Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Подводная лодка с богатой историей

Общество
Подводная лодка с богатой историей
Заместитель начальника отдела Музея истории ВМФ России в парке «Северное Тушино» Юрий Звягинцев показывает один из отсеков подводной лодки / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

В субботу, 25 июня, — День моряка. Столичный музей, посвященный истории ВМФ, расположился в отсеках подводной лодки, пришвартованной у причала напротив Северного речного вокзала, в парке «Северное Тушино».

Решение о его открытии было принято в 1999 году. С этой целью Северный флот передал городу списанную дизельную подводную лодку Б-396 «Новосибирский комсомолец». Она была построена в 1980 году в городе Горький. После спуска на воду субмарина несла боевую службу в Черном и Среди земном морях, в Атлантике. И в конечном итоге прибыла на Северный флот, в город Полярный — так назывался пункт ее постоянного базирования.

Переоборудовали в музей ее в Северодвинске. В 2003 году отбуксировали в Москву. А в 2006-м музей открыли для посещения.

Рассказывая все это, капитан первого ранга Юрий Звягинцев по привычке разглядывал хорошо знакомую машину. Говорит, на лодке в последнее время часто растут деревья.

— Я раньше негодовал. А недавно увидел такую картину. Рядом с одним таким деревцем, вздумавшим расти на корпусе субмарины, сидел голубь. И я подумал: «Это голубь мира». Каждый год мы срываем эти маленькие деревья и отдаем сотрудникам музея.

Именно на этой субмарине, сегодня мирной, ушедшей на покой, много лет назад Звягинцев начинал службу.

— С 1989 года по 1994-й я учился в Ленинградском высшем военно-морском училище, — объясняет он. — После был назначен на Северный флот, на эту подводную лодку. Был командиром моторной группы.

По словам Юрия Владимировича, жизнь подводника — это дальние походы, долгое отсутствие связи с родными, дефицит кислорода и солнечного света.

— Всплытие происходит один раз в трое суток. От трех до пяти дней ты живешь без солнца, под искусственным электрическим освещением, — поясняет герой. — Мы находимся в замкнутом пространстве. Кто-то говорит — «в трубе», кто-то — «в бочке». Движений минимум — длина лодки всего 90 метров, не разгуляешься. Многие перемещаются только между отсеками и своими боевыми постами.

Конечно, человек привыкает ко всему. Однако у некоторых в таких сложных условиях сдают нервы. В основном у новичков. Благо с 2003 года подводный флот полностью перешел на контрактную службу.

Подводная лодка с богатой историей Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Раньше для срочников придумывали много интересных ритуалов. Некоторым традициям подводники верны и сейчас. Например, моряки, впервые вышедшие в плавание, обязаны пройти через обряд посвящения — на глубине 100 метров выпить из плафона соленую забортную воду.

Передвигаясь от отсека к отсеку, Юрий Звягинцев рассказывает о непростом быте подводников.

Вот камбуз. На этом небольшом участке готовится пища для 80 человек. Работа ведется круглосуточно. Повара, тоже военные, могут не спать по два-три дня. Рядом отсек, который был переделан для музея. Раньше на месте расположившихся здесь экспонатов были жилые помещения.

— Здесь как раз и была моя каюта. Я жил рядом с камбузом. Поэтому такой круглый, — иронизирует моряк.

А вот душевая, совмещенная с гальюном — туалетом. Моются подводники забортной водой, соленой и очень холодной. Нужно пользоваться специальным мылом или шампунем. Парадную одежду подводники не носят. Повседневные вещи называют «разухой». Ее выдают на неделю, а после банного дня она получает «вторую жизнь». Ее используют в качестве тряпок — они на подлодке всегда нужны. Стирать одежду просто негде, к тому же пресная вода в дефиците.

— Это кают-компания офицеров. При определенных обстоятельствах это помещение становилось операционной. В 1981 году здесь впервые прооперировали человека — в Атлантике у него вырезали аппендицит, — говорит Звягинцев.

Интересно, каким самообладанием должен обладать врач, чтобы оперировать во время качки. Она и сейчас чувствуется на борту. Речные волны слегка раскачивают подводную лодку из стороны в сторону.

В былые времена качка на этой субмарине была совсем другой. Порой матросам было трудно удержаться на ногах.

— Есть даже такой маневр — прикачка, — вспоминает Звягинцев. — Если наверху «шикарная» штормовая погода, лодка всплывает на поверхность и не погружается в течение трех суток.

Такие процедуры обычно организовывали для новичков. После трех дней молодой организм побеждал морскую болезнь, и парень начинал нормально питаться, возвращался в строй.

Потом, когда ребята сходили на причал, их продолжало качать.

— Море не всегда спокойное. При всплытии примерно по 15–20 часов в неделю преодолеваешь качку. А потом, сойдя на берег, начинаешь ловить ногой поверхность, но никак не можешь ее найти. Со стороны кажется, что человек немного нетрезвый, — улыбается Звягинцев.

Последний отсек находится у кормы подводной лодки. Здесь спит экипаж.

— Эти места считались люксовыми, потому что тут относительно тихо. Слышно только шипение гидравлики. А еще — море. Иногда окружающих обитателей — китов, косаток. Прохладно и комфортно.

Звягинцев признает, что служба на корабле намного комфортнее, чем на подлодке. На вопрос, зачем же он сделал такой выбор, отвечает: «Подводный флот — это не работа, не профессия и не вид деятельности. Это судьба и религия».

Интересно, что его самого судьба так тесно связала именно с этой субмариной.

По словам Звягинцева, всего трем лодкам из этой серии посчастливилось приобрести вторую жизнь в виде музея. Первая находится здесь, в Москве. Вторая — в Тольятти, а третья в Германии, в Гамбурге.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.