Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Лия Ахеджакова: Я играла даже куриные ноги избушки

Общество
Лия Ахеджакова: Я играла даже куриные ноги избушки
В британском посольстве. / Фото: РИА «Новости»

Десятки ролей, сыгранных в лучших отечественных фильмах (и прежде всего у Эльдара Рязанова), принесли ей славу, сделали любимой актрисой нескольких поколений. А вот в театре, где она служит, актерская судьба не столь безоблачна.

Сегодня у Ахеджаковой премьеры случаются только «на стороне» — в антрепризных проектах; в Театре Наций, где она играет в спектакле Андрея Могучего Circo Ambulante; в «Школе драматического искусства», где с ее участием Дмитрий Крымов поставил «Как вам это понравится, или Сон в летнюю ночь» по Шекспиру… В родном же «Современнике» за 35 лет работы Ахеджакова сыграла не так уж много значительных ролей. Поэтому она очень по-своему понимает, что такое актерский успех. Говорит: «Успех — это востребованность».

Неужели вы считаете себя неуспешным человеком?

— В этом смысле — да. Потому что какой-то маленький творческий успех у меня чаще всего чередуется с годами невостребованности. В театре бывали простои по пять-шесть лет. За все это время — ни одной главной роли. Но бывали периоды и огромной загруженности.

«Квартира Коломбины», «Трудные люди», «Стена», «Крутой маршрут», «Мелкий бес»… Это было время, когда я еще не то чтобы не постарела, но находилась в том возрасте, когда актриса востребована. И в кино тоже ак тивно снималась. А вот между спектаклями «Спешите делать добро» и «Квартира Коломбины» был огромный простой.

До прихода в «Современник» вы работали в ТЮЗе. Там вы, на ваш взгляд, тоже были не очень востребованы?

— Там была абсолютная невостребованность. Стопроцентная. Вплоть до того, что я играла куриные ноги. У Бабы-Яги была, как известно, избушка на курьих ножках. Так вот эти ноги я играла. Представляете, у тебя даже тела нет, у тебя только ноги куриные.

Работая в ТЮЗе, вы себя ощущали серьезной, глубокой актрисой?

— Ощущала. Но играла куриные ноги.

Вы где-то сказали, что вам доставалось от критики. Неужели доставалось? За что?

— За все. Почти за каждую работу. Я не помню ни одного спектакля, за который не получила бы выволочку. Помню, Вера Максимова написала замечательную статью про «Квартиру Коломбины» в «Современнике», но были и те, кто ругал этот спектакль.

Или, когда я еще в ТЮЗе работала, появилась рецензия, где обо мне было написано: «На сцену вышла кривоногая…» Это какойто ужас. Мне даже не хочется перечислять все эти гадости. Вот одна газета написала, что я испортила фильм «Изображая жертву», а Марк Захаров во всеуслышание заявил то же самое по телевизору. Марк Анатольевич сказал, что замечательный фильм получился у Кирилла Серебренникова, но зачем режиссеру потребовалось занимать в этом фильме комедийную актрису. Мол, получился вставной номер. Я так расстроилась. Я обожаю Марка Анатольевича.

Мы как-то с ним взаимно приятны друг другу. Но я не понимаю, зачем он на всю страну сказал такую вещь. За «Персидскую сирень» мне тоже от критики крепко досталось. А уж чего мы с Богданом Селиверстовичем (Ступкой. — «ВМ») наслушались, когда вышел наш спектакль «Старосветская любовь»! За «Селестину» я тоже много чего наполучала. А про Колю Коляду было написано, что он будет гореть на том свете в страшном адском огне за эту пьесу. Коля плакал.

А если критики похвалили спектакль, это для вас показатель успеха?

— Это относительная поддержка. Такая же исходит от публики, если та принимает спектакль. Мне также важно, что скажут друзья.

Когда мои друзья пришли на «Фигаро», а потом стали сильно его ругать, мне захотелось не играть больше этот спектакль. Хотя я знала, что Женя Миронов на премьере еще не набрал высоту, да и многие актеры, и я в том числе, еще только осваивались в своих ролях.

Трудно играть в присутствии критиков? Их ведь перед премьерой обычно приглашают на генеральный прогон. И вот сидят они, профессиональные оценщики... Невыносимая аура в зале.

— Ужасная аура. Вообще первые спектакли — это коту под хвост. Первый блин комом обязательно. Потому что ты еще сам не знаешь, что ты сделал. Ты еще не взлетел. И чтобы взлететь, надо проверить эти крылья. Может, с такими крыльями ты и летать-то не можешь. А бывает, друзья за спиной перешептываются или прямо говорят: «Извини, но это очень плохо». И тогда появляется отвращение к роли. В лучшем случае она становится для тебя больным ребенком, которого надо лечить, выхаживать, поднимать на ноги. Причем нередко ты понимаешь, что все это напрасно, что «больному» нельзя помочь — он безнадежен. Но если есть внутренняя уверенность в своих силах, появляется надежда: прорвусь! Тогда наплевать на страхи на сомнения, тогда становится весело и интересно работать. А успех, неуспех — это потом.

Вы сожалеете о ролях, которые не удалось сыграть?

— Да. Я, например, никогда Чехова не играла. Мне Эймунтас Някрошюс предлагал Шарлотту в «Вишневом саде», а сыграла эту роль другая актриса. Потому что она была продюсером этого спектакля. А Някрошюс замечательный режиссер. Тонкий, нежный. Я его обожаю. Его «Фауст» — это что-то потрясающее. Я после тяжелейшей репетиции нашла в себе силы поехать и посмотреть этот спектакль. Это такая красота, это так пронзительно! Другое актерское существование. Обидно, что не удалось сыграть Шарлотту у Някрошюса. И вот так постоянно. Как только я что-нибудь себе намечаю — все, тогда уж точно никогда это не сыграю.

Загадывать нельзя?

— Нельзя . Роли должны сваливаться как подарок. Вот так роль Варвары в «Мелком бесе» свалилась на меня. А гоголевскую Пульхерию Ивановну я лелеяла много лет. И сыграла. Спектакль вышел под названием «Старосветская любовь». Все-таки загадывать что-то заранее, может, и не стоит, но как сладко!

ОБ АВТОРЕ

Валерий Выжутович — известный российский журналист, автор полутора десятка книг, лауреат журналистских премий. Работал спецкором «Комсомольской правды», обозревателем «Литературной газеты», «Известий» и «Московских новостей», возглавлял отдел публицистики журнала «Огонек». Вел телепрограммы «Политическая кухня», «Газетный дождь». Сейчас — политический обозреватель «Российской газеты».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.