Памяти Виталия Воловича — легендарного исследователя, медика, ученого
Великие имена Русанова, Седова, Пири, четверки советских полярников (И. Папанин, Е. Федоров, П. Ширшов, Э. Кренкель), трагедии и подвиги, эпопеи дирижабля «Италия», кораблей «Красин», «Челюскин», победы и драмы Р. Амундсена, О. Шмидта со товарищи и генерала Нобиле… Поиск, жажда открытий, приключения... В середине прошлого века наши соотечественники совершили первый в мире парашютный прыжок на Северный полюс.
Виталия Воловича, молодого военврача 351 десантного полка, участвовавшего в Великой Отечественной войне, отобрали для проведения высокоширотной и тогда засекреченной акции.
- До сих пор помню стертые ступени Главсевморпути, по которым поднимались прославленные Шмидт, Водопьянов, - рассказывал мне Волович. – Сказано было: все секретно. Но только спустя полвека я понял: ведь наш ледовый аэродром был единственным на 20 миллионов квадратных километров. Даже американцы о том не знали.
Тогда, в разгар холодной войны, Арктика оказывалась стратегическим форпостом. Разведка, ориентирование, раннее оповещение, наблюдение за подводными лодками, связь с Центром - все факторы «применения» Крайнего Севера изучались с помощью ледовых посадок на неподготовленные льдины. В случае же аварийных ситуаций 25-летний Волович с его опытом семи десятков прыжков с парашютом оказывался единственным врачом на огромной площади.
…Это произошло 9 мая 1949 года, в годовщину Дня Победы, тогда ещё не отмечавшегося всенародно. Задание было правительственным, задача – «застолбить» для истории новую победу советских исследователей Севера.
Прыгали из самолета вдвоем в громоздких сверх утепленных одеждах, поскольку рассчитывать на скорое возвращение не приходилось. К тому же прыжок был экспериментальным: опробовалась возможность таких экстремальных действий в случае болезни полярника, необходимости оперативного медицинского вмешательства. И если Андрей Медведев был, можно сказать, профессиональным парашютистом, то Виталий Волович – военврачом-десантником, участвовал в учениях и применял знания, полученные в Военно-медицинской академии им.С.М.Кирова. В качестве «пристрелки» к новым задачам он участвовал в высокоширотных воздушных экспедициях «Север-4» И «Север-5».
Оба парашютиста опустились точно в выбранную точку, установили флаг СССР. Потом их забрал севший неподалеку на льдину Ли-2. Рекордсмены-испытатели были удостоены орденов Боевого Красного Знамени.
Кстати, спустя год Виталий Георгиевич Волович выполнял врачебные функции уже на дрейфующей станции «Северный полюс-2», причем в условиях полярной ночи. Через пять лет новая полярная командировка – на льдину-лагерь «СП-3».
Еще одной – и не менее знаменитой - страницей в биографии В.Г.Воловича стала работа в НИИ авиационной медицины, решение задач выживания летчиков после аварийных ситуаций. Позже эта деятельность привела его к опеке и обследованиям первых кандидатов в космонавты. Именно Волович первым приземлялся в местах, где отдельно от «шарика» опускались на парашютах первые шесть космонавтов. Именно он первым проверил пульс и обследовал состояние Юрия Гагарина во время перелета с места приземления под Саратовом.
Все стены его «приемной» в квартире увешаны африканскими масками, пиками и ножами с Антильских островов и из Полинезии, а коридор состоит из полок с книгами. Он сам – автор фактически учебников о том, как спасти себя в пустыне и на льдине, в самых неблагоприятных условиях. Во множестве экспедиций в разные районы планеты военврач и ученый отрабатывал методики и программы сохранения жизни человека в экстремальных условиях, заложил основы нового направления науки - медицины выживания.
…В конце августа 2013 года кавалер орденов Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны, трех орденов Красной Звезды, других боевых и трудовых наград, профессор В.Г.Волович отметил свое 90-летие.
Легендарный доктор с Сущевского вала спас много жизней и отдал свою на благо человека на земле и в космосе.
Низкий поклон…