Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

День открытых дверей прошел в Центре художественной экспертизы имени Репина

Общество
День открытых дверей прошел в Центре художественной экспертизы имени Репина
Мария Горбачева показывает, как исследуют произведения искусства / Фото: Сергей Шахиджанян / Вечерняя Москва

В Центре художественной экспертизы имени И. Е. Репина в центре столицы прошел день открытых дверей. Москвичи могли познакомиться с работой художественных экспертов и увидеть новейшие достижения в области определения подлинности художественных произведений. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывал в Центре и ушел сильно озадаченным.

— Чтобы определить, когда сделана картина, мы используем комплексный подход — как технический, так и визуальный, — рассказал «ВМ» эксперт-технолог Вадим Пятков.

Он является специалистом в области физико-технологических исследований и электронной микроскопии. Используя специальный прибор, можно точно узнать, краски какого времени использовал художник: направив устройство, оно моментально выдает наличие тех или иных металлов.

Если прибор выдает наличие титана, значит, использовались титановые белила, картина написана точно не ранее 1970 годов в СССР. Этот метод называется рентгенофлуоресцентный анализ — он позволяет, не делая соскобов для проб, довольно точно определять состав красящих веществ.

Пятков показал на картине, написанной в 1910-х годах, полное соответствие состава краски периоду. Самый интересный и наглядный способ — рентгенография, когда исследователь видит картину «насквозь».

— Через инфракрасную камеру мы видим слои картины в режиме онлайн. Мне было интересно узнать, что у картины Айвазовского всегда две линии горизонта и очень хорошо виден первоначальный карандашный набросок, — объяснила искусствовед Мария Горбачева.

Взяв картину Константина Маковского «Черноволосая красавица» начала XX века, она без труда показала все этапы ее написания.

— Исследования картины в свете ультрафиолетовых лучей позволяют мне определить старение лаковой пленки — более свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее. В свете большой лабораторной ультрафиолетовой лампы более темными пятнами проступают отреставрированные участки и переписанные подписи, — рассказала Горбачева. Когда она выключила свет и направила лампу на портрет миловидной дамы, разные участки начали светиться разным светом, а на заднем фоне проступили невидимые при дневном свете штрихи.

Но чем сложнее становятся методы экспертизы, тем более изощренно работают поддельщики. Самые популярные подделки — русские иконы. По словам Пяткова, чаще всего иконы пишут современные авторы, но на старых досках, в том числе и используя последние достижения техники.

— Мошенники берут старинную доску, устанавливают ее в 3D-принтере и загружают изображение. Принтер честно печатает его длительное время. Затем доску покрывают лаком и искусственно старят. Но отличить такую подделку можно легко, стоит лишь посмотреть на нее в свете ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. И изображение сразу начинает светиться, — поделился наблюдениями Пятков.

— Однако окончательный вывод о материалах и времени создания произведения искусства можно сделать только после комплексного исследования, — подвела итог Горбачева. — У эксперта должна быть большая насмотренность произведениями искусства, и никакая компьютерная программа или даже самый совершенный прибор пока не могут заменить человека.

Подкасты