Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Владислав Овчинский: Строим высокотехнологичный город

Сюжет: 

Иннопром — 2023
Технологии
Руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский
Руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский / Фото: Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы

С 10 по 13 июля в Екатеринбурге пройдет 13-я международная промышленная выставка Иннопром — ведущее отраслевое мероприятие в РФ. Участие в нем по традиции примет Москва.

Главная тема мероприятия в этом году — «Устойчивое производство: стратегии обновления». О том, как в условиях современных вызовов развивается московская промышленность, «Вечерняя Москва» побеседовала с главой Департамента инвестиционной и промышленной политики столицы Владиславом Овчинским.

— Владислав Анатольевич, большим событием для промышленного сектора в этом году стало открытие индустриального парка «Руднево», который посещал президент России Владимир Путин. Расскажите, пожалуйста, что из себя представляет эта площадка и какие у нее перспективы?

— «Руднево» — один из самых современных в стране индустриальных парков. Он стал шестой площадкой особой экономической зоны «Технополис Москва» со всеми льготами и преференциями. «Руднево» создавалось, чтобы аккумулировать в одном месте значительный пул высокотехнологичных производств, где мы можем обеспечивать условия для коллаборации инженеров и научно-практических кадров, которые будут работать в одной отрасли и делать качественно новые для страны продукты. Как следствие, именно такие индустриальные парки приближают нас к достижению технологического суверенитета.

Что касается перспектив, то в прошлом году мы ввели в эксплуатацию 120 тысяч квадратных метров. Уже на построенных площадях разместились десятки предприятий. К 2025 году планируем построить порядка 800 тысяч квадратов производственных площадей. В будущем — построить высокотехнологичный город.

— Своего рода «Силиконовая долина»?

— Можно и так сказать. «Силиконовая долина» у всех на устах как яркий пример сосредоточения мозгов с упором на ИТ. Мы специализируемся на высокотехнологичных производствах — биомедицина, беспилотники, робототехника, приборостроение. Для нас это жизненно важные отрасли, и предприятий, представляющих эти направления, на территории города было критически мало.

— Но в Москве же есть уже промышленные комплексы — «Алабушево», «Печатники». Зачем нужно было создавать еще одну площадку?

— Высокотехнологичные рабочие места должны быть сосредоточены в разных точках города. Это удобно с точки зрения логистики и для тех, кто работает на конкретной площадке. «Руднево» имеет свою специализацию, которая серьезно отличается от «Алабушево» и «Печатников». «Руднево» — первый в стране федеральный центр беспилотных авиационных систем.

— То есть количество компаний с промышленным ОКВЭДом (ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) и в высокотехнологичных отраслях будет расти?

— Первое, о чем необходимо сказать, — существование предпосылок к росту. Москва — центр сосредоточения научных и инженерных кадров. Именно эти люди готовы создавать новое под началом той или иной организации. Есть все основания для того, чтобы мы получили взрывной рост количества компаний: наличие кадров, инфраструктура, которая опережающими темпами создается городом, транспортная доступность, а также инженерные коммуникации, необходимые для создания производств.

— Сегодня многие производственные объекты строятся силами города, а не собственников предприятий. Почему?

— Компании способны сами создавать и строить, некоторые это и делают. Но в последние пять лет у нас появилась задача не просто динамично развивать промышленность, но и наверстать все, что было упущено в 1990-е годы. Не просто догнать, а по многим отраслям и перегнать другие страны. Когда стоит задача запускать производства в рекордные сроки, то без совместных усилий бизнеса и государства невозможно достичь нужных результатов. Поэтому город берет на себя все административные процедуры, вопросы инвестирования опережающими темпами, чтобы производства быстрее запускались. Второй важный фактор — строительство. Промышленники не строители, поэтому им сложнее построить объект, чем городу, который имеет необходимые навыки и огромный опыт в этой области.

— Насколько высок сейчас интерес производственных компаний к таким готовым инфраструктурным площадкам?

— Мы видим, что заинтересованных инвестировать в промышленные производства стало критически много. И мы этому очень рады. Стране нужны новые индустриальные площадки. Высокие технологии всегда были интересны бизнесу, они дают наибольший прибавочный продукт. А еще эта отрасль дает возможность реализовывать самые невероятные задумки. Надо сказать, что и другие отрасли обрабатывающей промышленности сегодня тоже показывают хорошую динамику развития.

— Если говорить в целом, в Москве достаточно промышленной инфраструктуры или есть еще над чем работать?

— На мой взгляд, достаточно ее быть не может, потому что научный прогресс не стоит на месте. Постоянно есть стимул модернизировать и создавать новое. Еще 15–20 лет назад мы и подумать не могли о создании Федерального центра БАС, как в «Руднево», не говоря о запуске производства БПЛА в целом. Сегодня же беспилотники играют важную роль для страны в самых различных секторах.

— С февраля в столице при строительстве заводов действует так называемый зеленый коридор. В чем суть нововведения, и как оно помогает развивать промышленность?

— В городе ведется поступательная работа по цифровизации, снижению административных барьеров и упрощению административных процедур. Таким образом мы подготовили почву для того, чтобы еще больше снижать сроки определенных процедур, быстрее оказывать государственные услуги, требовать меньше документов.

«Зеленый коридор» — уникальный проект, в рамках которого срок выполнения административных процедур в рамках строительства промышленных объектов сократился вдвое. Это дает серьезный толчок опережающего инвестирования в промышленное производство, а также позволяет нам ускоренно строить, быстрее вводить в эксплуатацию и запускать новые производственные площадки.

— Не скажется ли это на качестве строительства?

— Обследования объектов и контроль никуда не делись. Все процедуры, которые так или иначе связаны с жизнью и здоровьем граждан, проводятся, но в более интенсивном режиме. Остается высоким показатель качества, который характерен для московских строек. Мы не готовы поступаться этим качеством.

Может ли продукция промпредприятий быть не только функциональной, качественной, но и привлекательной внешне? И как это влияет на продвижение продукции?

Вопрос маркетинга и продвижения товаров в современном мире один из ключевых. Я уже как-то приводил пример нашего шоколада. Считаю его самым вкусным, и со мной согласны многие зарубежные партнеры. Швейцарский шоколад активно реализуется во всем мире, а российский — пока только набирает популярность и завоевывает зарубежные рынки. Все дело в дизайне упаковки и грамотном маркетинге. Швейцарский шоколад выглядит дороже и упакован красивее, нежели наш, который при этом ничуть не уступает по качеству. В этом году мы приступили к реализации проекта «Промышленный дизайн в Москве». Думаю, это большое благо для предприятий: с развитием культуры промдизайна, помимо высоких стандартов качества, мы будем видеть еще и красивую упаковку, повысится и функциональность многих товаров. Ведь промдизайн — это не только эстетика, это комплексный подход к разработке продукта и совместный труд исследователей, конструкторов, дизайнеров и технологов.

— На ПМЭФ-2023 мэр Москвы Сергей Собянин подписал Меморандум о развитии промышленного дизайна в Москве с заместителем председателя правительства РФ, министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым и министром культуры РФ Ольгой Любимовой. Какое значение имеет этот документ?

— Мы получили хорошую поддержку от Минпромторга и Минкульта на старте проекта — коллеги активно продвигают идеологию промышленного дизайна в изделия, которые производят в стране. Уверен, проект масштабируется и на другие субъекты РФ. Мы в свою очередь будем и дальше продвигать промдизайн — в рамках проекта организовываем мастер-классы, лекции, выставку и конференцию. Также мы уже запустили соответствующее направление подготовки инженерного состава в «Московской технической школе».

— Ведется ли сотрудничество Москвы с другими регионами РФ в сфере промышленности?

— У нас есть годами наработанные методики и алгоритмы, которыми мы готовы делиться с регионами. И они в этом тоже заинтересованы, чтобы не изобретать велосипед, а идти по накатанной дороге, не совершая уже сделанные нами ошибки при реализации различных проектов. Сейчас ведем работы по заключению офсетных контрактов с субъектами РФ. Например, в этом году мы подписали с Самарской областью соглашение о намерении провести электронный конкурс по закупке перчаток. Также выстраивается взаимодействие в части беспилотной авиации. Кроме того, оказываем поддержку при создании научно-практических центров по беспилотникам в регионах, так как считаем, что без их участия федеральный проект не будет реализован в полной мере. Также на ПМЭФ-2023 мы подписали с Тверской областью соглашение по взаимодействию в сфере промышленного туризма. Казалось бы, это узкий профиль, но очень важный, поскольку популяризация промышленности, тем более инженерных специальностей, — одна из приоритетных задач, от которой напрямую зависит будущее индустрии.

— Как развиваются отношения Москвы с дружественными странами?

— Сегодня, ровно как и год назад, международная деятельность столичных компаний не останавливалась, изменились лишь партнеры, с которыми мы работаем. В прошлом году инструментарий поддержки бизнеса Москвы был адаптирован для увеличения экспорта в дружественные страны и запуска поставок в новые регионы. Так, специалисты центра «Моспром» в 2022 году организовали участие более 160 столичных предприятий в 15 бизнес-миссиях и восьми международных отраслевых выставках. Они прошли в странах Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, СНГ и Юго-Восточной Азии. Компании провели более 2,1 тысячи B2B-встреч с потенциальными зарубежными партнерами.

В 2023 году работа по продвижению столичной продукции на зарубежных рынках продолжается. Мы видим, что товары наших производителей пользуются популярностью — их отгрузка увеличивается. Это говорит о том, что вектор развития экспорта выбран верно.

— Какие инновации в промышленности сегодня применяют московские предприятия? Внедряются ли ИТ-технологии и насколько актуальна роботизация производств?

— Треть работающих в городе предприятий, которые выпускают в том числе продукты питания, одежду, обувь и другие товары, относится к высокотехнологичным. Безусловно, столичные промышленники и разрабатывают инновационные инструменты, и сами же ими пользуются. Например, предприятия пищевой промышленности активно используют роботизированную руку, которую выпускают на одном из столичных предприятий. Такая роборука, или, как ее называют на хлебобулочном комбинате «Черемушки» — «Ватрушкомат», в час производит более одной тысячи изделий. На московском предприятии «Айкрафт» с 2015 года линзы для очков изготавливает роботизированный комплекс, он позволяет ускорить процесс производства и снизить расход электроэнергии.

Кроме того, у нас есть бесплатный сервис «Банк технологий», где предприятия могут подобрать технологии, инструменты, ИТ-решения для развития или модернизации предприятия. Сегодня там доступно более 420 высокотехнологичных решений от отечественных разработчиков.

— Кадровый вопрос в промышленности по-прежнему стоит остро? Есть ли нехватка и где заводам искать квалифицированных сотрудников?

— Сегодня вопрос нехватки кадров по-прежнему находится во главе угла — в основном заводам не хватает специалистов по работе с новыми технологиями. Поэтому город к решению данной проблемы подошел комплексно. С 2021 года реализуем образовательный проект «Московская техническая школа», который призван повысить квалификацию столичных инженеров в работе с инновационными технологиями. Сегодня в рамках проекта в городе появились центры компетенций по 7 направлениям — «Робототехника и сенсорика», «Искусственный интеллект», «Аддитивные технологии», «Микроэлектроника и фотоника», «Промышленный дизайн» и «Технологии связи». Сотрудникам доступно более 60 образовательных курсов, которые помогут им работать на высокотехнологичных столичных производствах. За время своего существования школе удалось подготовить свыше тысячи специалистов редких специальностей.

Кроме того, в 2019 году был запущен проект «Открой#Моспром», который знакомит жителей и гостей столицы с работой столичных фабрик и заводов. Одна из основных задач проекта как раз и заключается в том, чтобы помочь молодому поколению определиться с выбором профессии, места работы, привлечь их в современную Москву промышленную.

Сегодня проект объединяет уже 10 различных форматов — это очные и онлайн-экскурсии по предприятиям, лекции, мастер-классы, интеллектуальные игры, фотовыставки и другие. Цель таких мероприятий также рассказать и показать гостям, как устроено современное промышленное предприятие, какое место оно занимает в городской экосистеме.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • Инвестиции в основной капитал столицы с 2011 года выросли в 6,9 раза, а их общая сумма за 11 лет превысила 30 триллионов рублей. Благодаря росту вложений расширяется деятельность компаний и предприятий, появляются новые, в том числе высокотехнологичные, рабочие места, повышается уровень зарплат и, соответственно, доходов населения.
  • В новом индустриальном парке «Руднево» возведены 18 производственных корпусов, включая опытное производство и КБ. При строительстве были применены отечественные стройматериалы и самые современные технологии. Это позволило сократить сроки строительства на 35–50 процентов, а стоимость работ — на 10–15 процентов.
  • За первые три месяца текущего года компании-резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) «Технополис Москва» выпустили в 3,5 раза больше высокотехнологичной продукции, чем за такой же период прошлого года. Объемы производства составили 17,3 миллиарда рублей.
  • Городской образовательный проект «Московская техническая школа» будет развивать направление «Беспилотный транспорт» совместно с компаниями и вузами. Разработкой курсов займутся специалисты из Национального исследовательского технологического университета «МИСИС», Московского технического университета связи и информатики, Московского физикотехнического института, Московского авиационного института, Государственного научно-исследовательского института авиационных систем и других. Кроме того, в проекте примут участие эксперты столичных предприятий.
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.