Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Эпоха Старбакс и Макдональдс

Эпоха Старбакс и Макдональдс

Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

Космонавт-испытатель Сергей Кричевский: Ракетный этап космической деятельности подходит к концу

Сюжет: 

День космонавтики-2013
Технологии
Космонавт-испытатель Сергей Кричевский: Ракетный этап космической деятельности подходит к концу
Космонавт-испытатель Сергей Кричевский. / Фото: Ксения Кричевская

Долгие годы эта проблема в кругах официальной космической биологии и медицины замалчивалась или отрицалась, и лишь недавно, после того, как в Институте медико-биологических проблем РАН признали, что проблема все-таки существует и требует самого тщательного исследования, он посчитал, что передал бразды правления в руки профессионалов и может, наконец, заняться чем-то более близким по специальности. Главной темой Сергея Кричевского, кандидата технических и доктора философских наук в последние годы стала космическая экология, что, по его мнению, должно стать важнейшей составляющей покорения космического пространства, о котором человечество мечтает долгие годы.

- Сергей, как получилось, что основной вашей темой сегодня стала экология?

- В конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века я готовился к длительному космическому полету и в связи с этим занимался вопросами эксплуатации станции «Мир». Однако вскоре встал вопрос об ее уничтожении. В 1999-2001 гг. я опубликовал ряд работ, предложив проект, минимизирующий риск экологических и других негативных последствий этой акции, а в 2001-2002 гг., когда изменить что-то было уже нельзя, выполнил анализ экологической истории пилотируемого комплекса. Нельзя переоценить научно-технического значения выполненных «Миром» задач. Однако экологические последствия эксплуатации, а затем ликвидации станции оказались не менее впечатляющими. И дело не только в этой станции: вся аэрокосмическая деятельность человечества представляет собой сегодня всё возрастающую экологическую опасность для биосферы нашей планеты. А теперь уже не только нашей. Однако данный вопрос мало кого занимает.

- Неужели? Казалось бы, экология стала лейтмотивом нашей жизни, и курсы по этой дисциплине вводятся чуть ли не во всех учебных заведениях страны…

- А на деле экологические проблемы нарастают намного быстрее, чем мы осознаем их и решаем. История со станцией «Мир» - пожалуй, самая яркая тому иллюстрация. Всего по этой программе с космодрома Байконур с 1986 по 2001 год было запущено 102 ракеты-носителя, и на завершающем этапе масса станции составляла около 140 т, из них примерно 14 т — ценное научное оборудование. Конструкция состояла из шести состыкованных модулей массой до 20 т каждый и других элементов. Общая стартовая масса всех полезных нагрузок по программе «Мира» составила около 40 тыс. тонн: одни только ракеты-носители «Протон» по 700 тонн каждая чего стоят! Причем полезный груз, включая саму станцию, корабли, экипажи, расходные материалы составили всего 2%, остальные 98% - отходы, из них 90% — ракетное топливо и 8% — масса отработавших ступеней носителей, упавших преимущественно на сушу. Первые ступени обрушивались в основном в Карагандинской области (Казахстан), а вторые — на Алтае (Россия). Надо ли говорить, в какую свалку космического мусора превратились эти некогда экологически чистые края! А неиспользованные жидкие остатки топлива (в том числе, сверхтоксичные компоненты топлива ракетоносителей «Протон») загрязняли еще и атмосферу Земли. При этом возникали и другие мощные неблагоприятные воздействия на людей и природную среду - акустические, электромагнитные и т.д. В результате реализации проекта на полном жизненном цикле, включая общее потребление всех ресурсов для производства и эксплуатации техники, суммарный объем загрязнений превысил 4 млн. тонн. Эта чудовищная цифра отражает не широкомасштабное негативное воздействие на природную среду и здоровье людей - специалистов, работающих с техникой, населения, живущего вблизи предприятий, космодромов, в районах падения и на прилегающих территориях.

- Может быть, вы сгущаете краски?

- Ничуть. В гермоотсеках станции образовывались огромное количество отходов жизнедеятельности и работы экипажа: за полгода полета двух человек возникала свалка разнообразного мусора массой в 1 т и объемом в несколько кубических метров. За год накапливалось более двух тонн отходов, а за 15 лет работы станции их общий объем составил более 30 т. До 1995 г. всё это погружали в контейнеры и отстреливали за борт, что было небезопасно для космических объектов, в том числе для самой станции. Затем мусор начали увозить пустыми «грузовиками» и «Шаттлами». Но куда увозить? Ясное дело, на Землю. Кроме того, вокруг станции образовалась загрязненная внешняя атмосфера из продуктов работы двигателей, топлива, различных примесей и предметов, появившихся в результате работы космонавтов в открытом космосе. Эти загрязнения простирались на десятки метров вокруг станции и мешали проведению исследований с применением бортовой оптической аппаратуры.

- Насколько мне известно, все транспортные корабли «Союз» благополучно возвращались на Землю.

- Об этом писали в официальных отчетах. Но при этом не уточнялось, что только их спускаемые аппараты с небольшим грузом (по 50 кг) и экипажами благополучно приземлились. А топливо и другие отсеки сгорали в атмосфере, оставляя шлейфы загрязнений. Все тяжелые грузовые корабли «Прогресс» на 80-90% сгорали в атмосфере, а большинство несгоревших фрагментов упали в Океан. 96 кораблей дали более 600 т отходов. Из них около 440 т сгорело в атмосфере, 60 т упали в Океан. Кстати, мало кто знает, что в 1994 году в ходе полета «Мира» имели место два чрезвычайно опасных инцидента: столкновение транспортного корабля «Союз-17ТМ» с ОК и отказ энергосистемы ОК. Поток отказов, инцидентов нарастает и в процессе деятельности МКС. Это свойственно современной аэрокосмической деятельности в целом. Используемая техника сложна и несовершенна, и цель далеко не всегда оправдывает средства.

- Однако, как мы знаем, в результате ликвидации ОК «Мир» жертв и разрушений на Земле не было.

- Повезло, но реальный риск существовал не только для России, но и еще для 80 стран, над которыми проходила траектория полета «Мира». То, что в результате в атмосфере Земли сгорела и рассеялась в виде многокилометрового шлейфа токсичных загрязнений масса более 115 т., не известно широкой общественности. Несгоревшие в атмосфере обломки станции роем из более чем 1500 раскаленных частиц массой в 25 тонн упали в южной части Тихого океана восточнее Новой Зеландии. В результате мы потеряли 1.5-3 млрд. долларов - по оценкам, такой была остаточная стоимость станции «Мир». Был упущен шанс использования ценного научного оборудования и других элементов конструкции на МКС, которая действует на орбите с 1998 года. При этом затраты СССР и России на станцию «Мир» по официальным расценкам составили около 4 млрд. долларов. Думаю, эти данные занижены в два-три раза. Общий суммарный налет космонавтов на станции составил около 30 человеко-лет. Один год жизни человека в космосе обошелся в 130 млн. долларов – это 400 тыс. долларов в сутки. Таких дорогих отелей на Земле нет. В среднем это в тысячи раз дороже, чем требуется для жизнеобеспечения человека на Земле. Очевидно, что при таких расходах и существующей технике массовое расселение людей в космосе невозможно.

- Какие уроки, по-вашему, надо из всего этого извлечь?

- Главный урок – надо прекратить тупиковое развитие космонавтики, когда создаются крупные объекты, которые затем превращаются в мусор, сжигаются в атмосфере и тонут в Океане, загрязняя Землю. Давно пора понять, что это самоубийственная практика. Космические объекты, материалы, энергию и средства, потраченные на создание и выведение их на орбиту, надо использовать для самих космических полетов. Будет двойная выгода: экологическая и экономическая. Но для этого необходима адекватная экологическая политика в сфере космической деятельности, а не тупая коммерциализация, которая осуществляется с грубым нарушением экологического законодательства в России, США и во всех других космических державах. Пока проблема так и осталась нерешенной. Между тем это необходимо сделать в связи с функционированием МКС. Ее параметры близки к параметрам станции «Мир». Близится момент ликвидации МКС. Но этот этап не рассматривается в проектной документации и соответствующих планах. Космическая деятельность на сегодня антиэкологична. Я считаю, что необходимо ввести международный мораторий на сжигание в атмосфере Земли и затопление в Мировом океане крупных космических объектов и их фрагментов, разработать и ввести в действие законодательные акты для внедрения эколого-безопасных технологий на полном жизненном цикле существования крупных космических объектов. Уверен: это даст новый мощный импульс развитию космонавтики. А если этого не произойдет, неизбежен технологический, экономический, экологический и социальный тупик на космическом пути.

- Возникает вопрос: если полеты в космос так опасны, так ли они нужны?

- Мы не хотим вечно оставаться в своей колыбели, как образно называл Землю К. Э. Циолковский, но всерьез осваивать космическое пространство еще не готовы. Человечество существенно продвинулось к осознанию важности освоения внеземных природных ресурсов для их разработки и использования в научных, экономических и военных целях, но при этом не сделало и двух шагов в другом, не менее важном направлении – выработки экологической ответственности за сохранение природы Космоса. Сегодня многие говорят об охране природы Земли, хотя уже актуален вопрос о защите дикой природы Луны, Марса, Венеры, других космических объектов, куда человечество все увереннее распространяет свое влияние. Назрела необходимость не только осваивать космос, но и охранять, защищать его дикую природу, даже создавать космические заповедники. Иначе мы превратим в гигантскую помойку не только родную планету, но и всю Солнечную систему.

- Много лет вы чуть ли не в одиночку занимались проблемой возможной опасности пребывания человека вне Земли. Что сейчас по этому поводу говорят ученые?

- Сегодня можно считать доказанным: комплексное воздействие неблагоприятных факторов космических полетов (особенно длительных) в ряде случаев приводит к отклонениям в состоянии здоровья как во время полета, так и по возвращении на Землю. Это информация, которой не принято делиться с широкой общественностью, однако медикам и биологам очевидно, что существует повышенный риск отдаленных неблагоприятных последствий для здоровья и жизни космонавтов, а также членов их семей. Это могут быть, например, отклонения в работе мозга, генетические изменения. Мы хотим жить и работать в космосе, оставаясь нормальными людьми, но может произойти, как в фантастическом фильме-катастрофе – появление существ-мутантов, которые таковыми уже не являются и чего от них ждать, неизвестно. Все эти вопросы отнюдь не плод богатой моей фантазии, но специалистами они изучены не в полной мере.

- Мы так привыкли, что в космосе все время маячат улыбающиеся люди в униформе, что даже не задаем себе этот вопрос – зачем нам вообще нужна космическая деятельность?

- А задавать его надо. Еще К. Э Циолковский считал, что цели космонавтики общественно значимы – это благо людей, спасение от возможных опасностей, катастроф, голода, излечение болезней… Однако реализовать все эти цели можно только при разумной общественной организации человечества. Современное состояние общества от этого очень далеко. И дело не только в кризисе мировоззрения. С научной точки зрения космическая ракета – это огромный «паровоз» с КПД всего 1-3%, остальная же часть стартовой массы превращается в отходы, продолжая создавать проблемы для окружающей среды. Безальтернативный, чисто ракетный этап в развитии космической деятельности подходит к концу. А что придет ему на смену, зависит от нас. Надеюсь, совершенно новые технологии, которые изменят к лучшему экологическую ситуацию и перевернут наше мировоззрение. Выдающийся мыслитель 20 века английский историк А. Тойнби полагал, что «даже самый крупный успех в космосе будет бессмысленным, если достичь его за счет принесения в жертву благосостояния жителей нашей планеты». И я с такой оценкой совершенно согласен.

Подкасты