четырех приемных детей и опекун 13 ребят с особенностями развития, жена бывшего программиста, священника Русской православной церкви Павла Когельмана. Права ребят, в том числе с особенностями развития, Мария защищает около 15 лет. То есть с того самого времени, когда в больницах Пензы она вместе с бывшим детским омбудсменом России Анной Кузнецовой ухаживала за детьми, от которых отказались родители.

Не могла поверить

— Несмотря на 15-летний опыт работы, получить от самого президента предложение занять пост уполномоченного по правам детей стало для вас совершенной неожиданностью. Но разве вы не шли к этому всю жизнь?

— За 15 лет у меня действительно накопился большой практический и личный опыт в вопросах помощи детям и семьям. Был еще год работы с социальной тематикой в статусе сенатора — меня делегировали от нашего региона в верхнюю палату парламента. Летом я стала выпускницей РАНХиГС, вошла в кадровый резерв. Но при этом предложение президента занять должность уполномоченного по правам ребенка стало, безусловно, неожиданным. Ну как к такому можно подготовиться? Тем более в сфере защиты детства очень много авторитетных и уважаемых коллег. Поэтому не могла поверить, что мою кандидатуру утвердят.

— Не секрет, что люди сравнивают вас с Анной Кузнецовой, которая до вас занимала пост детского омбудсмена. Вы обе из Пензы, вместе работали в местной организации по содействию социальной адаптации «Благовест». И это не полный список сходства. Скажите, какую роль Анна Юрьевна сыграла в вашей жизни?

— С Анной Юрьевной я начинала заниматься волонтерской деятельностью в Пензе. До сих пор благодарна ей за то, что она первая согласилась ходить со мной по больницам, чтобы ухаживать за детьми-отказничками. Притом что у нас обеих на тот момент были собственные грудные дети. Оставляли их по очереди бабушкам и шли сидеть с малышами, которые по разным причинам лежали в больничных палатах совсем одни.

После мы открыли благотворительную организацию «Благовест», которая помогала сохранению ребенка в кровной семье, а при невозможности этого — устройству его в приемную семью. Через несколько лет наши пути разошлись. Анна Юрьевна акцентировала внимание на помощи женщинам в трудных жизненных ситуациях, а я с командой единомышленников занялась социальной адаптацией детей-сирот, создав благотворительный проект «Квартал Луи». С тех пор мы с Анной Кузнецовой работали параллельными курсами. И так случилось, что спустя годы стали коллегами. Теперь буду сотрудничать с ней как с вице-спикером Государственной думы, поддерживать скорейшее принятие решений, которых очень ждут дети и родители.

А проект «Квартал Луи» сейчас помогает вести полноценную самостоятельную жизнь молодым ребятам с инвалидностью со всей страны. Обычно особенные дети после школы попадают в дома престарелых и ветеранов, ведь жить самостоятельно им трудно. Мы сломали этот стереотип, помогаем ребятам адаптироваться к обычной жизни.

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова: Общество готово помогать родителям Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Не хватало голоса детей

— Во время официальной встречи с президентом Путиным вы говорили: «Будут темы, которые для меня новы, и предстоит в них только погрузиться». С какими трудностями вы столкнулись, что на новой должности вам предстоит изучить?

— Во-первых, нужно было с первых же дней разобрать обращения граждан, которые накопились за время «пересменки» руководства аппарата уполномоченного. За первые несколько недель к нам поступило рекордное количество писем по разным темам. Во-вторых, мы познакомились онлайн с детскими омбудсменами из всех регионов России, наметили основные направления деятельности. Будем больше внимания уделять обучению, повышению квалификации, качеству взаимодействия федерального центра и регионов. Поставила себе задачу лично встретиться с каждым из уполномоченных.

Такой контакт помогает лучше понимать, что происходит на местах, находить болевые точки, помогать решать сложные проблемы. Кстати, лично мне с момента вступления в должность не хватало голоса детей. Тех, собственно, ради кого мы и работаем. Думается, что для уполномоченного по правам ребенка принцип «ничего для нас без нас» — ключевой. Поэтому мы стали выстраивать дополнительные способы коммуникации с детьми и подростками. Например, сейчас мы создали Федеральный детский общественный совет при уполномоченном. Он объединил представителей 70 региональных советов, и я уже встречалась с ними.

Мы вместе обсуждаем, что ребятам видится сегодня важным в вопросах защиты прав и законных интересов ребенка, какие направления наиболее значимы для них. Дело в том, что дети смотрят на многие вопросы иначе, чем взрослые. Вы знаете, к примеру, что их представления о лучшем будущем только на 15 процентов совпадают с таковыми у взрослых? А значит, сначала надо понять друг друга. Совсем новым направлением для меня стала работа по вывозу наших детей из Сирии. В короткий срок нужно было погрузиться в специфику, подтвердить существующие договоренности с сирийской и курдской сторонами, заручиться их поддержкой, чтобы продолжить исполнение поручения президента по возвращению детей на родину. Из первой поездки в Сирию я вернулась с девятью детьми.

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова: Общество готово помогать родителям Фото: Из личного архива

Воспитание критического мышления

— Анна Кузнецова часто высказывалась на тему информационной безопасности детей. А как вы считаете, в России достаточно мер для защиты несовершеннолетних от противоправного контента?

— Это новая сфера для законодателей, и правовое поле выстраивается постепенно, шаг за шагом. К примеру, вступил в силу закон, который возлагает на социальные сети обязанность по самостоятельному мониторингу сети интернет на наличие противоправного контента. И сейчас мы видим, как отрабатывается механизм воздействия на тех, кто не соблюдает законы страны. Замечаем, как расширяются инструменты привлечения к ответственности за клевету, оскорбления и пропаганду наркотиков в интернете. Минпросвещения России в мае 2021 года дополнило федеральные государственные стандарты образования для учеников 5–9-х классов положением об обучении детей умению распознавать попытки вовлечения их в деструктивные и криминальные формы сетевой активности. Речь в том числе о кибербуллинге и фишинге. Первое — это травля пользователя интернета в комментариях, обструкция в социальных сетях. Второе — сетевое мошенничество, незаконная добыча персональных данных. Кроме того, в июне 2022 года вступит в силу закон, предусматривающий упрощенную блокировку сайтов с инструкциями по изготовлению взрывчатых веществ и оружия.

Стратегией развития воспитания в России, которая разработана до 2025 года, предусмотрено создание и распространение позитивного медиаконтента для детей и молодежи. Знаковым событием стало создание Альянса по защите детей в цифровой среде. В него вошли девять ведущих IT-компаний и медиахолдингов страны. В ноябре они подписали хартию «Цифровая этика детства», к которой могут присоединиться все желающие. Сейчас высказываются предложения создавать специальные сим-карты для детей, развивать системы родительского контроля. Совместно с Министерством просвещения мы прорабатываем вопрос о повышении квалификации специалистов педагогических и психологических направлений по работе в киберпространстве, в области киберпедагогики, киберпсихологии и киберсоциализации. Новые вызовы требуют новых навыков.

— Мария, а ваши собственные дети часто сидят в интернете? Что вы делаете для того, чтобы защитить их от небезопасных сетевых материалов, травли в комментариях, обмана?

— Младшие дети еще не заходят в интернет сами. Старшим ограничиваем время пребывания, но категорических запретов не ставим. Потому что это ни к чему хорошему не приведет. Тем более что в интернете есть и полезный для детей и подростков контент. Например, старшая дочь любит литературу, поэтому с удовольствием смотрит и слушает блогеров, которые делают обзоры книжных новинок. Мы с мужем, со своей стороны, тоже стараемся подкидывать интересные для детей видеоматериалы по темам, которые их увлекают: природа, животные, музыка. Воспитание вкуса и критического мышления у ребенка — наша обязанность. Умение ориентироваться в потоках информации пригодится им и в реальной, и в виртуальной жизни. Семейные развлечения — это тоже отчасти альтернатива интернету. Когда ребенок занят чем-то интересным в жизни, у него остается меньше времени и желания уходить в социальные сети.

Важно, чтобы интернет стал не просто местом времяпрепровождения, но и пространством полезного общения, развития, самореализации. Нами задумана широкая просветительская программа — инфографика, ролики, доступные схемы и алгоритмы с учетом интересов детей. Еще у меня скоро появится TikTokаккаунт — как раз для этих целей.

Примеры счастливой семьи

— Председатель «Совета матерей» Татьяна Буцкая заявляла о необходимости ввести налог на бездетность. Речь шла о людях, которые сознательно не хотят иметь детей. Как вы считаете, нужно ли принимать какие-нибудь меры по отношению к тем, кто не желает заводить ребенка?

— Недавно примерно об этом же меня спросил четырнадцатилетний блогер. Получается, этот вопрос тревожит не только взрослых! Я объяснила, что у каждого человека должен быть выбор. Тем более в таком деликатном вопросе. Порицанием, давлением, уговорами повлиять сложно. Законодательные санкции только усилят внутреннее сопротивление и недовольство людей, которые сознательно не хотят детей. А как быть с теми дамами, кто просто не может родить, например, в силу проблем со здоровьем? Раскрывать врачебную тайну перед чиновниками, назначающими налоги?

Мне кажется, у нас и так сейчас в избытке тем, которые разделяют общество. Зачем создавать еще одну? Здесь нужно ненавязчиво и без громких призывов показывать в качестве альтернативы бездетности примеры счастливого родительства и большой семьи. Это же свои традиции, дополнительные радости, чувство плеча и поддержка на всю оставшуюся жизнь. Возможно, кому-то этот образ придется по душе. Создавать новые возможности, конечно, нужно. Особенно для тех, кто образует семьи, заводит детей и берет на воспитание тех, кто остался без родителей.

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова: Общество готово помогать родителям Фото: Из личного архива

Мифы и опекунство

— После новости о вашем назначении на должность оживились не только сторонники, но и те, кто не верит в искренность ваших намерений. Мария, как вам удается справляться с нападками критиков?

— Недоброжелатели были на моем пути всегда. Несколько лет назад я даже написала пост в социальной сети на эту тему под названием «Топ мифов обо мне». Нередко домыслы и злые комментарии возникают, когда люди не понимают происходящего и не хотят вникать в суть вещей.

Так однажды полученный некоммерческой организацией грант превращается в «пожизненное гособеспечение». «Поместье» без единого забора, обустроенное для людей с инвалидностью, — в «загородное гетто». А мои приемные дети — в «способ обогащения». Что с этим делать? Просто идти дальше своей дорогой. Не скрою, иногда копятся эмоции, агрессивные нападки расстраивают. В таких случаях просто вспоминаю о тех, ради кого живу и работаю. И слова одного старца: «Нас не должны все любить. Но нам всех любить нужно и должно».

— Видите ли вы в себе силы оформить опекунство еще над одним ребенком?

— Мысли о том, чтобы взять в свою семью еще детей, в том числе с инвалидностью, приходят часто. Я думаю, что в нашей жизни это рано или поздно произойдет. Мы говорили об этом с супругом. Он пообещал, что в будущем, когда всех своих поставим на ноги, сможем вернуться к этому вопросу.

Забота длиной в жизнь

— Вы с коллегами выработали четыре основные стратегические программы. Расскажите о них подробнее, пожалуйста.

— Первая — программа «Подростки России». Мы видим потребность в развитии сети подростковых центров, активном обучении специалистов работе с ребятами переходного возраста, координации усилий разных ведомств. Отдельное внимание — проектам для подростков группы риска. Думаем над развитием альтернативных форм реабилитации для преступивших закон. Просчитываем методы борьбы с травлей в детских коллективах.

Вторая программа — сопровождение ребенка с особенностями развития в течение всей жизни, с момента постановки диагноза. У каждого такого ребенка, вне зависимости от региона, должен быть свой маршрут, который обеспечит лучший для него путь реабилитации и социальной интеграции. Третья программа — развитие сферы опеки и попечительства. Уполномоченные будут активно содействовать приведению систем семейного устройства к необходимым стандартам. Очень хотелось бы повысить качество работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, организовать более эффективный поиск и подготовку приемных родителей.

Недавно мы подняли в Совете Федерации тему реабилитации родителей, злоупотребляющих алкоголем, когда возникает риск изъятия детей из семьи. Общество готово не только осуждать, но и помогать родителям справиться с вредной привычкой. Речь ведь идет о судьбе семьи! Еще одно стратегическое направление — создание в населенных пунктах среды, дружественной к детям. Для этого нужно учитывать мнение ребят по развитию местной инфраструктуры — игровых площадок, парков, комьюнити-центров в городах и селах России. Сюда относится и решение проблемы бездомных собак, которые становятся реальной угрозой детям. И, что важнее, формирование в обществе твердого принципа: чужих детей не бывает.

Хочу подчеркнуть, что наличие стратегических программ еще не значит, что какие-то темы становятся второстепенными. Меня и моих помощников интересует все, что связано с жизнью наших детей. Наша работа с ними не останавливается ни на минуту.

ДОСЬЕ

Мария Львова-Белова родилась 25 октября 1985 года в Пензе. После окончания училища культуры и искусств имени А. А. Архангельского по специальности «Дирижер эстрадного оркестра» в 2002 году поступила в Самарскую государственную академию культуры и искусств, а затем в Пензенский государственный технологический университет по направлению «Менеджмент». Была соучредителем и руководителем местной организации по содействию социальной адаптации «Благовест», а также исполнительным директором реабилитационного центра «Квартал Луи». В феврале 2020 года единственная от региона вышла в финал конкурса управленцев «Лидеры России». А в сентябре того же года стала одним из победителей проекта. 27 октября 2021 года Владимир Путин назначил ее уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.