Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Освободить шедевры из плена: полотна из коллекции Морозовых по-прежнему остаются в Европе

Общество
Освободить шедевры из плена: полотна из коллекции Морозовых по-прежнему остаются в Европе
Фото: Александр Авилов / АГН Москва

12 апреля генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова заявила, что ведется интенсивная работа по возвращению в Россию картин из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых. «Вечерняя Москва» разбиралась, как произведения искусства стали заложниками политической обстановки.

Искали предлог

Более двухсот шедевров мировой живописи из крупнейших российских музеев во Францию были привезены в прошлом году для выставки «Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства», которая стартовала в фонде Louis Vuitton с 22 сентября. Это шедевры Ван Гога, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Казимира Малевича, Валентина Серова и многих других. Чего стоит только «Зора на террасе» Анри Матисса, «Женщина, держащая плод» Поля Гогена.

В феврале этого года сроки выставки продлили до 3 апреля — дескать, интерес зрителей высок, а вернуть картины в Россию сложно из-за санкций и сложной логистики. Да и не особо, похоже, французы торопятся расставаться с картинами.

В начале прошлой недели посольство России во Франции объявило, что произведения готовят к возвращению в отечественные музеи. Однако в субботу французские СМИ, ссылаясь на заявление Минкульта страны, сообщили, что два полотна из коллекции братьев Морозовых при этом временно оставят во Франции.

Вернут, но не все

По словам спецпредставителя президента России по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, вернуть коллекцию Морозовых в Россию возможно к майским праздникам.

Представитель президента добавил, что могут быть проблемы с возвращением частных экспонатов из-за личных санкций Евросоюза. Пока что «в заложниках» французы собираются оставить как минимум две картины — «Портрет Жанны Самари» Огюста Ренуара и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, которые хранились в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Это беспрецедентный случай, считает искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. При этом он отмечает, что конфликт отчасти схож с историей о крымском золоте скифов, только масштабы куда серьезнее. Напомним, коллекция золота скифов из музеев Крыма выставлялась в Нидерландах на момент возвращения Крыма в состав России. Был суд, по итогам которого Украина, затребовавшая коллекцию себе, получила ее. Суды продолжаются.

— У нас пытаются отнять все что можно. Но это незаконная экспроприация, задержка, нарушение всех договоров, — уверен искусствовед Михаил Миндлин. — Ведь все эти вещи были переданы Франции по государственным гарантиям.

Миндлин сообщает, что из частных коллекций задержаны картины олигарха Петра Авена.

— Да, он сам находится под санкциями, но все произведения искусства, находящиеся на территории России более ста лет, не могут быть просто так вывезены. Это за гранью добра и зла, — комментирует «Вечерке» Михаил Миндлин.

Способ давления

Искусствовед, однако, убежден, что прощаться с коллекцией Морозовых рано. Вернуть картины смогут, пусть и не быстро.

— Поведение так называемых партнеров — недопустимо. Я не уверен, что в дальнейшем российские музеи и частные владельцы будут готовы передавать им свои произведения, учитывая риск изъятия, — добавляет Миндлин.

Теперь искусство стало инструментом политического давления. И недаром накал ситуации с картинами коррелирует с темпами спецоперации на Украине. Этого же мнения придерживается директор Института политических исследований Сергей Марков.

— То, что происходит на Западе, можно назвать фашизацией, — отмечает Сергей Марков. — По отношению к русским происходит тотальное нарушение прав человека, в ход идут откровенные политические репрессии. А ситуация с картинами выглядит так, словно гопники в парке пристали к прохожему и отобрали его вещи. Это беспредел.

Вопрос сохранности

— Коллекции Щукиных и Морозовых принадлежат Музейному фонду России, — говорит искусствовед Михаил Каменский. — В составе экспозиции, которая все еще находится на территории Франции, — практически все из госсобрания. Там есть и работы из частной коллекции, но все они должны быть возвращены, вне зависимости от того, кому они принадлежали. Возврат осложняется тем, что ни одна страховая компания не может гарантировать сохранность картин при транспортировке.

Есть и логистические проблемы: нет необходимого количества фур для перевозки художественных ценностей. Должно быть шесть огромных грузовиков, в которых будут соблюдены все условия с учетом климата, влажности, температуры. Они сейчас недоступны, потому что в Европе нарушена логистика. И третья проблема — безопасность передвижения фур по Европе до российской границы. А сейчас таких гарантий никто дать не может. У меня нет сомнений, что картины вернут в целости и сохранности, но сколько именно придется ждать, зависит не от нас.

КСТАТИ

12 апреля картины, застрявшие на русско-финской границе после выставок в Италии и Японии, вернулись в Россию. Третьяковская галерея, например, отпускала на гастроли знаковую работу Василия Кандинского «Красная площадь». Также полотно «Дама в белом» Поля Элле из собрания ГМИИ имени Пушкина вернулось в учреждение в целости. Состояния полотен эксперты оценили как «хорошее», отметили, что скоро они вернутся в постоянную экспозицию.

Подкасты