Борис Петров. К 100-летию обыкновенного гения
«Виной» ли тому распространенная фамилия и куча практически полных тезок; или более наглядное жизнеописание Главных конструкторов и нелицеприятный факт – очень многие ученые, работавшие в этой области, кроме, пожалуй, М. В. Келдыша, оставались в тени… Или все дело в собственной щепетильности, скромности? А ведь именно он стал великим управленцем внеземных рукотворных систем, создателем многовекторных теорий, вице-президентом...
СПРАВКА "ВМ"
Борис Николаевич Петров – Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, действительный член Академии наук СССР, Вице-президент АН СССР, действительный член Международной Академии астронавтики, член ряда зарубежных Академий наук, Доктор технических наук, ведущий научный сотрудник, Директор Института автоматики и телемеханики Академии наук СССР, Председатель Совета по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства «Интеркосмос», профессор и руководитель кафедры «Системы автоматического управления летательными аппаратами» Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе, ученый в области автоматического управления.
Родился Борис Петров в Смоленске 11 марта, за год до Первой мировой войны. Мама - врач, в разгар эпидемии тифа вылечив многих, смертельно заразилась сама; подростком (в 15 лет он потерял и отца) занимались тетки. Выходца из «непролетарской» семьи в вуз не приняли; поступил в фабзавуч, стал токарем. Упорство и жажда знаний привели парня в энергетический институт, который и закончил с отличием.
Академики (!) рекомендовали его к работе в новой области – в области телемеханики и автоматики, а кандидатскую диссертацию засчитали как докторскую – по выдающейся новизне и качеству исследования. Разливку стали он сделал автоматизированной, таким же в войну сделал и процесс браковки снарядных гильз. В 34 года Борис Петров был назначен директором Института проблем управления АН СССР, с которым связал жизнь. В 40 лет стал членкором, в 47 – академиком. Создал кафедру «Системы автоматического управления летательными аппаратами» в МАИ. Уже по названию можно понять, сколь глубокими и актуальными становились идеи Петрова и их применение…
Его именем названы принцип двухканальности, методы интегрирования дифференциальных уравнений, он развил теорию инвариантности, возглавил работы по беспоисковым самонастраивающимся системам, теории чувствительности, методам адаптивности, автоматического управления сложными объектами, работы терминальных систем в изделиях. Именно Борис Петров ввел в кибернетику такие принципы, как самоорганизация, адаптация и активный поиск. Машинный перевод и игру ЭВМ в шахматы (помните успехи «Каиссы»?) он считал пусть и недостаточно подготовленными в то время, но значимыми этапами создания искусственного интеллекта, моделирования диалоговых систем для управления, обработки информации.
Во что же академик превращал общие теории, методы? Достаточно упомянуть теорию автоматического управления подвижными объектами.
– Работы в этой области ввели его в круг творцов практической космонавтики, – подчеркивает профессор В. Ю. Рутковский.
В 50-е годы (обратите на дату особое внимание!) – он «дебютировал» с работами по имитационному моделированию управления двигателями знаменитой ракеты Р-7, всех последующих носителей – мирных и боевых. Одного этого достаточно, чтобы считать, что заслуги его перед лицом нашей науки бесценны. А его идеология управления расходованием топлива привела к концепции опорожнения ракетных баков, актуальной и поныне.
Имя Бориса Петрова значится среди пионеров космонавтики – как теоретика систем управления спутников, пилотируемых «Восходов», «Союзов», «лунников» и межпланетных автоматов. В Совете «Интеркосмос» он координировал сотрудничество соцстран, программу «Союз–Аполлон». Параллельно нес огромную ответственность за усилия ученых Академии наук в области автоматики, кибернетики, механики... По словам Александра Курдюкова из ИПУ РАН, академик был прекрасно информирован о том, какие команды и где работают над требуемой тематикой – и для большого дела всегда выбирал лучшие.
…Пять орденов Ленина, звания Героя соцтруда, лауреата Ленинской и Госпремий, множество зарубежных наград и званий. И при этом, по словам его соседки Людмилы Янгель, Борис Петров оставался исключительно скромным, даже застенчивым, непритязательным в быту, очень тактичным – ну просто образец рыцаря – человеком. Его наследство – более 200 книг, брошюр и статей на самые актуальные научные темы.
Академику было присуще очень нечасто встречающееся качество ученого и руководителя, по мнению Рутковского и Курдюкова: «Он никогда не тянул одеяло успехов на себя, выдвигал других на первый план». Многим помог в работе, получении жилья, наградах. Ученики, наследники в науке, помнят, что Петров по сути спас институт в начале 1950-х годов.
Борис Петров очень любил свою семью, и даже когда оказался в больничной палате, не терял оптимизма…
Вице-президент АН СССР не дожил до 70 лет.
11 марта на Новодевичьем кладбище соратники и ученики поклонятся выдающемуся ученому и организатору, а затем в Институте проблем управления РАН отметят его 100-летие, презентуют книгу воспоминаний о Главном теоретике систем управления.
КСТАТИ
Имя академика Бориса Николаевича Петрова присвоено площади в Москве, его носит улица в Смоленске, научно-исследовательское судно и одна из аудиторий Московского авиационного института.