Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра

Общество
Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра
Фото: АГН Москва

28 марта Большой театр отметит 246-летие. Судьба одного из главных культурных символов России напоминает авантюрный роман, уверен театральный и балетный критик Валерий Модестов.

— Да, Большой театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливались и разъединялись его труппы, менялись директора и творческие лидеры, зажигались и угасали актерские звезды. Одна из ярких страниц истории Большого театра связана с именем петербуржца Александра Горского (1871–1924), который встал у руля балета Большого театра в тридцать с небольшим лет и сформировал его неповторимый московский стиль.

Виртуозный танцовщик, изобретательный хореограф, талантливый педагог Горский вошел в историю балета скорее как реформатор, чем революционер, стремящийся крушить кумиров прошлого; как ищущий экспериментатор и художник, опередивший время в своих не до конца реализованных идеях.

Посвятив большую часть творческой жизни воссозданию чужих произведений, Горский мечтал воплощать на сцене не малопонятные либретто, а сюжеты, достойные драматического театра. Это могло, по его мнению, в корне изменить балет, влить в его классические вены свежую кровь импрессионизма, народной пластики, художественной литературы. Так на московской сцене появились два многоактных спектакля Горского: «Дочь Гудулы» — по мотивам романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1902) и «Саламбо» — по мотивам романа Г. Флобера (1910), которые прожили короткую, полную разгромной критики жизнь. Положительным в этих спектаклях стали опыт организации жанровых сцен, который через тридцать лет был использован балетмейстером Вайноненом в балете «Пламя Парижа», и попытки задолго до появления «неоклассики» соединить классический и современный танцы.

Горскому принадлежит первый опыт создания «белого балета» («Вальс-фантазия» на музыку М. Глинки). Многие его хореографические находки были столь удачными, что их и сегодня можно найти в «Раймонде», «Жизели», «Лебедином озере». Например, виртуозного шута в первом акте «Лебединого» придумал Горский. Хореограф-новатор был еще и мастером исторических реконструкций. Его танцевальные образы восставшего Карфагена, Древнего Египта, античного Рима, загадочной Индии были полны танцевальных находок. Изломанная пластика, резкие угловатые движения, чувственные позы и дуэты, облегающие костюмы, танцы босиком или в сандалиях — все это было для балетного театра тех лет непривычно и дерзко.

Не будь экспериментов Горского, возможно, иначе сложилась бы творческая судьба знаменитых советских реформаторов танца — Касьяна Голейзовского и Леонида Якобсона.

Щелкунчик

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Александра Конькова / Фотохроника ТАСС

Многие без этого балета не представляют себе Новый. Чудесная сказка впервые была поставлена Юрием Григоровичем в 1966 году. На фото — Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев в сцене из балета (съемка 4 апреля 1976 года).

Баядерка

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Фото: Зураб Джавахадзе / ИТАР-ТАСС

Спектакль переполнен эмоциями! Ю. Григоровичем была воссоздана версия балета М. Петипа. На фото — Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов (2013 год).

Дон Кихот

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Изумительный балет с ярким испанским колоритом смотришь, не отрывая глаз. Музыка Л. Минкуса и либретто М. Петипа, созданное по мотивам романа Мигеля де Сервантеса, не могут не затронуть сердце. На фото — Мария Александрова исполняет гран-па (2014 год).

Жизель

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Александр Коньков / Фотохроника ТАСС

Яркий балет в постановке Юрия Григоровича относится к числу жемчужин балетного искусства. На фото — Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев.

Сильфида

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Фото: Куров Александр / ITAR-TASS

Этот балет относится к числу старинных. В Большом театре его можно увидеть в оригинальной хореографии Августа Бурнонвиля. На фото вы видите репетицию балета в постановке Йохана Кобборга на сцене Большого театра в 2008 году.

Садко

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Фото: Юрий Сомов / РИА Новости

Опера Н. Римского-Корсакова была впервые поставлена Борисом Покровским еще в 1949 году. Тогда в спектакле принимали участие звезды театра — П. Лисициан и И.Козловский. В спектакле 1980 года пели Владимир Атлантов и Нина Архипова.

Лебединое озеро

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Фото: Евгений Умнов / РИА Новости

Название этого балета знают даже те, кто никогда его не видел — если такие есть. История о борьбе светлого и темного начал, о любви, силе зла и торжестве добра — тут есть все, и это блестяще воплощено в музыке и грации танцовщиков. На фото — Майя Плисецкая.

Дочь фараона

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Фото: Косинец Александр / ИТАР-ТАСС

Наверное, правильнее всего было бы назвать этот спектакль «колоритным». Когда-то его поставил гениальный Петипа, а в 2000 году спектакль возрождал Пьер Лакотт. На фото — Нина Ананиашвили в роли Аспиччи.

Спартак

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Фото: Александр Макаров / РИА Новости

Невероятный по зрелищности и эмоциональному накалу балет на гениальную музыку Арама Хачатуряна давно стал хитом ГАБТа. Его премьера состоялась в 1968 году, партию Спартака исполнял Владимир Васильев, Красса — Марис Лиепа. Фригии — Екатерина Максимова, Эгины — Нина Тимофеева. Уникальный состав лучших танцовщиков Большого театра создал истинное чудо, познакомиться с которым можно и сейчас — на сайте театра, в разделе «коллекции».

Нуреев

Легко, грациозно Сильфида кружит: вспоминаем самые известные постановки Большого театра Фото: Дамир Юсупов / Большой театр,

Этот балет стал событием. Поставленный в 2017 году, он просто потряс публику. На фото — фрагмент их спектакля: Артем Овчаренко в роли Рудольфа Нуреева.

На Новой сцене

— Онегин (балет)

— Светлый ручей

— Мастер и Маргарита

— Чайка

— Укрощение строптивой

— Анюта

— Пламя Парижа

— Коппелия

— Ромео и Джульетта

— Герой нашего времени

— Золотой век

— Ундина

— Петрушка

— Орландо

ЦИТАТА

Владимир Урин, генеральный директор Большого театра:

— Театр должен заниматься искусством, а не увлекаться количественными показателями. Те 500 спектаклей, которые мы даем на наших сценах, должны быть представлены с качеством, соответствующим марке Большого театра. Мы не комбинат по производству продукции: платья, машин! У нас Историческая и Новая сцены, Бетховенский зал, Камерная сцена Покровского, это 2900 билетов каждый день!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталия Касаткина, художественный руководитель Государственного академического театра классического балета, солистка Большого театра в 1954–1976 годах:

— Сегодня, когда русскую культуру — наш балет, театр — пытаются притеснить, вытеснить, нужно помнить, что это невозможно. Она мировая. Я объездила весь мир и знаю, что наш балет, оперу, живопись, литературу всегда любили, воспринимали как нечто особенное. Это ничем не изменить. Точно так же вечен и Большой театр. С ним ничего не случится. Он останется опорой. Мы, деятели культуры, должны продолжать делать то, что у нас получается лучше всего, а не лезть в политику. Во все времена Большой театр дает артисту многое, там всегда работают великолепные педагоги.

Когда я обучалась в школе Большого театра, историю балета нам преподавал Юрий Бахрушин, сын Алексея Бахрушина, основателя Бахрушинского музея. В Большом театре высочайший уровень остается всегда и в опере, и в балете. Одна из главных черт коллектива — эмоциональность. Она проявляется во всем. Это то, что передается из поколения в поколение.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.