Как в московском метро появились турникеты
Сюжет:
«Вечерке» — 100 летУже почти 100 лет газета «Вечерняя Москва» рассказывает читателям о том, как развивается столичный метрополитен. Накануне векового юбилея редакция вспоминает, как «Вечерка» освещала строительство и работу московской подземки на заре своего существования.
В пятничном номере от 29 июня 1934 года читатели «Вечерней Москвы» узнали, как будет осуществляться проверка билетов в столичном метрополитене.
До запуска подземки оставалось чуть менее года. И чем ближе было до этого момента, тем больше появлялось вопросов о работе метро. Например, многие хотели знать, как будет осуществляться проверка билетов, ведь просто перенести опыт с железной дороги было нельзя — один контролер физически не успеет проверить все талоны, пока поезд едет от одной станции к другой.
В западных столицах контролеров в метро не было. Очевидно, что плата за проезд должна была взиматься один раз, когда пассажир входит в метро. Идея хорошая, но как обеспечить ее воплощение? Газета сообщала, что ответ нашел инженер С. М. Лано.
«Выпускаются металлические жетоны размером немного менее 15-копеечной монеты. Их можно купить в вестибюле станций метро в разменных автоматах или в специальном киоске. На пути пассажира к поезду находится турникет, подобный тому, какие существуют на московских бульварах при переходе через трамвайный путь. Обычно турникет заперт и повернуть его нельзя. Но стоит опустить жетон в отверстие, как замок турникета открывается и пассажир проходит на платформу. Больше ни в пути, ни при выходе из метро контроля не требуется», — писала газета. Преимущества были очевидны. Не нужно было держать штат контролеров, да и станции будут чище без множества оброненных мимо урны бумажных билетов.
Опытный экземпляр турникета по проекту Лано был изготовлен на заводе Метростроя. Его предполагалось установить для испытаний в Центральном парке Горького.
Увы, до войны турникеты в метрополитене так и не были установлены. Вход на станции осуществлялся по бумажным билетам, которые проверяли контролеры.
Первые рабочие модели турникетов в метро появятся только после войны.
В момент строительства магистралей подземного транспорта о наземном власти Москвы тоже не забывали. В этом же номере рассказывали, что все городские автобусы будут окрашены по типу «люкс». Кроме этого, улучшат дизайн салонов и значительно повысят уровень комфорта для пассажиров. Пройдет немного времени, и задавать стандарт комфорта в транспорте будет именно метро, которое прославится своими диванами, линкрустовой отделкой (линкруст — рельефный материал на бумажной основе. — «ВМ»), и ярким освещением. А пока пальму первенства в комфорте удерживает автобусный парк столицы.
ЦИФРА
150 автоматов по продаже жетонов предполагалось изготовить для станций первой очереди метрополитена.
КСТАТИ
В 1958 начинают устанавливать автоматические турникеты в метро. В 1961 году турникеты принимают пятикопеечные монеты. С 1 марта 1992 года вновь вводятся жетоны. С 15 января 1999 года жетоны перестают продавать, а с 1 февраля — принимать.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
На станции «Красносельская» 14 июля 1935 года началось испытание турникетов. Однако испытание, продолжавшееся два дня, было неудачным. Жетоны отправили на переплавку.