Эффект домино: как внешнее управление поможет в проблеме с уходом зарубежных компаний из России
Внешнее управление будут вводить в зарубежных компаниях, решивших уйти из России. Госдума уже поддержала в первом чтении соответствующий закон. Что это значит?
Важно понимать, что законопроект о внешнем управлении касается зарубежных компаний, которые уходят из России «по политическим мотивам». И все же суть события вовсе не так проста, как может показаться навскидку. Давайте разбираться.
Начнем с того, что термин «внешнее управление» явно употребляется здесь не в привычном значении. Обычно эти два слова означают одну из процедур банкротства, когда полномочия руководителя компании прекращаются, а компанией руководит внешний управляющий, которого назначает арбитражный суд. Банкротство — невозможность платить по долгам и исполнять другие обязательства предприятия. Проще говоря, внешнее управление вводится, когда дело с фирмой плохо и надо непредвзято разобраться в ситуации. Это не наш случай, мы имеем дело, судя по всему, с вполне процветающими компаниями.
Пока непонятно, сколько вообще компаний уходит, если уходит. В последние дни широко цитируется оценка Исследовательского центра Йеля: почти 1000 компаний полностью или частично покинули Россию после начала военной операции на Украине. Покинули — и покинули бы, да опять все неоднозначно. В них работают тысячи наших сограждан, глупо, мягко говоря, было бы смириться с переходом многих из них в категорию безработных, с выбыванием их самих и членов их семей из разряда платежеспособных покупателей. Снижение же платежеспособного спроса населения — важнейшая причина торможения экономического роста страны, так как предприятиям становится просто некому продавать свою продукцию и они тоже вынуждаются сокращать кадры.
Кроме того, каждое предприятие или компания (хоть столовая, хоть завод по выпуску авангардной техники) обеспечивают заказами своих постоянных поставщиков и сами поставляют продукцию далее по так называемой технологической и экономической цепочке. Это как гладкий строй костяшек домино на столе, опрокинь одну — и весь ряд повалится.
Скажем, гигант — продавец мебели покупал доски в наших лесхозах, обеспечивал заказами наши фабрики по сборке шкафов и стульев, закупал для них по выгодным ценам оборудование и компоненты у своих партнеров — все это дело выстраивал десятилетиями. Сырье и фурнитуру перевозили куда надо российские транспортные компании и так далее.
Понятно, что пробивание чека покупки в московском магазине — лишь самая верхушка производственной и логистической глыбы, что мало расставить продавцов-консультантов, надо еще полки товарами заполнять. И теперь надо как-то умудриться за месяцы сделать то, на что у раскрученных марок уходили годы. Вот почему уже в самом начале марта все специалисты, управленцы, депутаты заговорили о необходимости спешно предпринимать какие-то действия.
Поначалу звучали разные экзотические предложения. От «взять и национализировать» до «не обращать внимания, и все само рассосется». Но скоро все успокоились, подумали и решили не пороть горячку, а пошагово решать задачи. Во-первых, как рассказывают знающие люди, еще до принятия новых законов иностранным владельцам, пытающимся остаться в России, невзирая на разного рода политические риски и давление, пообещали содействие с поставками нужных комплектующих, компонентов и ресурсов.
Во-вторых, посодействовали в поиске покупателей для тех бизнесов, которые западные предприниматели все-таки вынуждены оставить. Как объясняют сведущие люди из деловых кругов, зарубежным партнерам были выданы устные, но гарантии, что взамен продажи их активов в России за адекватные деньги у них останется право вернуться к нам, когда западные политики перестанут диктовать повестку дня. А главное — законопроект о внешнем управлении стали писать без спешки, отметив в нем к прошедшему первому чтению две главные вещи: введение такого механизма не означает автоматически обязательного банкротства и не подразумевает непременную национализацию.
Принятый в первом чтении законопроект не отвечает на все поднятые вопросы. Но законодатели четко заявили, что государство не намерено отстраняться от важных задач, для решения которых, если потребуется, будет применяться и внешнее управление. В Минэкономразвития России считают проект закона сбалансированным.
— Смысл в том, чтобы «подхватить» компании во временное управление только в тех случаях, когда это действительно необходимо для сохранения важных для экономики производств и рабочих мест. Закон будет применяться точечно, только в критических случаях, когда под угрозой увольнения могут оказаться сотни и тысячи людей, работающих на предприятиях, которые ушли из России. При этом он предполагает при желании возможность возвращения акционеров к управлению, — отметили в ведомстве.
Законопроект допускает (по решению суда) введение внешней администрации в российских организациях с участием иностранных компаний, которые после 24 февраля 2022 года «в отсутствие для этого очевидных экономических оснований» заявили о прекращении деятельности в РФ, или передачу активов таких «недружественных» иностранцев в доверительное управление. Причем соответствующие решения могут быть приняты в случае прекращения или сокращения экономической активности организации, повлекшего падение выручки за три полных месяца не менее чем на 30 процентов по сравнению с предшествующим периодом или таким же показателем за аналогичный период предшествующего года. Обязательное условие — «недружественным» иностранцам принадлежит не менее 25 процентов в российской организации.
Любопытно, что в компетенции внешних управленцев будет принятие решения о продаже бизнеса с торгов. Процедура вчерне такова: сначала на базе прежней организации создается новая компания, которую и продают заинтересованному инвестору либо в отсутствие такового — государству по минимальной цене.
Теперь законопроект должен пройти второе чтение. А деловое сообщество готовит свои замечания. Судя по имеющейся информации, суть документа — сохранение бизнесов и рабочих мест — вопросов не вызывает. Идет поиск дьявола, таящегося в мелочах. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин предложил Минэкономразвития сделать полномочия внешней администрации не такими обширными. В частности, ограничить ее в праве запрашивать сведения служебной, коммерческой или банковской тайны организации и ее контрагентов, лишить лиц, назначенных в качестве внешней администрации, права участвовать в торгах по продаже акций подконтрольной организации, наделить внешнюю администрацию полной ответственностью за ее действия. Это тоже тема для дискуссии в Государственной думе.
Также РСПП предлагает дать российским акционерам уходящей компании исполнять функции внешней администрации: ведь, как обоснованно считают в союзе, именно они лучше всего осведомлены о состоянии дел в компании и могут максимально быстро приступить к операционному управлению. Таким образом, идет уже детальное обсуждение плана по спасению компаний и предприятий, которые нужны стране.
Что еще? Экономист Никита Кричевский предлагает внести в законопроект также норму о моратории на выход иностранцев из уставного капитала российских активов. Расчет, видимо, такой: иностранцы не хотят уходить из российских проектов, и наш мораторий может им помочь отстаивать свои интересы перед Западом.
Доцент Финансового университета при правительстве России Валерий Андрианов прямо говорит, что многие зарубежные компании хотят продолжать работу в России, но на них оказывается очень сильное давление, и поэтому они бы смогли апеллировать к тому, что законодательство РФ запрещает им выходить из капитала предприятий.