Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Хорошо, что про Зою говорят: Анастасия Мишина рассказала «Вечерней Москве», как проходили съемки военной драмы

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Хорошо, что про Зою говорят: Анастасия Мишина рассказала «Вечерней Москве», как проходили съемки военной драмы
Кадр из военной драмы «Зоя»/ 2020

28 января в широкий прокат выходит фильм «Зоя». Слоган картины — «Подвиг, который всегда был». Фраза точная. В советские времена историю Зои Космодемьянской знали все и считали девушку героем, в 1990-е заговорили о неоднозначности совершенного ею и даже ее невменяемости. А потом ее как будто забыли вовсе. Сегодня наш гость — актриса Анастасия Мишина, сыгравшая Зою в новом фильме. «Вечерняя Москва» поговорила с ней о роли и месте ее героини в нашей истории.

...Через час после нашей встречи она выйдет на сцену, чтобы сыграть в спектакле «Блажь» по Островскому. Как нынче и положено — при частичной заполненности зала.

— Если честно, для меня это вообще непринципиально, потому что идущее от зрителей тепло не очень зависит от их количества. Я хорошо помню слова Олега Борисова: «Спектакль — это когда ты играешь для кого-то одного» И у меня происходит то же самое: я выбираю себе в зале какого-то одного человека, без разницы, мужчина это или женщина, и как будто закидываю ему удочку. А он мне отвечает. Возникает некая связь, и человек становится моим союзником в зале.

— Кино, однако, история совсем другая — куда более массовая. В ней не выберешь глаза кого-то одного. Вы же нынче — потенциальная кинозвезда, хоть в вашей фильмографии пока всего три пункта... Как вообще после двух сериалов вам удалось получить главную роль в фильме «Зоя», который стопроцентно будет у всех на слуху?

— Хороший вопрос. Тем более что в сериале «Вольф» у меня был всего один съемочный день, причем самый первый съемочный день в моей жизни. И я должна была изображать плавающий в озере труп. Этот сериал, кстати, так и не вышел. В другом проекте я снималась уже два дня. И тут — «Зоя»… Я сама не понимаю, как так вышло. У меня нет объяснений. Я спрашивала у режиссера: «Почему я? Ведь меня никто не знает, я не медийная актриса, что должно не лучшим образом сказаться на окупаемости. Это же супернеправильный ход!» А он ответил: «Ты просто лучше всех прошла пробы».

— Что делали на пробах?

— Первой пробой стала запись сцены допроса Зои уже перед самой ее смертью. Второй — монолог Зои на виселице. Короче, веселые были пробы.

— Не то слово… Добавлю еще немного «веселья»: о том, кто такая Зоя Космодемьянская, я спрашивал нескольких молодых людей в возрасте от 14 до 25. «Кто-то, связанный с войной», — отвечали они. И — все. Вам 27 лет. Что до начала подготовки к роли знали о Зое вы? Ну, если честно?

— У меня был хороший учитель истории. Все, что он рассказал мне о Зое в восьмом классе, посвятив ей целый урок, я помню до сих пор. Другое дело, что долгое время это оставалось для меня обычной информацией, потому что понять в 12–13 лет, что за человек Зоя Космодемьянская, довольно сложно.

— Невероятно сложно. Поэтому для большинства Зоя до сих пор остается этаким памятником, глыбой, символом, но никак не человеком.

— Да-да, истуканом. Поэтому в самый первый съемочный день режиссер сказал мне: «Я очень тебя прошу, Насть, не играть героиню вообще никогда. Играй человека, обычную девочку, попавшую вот в такие обстоятельства». А обстоятельства-то были жуткие. Да, Зоя знала, что есть немцы, но они были для нее просто абстрактными врагами, а попав в плен, она столкнулась с ними, что называется, нос к носу. Вот они! — их можно потрогать, они трогают тебя, говорят на полузнакомом языке. И конечно, она очень испугалась, потому что страх в данной ситуации — нормальная человеческая реакция. Так что очеловечивание в данном случае — это не обесценивание, а совсем наоборот. Мы рассказываем, что у Зои были родители, была любовь, которую она потеряла, был ее выбор…

— Каким человеком, вам кажется, она была?

— Может, я фантазирую и идеализирую, но для мня она… Знаете, я читала книгу «Повесть о Зое и Шуре», написанную мамой Зои и Александра Космодемьянских. И мне очень понравилась там одна история о том, как Шура и Зоя пришли на обед к дедушке с бабушкой. И у деда случайно упали за скамейку очки. Через какое-то время он их нашел и сказал Зое: «Зачем ты их туда запрятала?» «Я их не прятала!» — ответила она ему, но дед ей не поверил. Тогда она встала из-за стола и произнесла: «Я не буду есть в доме, в котором мне не верят!» Ей было то ли пять, то ли шесть лет… Показательный поступок, правда? Наверное, это шло от родителей — с ними Зое очень повезло, они ей очень многое дали и сумели создать в хорошем смысле советскую семью.

— В хорошем смысле — это как?

— Начну чуть издалека. Я люблю современное кино. Но… Там все такие модные, такие классные, все так себя любят, прямо-таки наслаждаются тем, что они есть на этом свете. И за этим так мало настоящего, так мало сердца. А в советском кино для меня сердца много. Поэтому, если у меня плохое настроение, я спасаюсь именно им, например, фильмом Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Там говорится обо всем человеческим языком. Вот этот кадр, где герой Никулина еще лежит в полудреме, а героиня Гурченко говорит ему: «Я тебя люблю. Спи!» Вот это для меня совершенно незабываемо. Советская семья, которую я имею в виду, это семья, созданная примерно такими людьми, более тонкими что ли, честными, открытыми, сердечными.

— Открытости сегодня — хоть ложкой ешь. Посмотрите, сколько вокруг блогеров, рассказывающих знакомым и незнакомым людям о своей жизни. Почему, кстати, этого не делаете вы? Интернет сегодня — прекрасная площадка для самопрезентации.

— Может, когда-нибудь я до этого и дойду, но пока я не активна в сети, потому что моя работа — на сцене. Вне ее я могу что-то говорить, формулировать, но главное — все равно там. Только на сцене я могу сказать что-то по-настоящему, то есть не словами, а тем, что действительно делаю. Хотя я искренне восхищаюсь теми, кто может заинтересовать огромную аудиторию, просто показывая, как проходит день или как распаковывать коробочки, или демонстрируя, что лежит в сумочке.

— Вопрос может показаться идиотским, но все равно спрошу. Будь Зоя Космодемьянская нашей современницей, как думаете, о чем бы она писала на своих страничках в «Инсте», «Контакте» или «Фейсбуке», какие бы фото постила?

— Ох… Думаю, она писала бы о какой-то помощи людям, потому что наверняка была бы чем-то вроде волонтера. Коробочки бы точно не распаковывала, хотя, повторю, я не имею ничего против этого занятия.

— Пофантазируем дальше? Кем могла стать Зоя, если бы не погибла, после войны? Ударницей соцтруда, партработником, матерью большого семейства? Какое из этих амплуа ей ближе?

— Она могла бы стать очень хорошим учителем, потому что в ней были и нежность, и умение опекать, что показывают отношения Зои с ее братом. Но, судя по воспоминаниям, она была одиночкой. Как, кстати, и я. Но есть и разница: не совпадая с какими-то людьми во мнениях, я предпочитаю избегать конфликтов и сглаживать углы, вместо того что высказать свое хоть и верное, но жестокое мнение. Космодемьянская же предпочитала в таких ситуациях кого-то потерять, но не терять саму себя, не предавать собственные убеждения. Мне это очень нравится.

— Какой период жизни вашей героини охватывает фильм? Он начинается с ее рождения или же с 31 октября 1941 года, когда Космодемьянская явилась к месту сбора диверсионной группы в московский кинотеатр «Колизей»?

— Он начинается с выпускного бала, на который пригласили Зою, и заканчивается днем ее смерти.

— Съемки проходили в Москве и в деревне Петрищево?

— Нет, в Минске, точнее под Минском, а досъем был в Санкт-Петербурге. Причина этого — чисто финансовая. Под Минском вообще снимается много военных фильмов: там уже построено много подходящих локаций, можно жечь дома, ну и так далее.

— Судя по трейлеру, в фильме довольно много жестких сцен с вашим участием. Вы снимались в них сами или использовали дублера?

— И то, и другое, причем исключительно потому, что это позволяло значительно экономить время на нанесение грима во время съемок пыток. Этих сцен у нас было отснято минут на сорок. Другое дело, что многие из них в финальный вариант не вошли, чтобы «Зоя» могла соответствовать возрастному рейтингу «12+».

— Что не вошло?

— После того как Зою повесили, немцы фотографировались возле ее трупа. Этого в фильме нет. Сокращено количество ее «видений», вызванных и усталостью, и нервным напряжением, и тем, что, естественно, она заболела на постоянном холоде. Не сохранилась еще одна ужасная сцена, где в траншее лежат мертвые люди, а Зоя пыталась их разбудить, растрясти.

— Насколько я помню еще из школьных рассказов, во время пыток немцы Зою полностью раздели. Как это сочетается с рейтингом «12+»?

— У нас был прекрасный оператор Андрей Найденов, который снял все так, что обнаженное тело в кадре начисто лишено даже намеков на эротизм.

— Сложно было сниматься в этой сцене, учитывая, что подобного опыта у вас еще не было?

— Сложно… Но все меня очень поддерживали и спасали, как могли.

— Как, видимо, и в сцене с повешением?

— Я вообще не помню, как снималась эта сцена. Была зима, но я не помню даже того, мерзла я или нет. Отложилось только вот что: когда тебе на шею натягивают петлю, ноги тут же становятся ватными, и ты совершенно не можешь управлять своим телом.

— Было страшно?

— Очень страшно, хоть я и понимала, что петля прикреплена к бревну специальной резинкой. Но самым сложным для меня было другое: сцена последнего допроса, когда Зое показали записку участника ее диверсионного отряда Василия Клубкова, в которой он рассказывает все-все-все. А потом привели самого Клубкова. И он понимает, что немцы его обманули, сказав, что Зоя первой всех сдала. И происходит разговор одними глазами. Вот что в тот момент было ужасно: посмотреть в глаза актеру Никите Кологривому…

— В 2010 году вы поступили в НИУ «Высшая школа экономики» на факультет философии, отделение «Востоковедение», следом — в Государственную академию славянской культуры на факультет философии…

— И ничего из этого не окончила, потому что сбежала и пошла учиться в ГИТИС. Помню, бабушка говорила, что актер — это «цыганская» профессия, что я постоянно буду на гастролях, не смогу быть рядом с семьей, как и все мои будущие коллеги, буду пить. Папа же переживал, что я зазря растрачиваю свою способность к языкам. В общем, был пресс. И я сдалась, пойдя изучать востоковедение, потому что понимала, что родители хотят как лучше. Вот только быстро поняла, что мне это совершенно не нужно. Попробовала другой вуз. А потом поговорила с мамой, которая меня услышала и поддержала, а вслед за ней и вся семья.

— Не могу, однако, не спросить, хоть вы и философ-недоучка: какой вы видите жизненную философию Зои Космодемьянской?

— Если бы я это поняла, может, и сама стала бы лучше. Совершенно точно одно: у нее были четкие ориентиры, четкое понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. А сейчас вокруг так много всего, что люди начинают путаться, делая то, чего на самом деле не хотят, да и попросту не всегда понимая, что им нужно.

— Рефлексируете по этому поводу?

— Я рефлексирую постоянно, все время сижу и о чем-то думаю, перемалываю что-то в себе, анализирую все — работу, личную жизнь, отношения с близкими, мир вокруг себя. Но мне кажется, что постоянное самокопание и некоторое количество мазохизма свойственны всем актерам. То есть «она идет по жизни, смеясь» — совсем не моя история, хотя иногда мне этого очень не хватает. Поэтому я тяжело отношусь ко всяким шуткам типа стеба, сарказма, даже к иронии.

— Обижаетесь?

— Нет, во мне нет ни злости, ни обидчивости, даже в тех ситуациях, когда обидеться и разозлиться нужно, когда человеку необходимо показать, что сейчас он очень не прав. Не могу!

— Сейчас, чувствуя некоторую ответственность за вашу героиню, не обижаетесь ли на разговоры и версии вокруг ее имени? Все эти размышления о том, что Зоя — это фейк, миф, созданный советской пропагандой?

— Мне кажется, хорошо уже то, что о Зое в принципе говорят. Я читала комментарии к трейлеру: «Господи, сколько же можно снимать про эту войну!» «Задолбали!»... Может, с одной стороны, и, правда, задолбали. Но, с другой стороны, ребята, если мы не будем об этом говорить, мы же все забудем, и очень важные вещи станут нам уже неважны! Так что пусть говорят! Может, человек, который увидит, как кто-то называет Зою сумасшедшей шизофреничкой, захочет самостоятельно разобраться в предмете разговора. Начнет рыть, копать и поймет, как все было на самом деле.

ДОСЬЕ

Анастасия Дмитриевна Мишина родилась 23 октября 1993 года в Чебоксарах.

В 2010–2011 годах училась в НИУ «Высшая школа экономики» на факультете философии, отделение «Востоковедение», затем в Государственной академии славянской культуры на факультете философии. В 2012 году поступила на режиссерский факультет, актерская группа, Российского института театрального искусства (ГИТИС), мастерская Л. Е. Хейфеца, и в 2016 году окончила его. Дипломными работами Насти были «Малыш Немо в сонной стране», «Новая квартира», «Танцы на празднике урожая», «Стройбат» и «Мать» («Васса Железнова»). В сентябре 2016 года Анастасия Мишина была принята в труппу Театра им. Вл. Маяковского. Работу Анастасии можно увидеть там и в театре «Практика».

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ

Играет в спектаклях текущего репертуара

— Дон Жуан — Эльвира

— Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри (М. Ивашкявичюс) — Ольга, Каролина, Регина

— Обломов — Ольга Ильинская

— Блажь (А. Островский, П. Невежин) — Ольга

— Пигмалион (Б. Шоу) — Клара

Занята в эпизодах и массовых сценах в ряде других спектаклей («Женитьба» и «Мертвые души» Н. Гоголя)

СПРАВКА

Зоя Анатольевна Космодемьянская родилась 13 (или 8) сентября 1923 года в селе Осино-Гай Тамбовской губернии, жила и училась в Москве. Красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Еще при поступлении в разведывательно-диверсионную школу всех новобранцев предупредили, что 95 процентов из них будут убиты, а попавшие в плен будут подвергнуты мучительным пыткам.

Таким образом, все члены группы понимали смертельную опасность задания, на которое они шли, имея только несколько бутылок с зажигательной смесью и пистолеты с проблемами механики. Большая часть группы действительно погибла в перестрелках или от пыток, попав в плен.

Читайте также: Александр Гудков и Иван Дорн будут вести новый сезон «Орла и решки»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.