Хождения по «МУКам»: как весело получить диплом бакалавра
Также в проекте участвует и Санкт-Петербургский государственный университет. Одновременно партнерами Coursera стали еще 10 вузов из 10 стран мира. И это символично: ведь по планам правительства одной из главных статей расходов образовательного бюджета РФ станет образование через Интернет.
Образование через Интернет, или дистанционное образование, появилось еще 20 лет назад, но популярным стало сравнительно недавно. Его популярность объясняется достаточно просто. Во-первых, стоимость дистанционного образования, как правило, меньше, чем самого недорогого — заочного. Во-вторых, оно удобное. Прослушать лекцию можно из дома, сэкономив 2–3 лишних часа, которые обычно занимает дорога на работу, и потратив его, например, на хозяйственные дела. А можно вообще учиться, скажем, в российском МГУ, пережидая при этом зиму в солнечном Таиланде или на стажировке в США. Получается, стать дипломированным специалистом можно фактически без отрыва от производства, что хорошо вписывается в концепцию нашего вечно спешащего мира. В-третьих, дистанционное образование дает возможность обучаться у лучших в мире преподавателей: основы экономики студенту может читать, скажем, профессор из Гарварда, а теорию искусств — искусствовед из Оксфорда.
Кстати, последняя возможность появилась благодаря MOOC* — платформе, которая совершила революцию на мировом рынке образовательных услуг, создав не только реальную альтернативу традиционной системе высшего образования, но и поставив под угрозу весь мировой рынок образовательных услуг.
Прорыв: из магистра в кандидаты наук
Для того чтобы понять феномен MOOC, нужно всего лишь вспомнить, каким было дистанционное образование еще несколько лет назад, когда все онлайн-курсы копировали традиционные университетские лекции. Небольшое число участников семинара выходило в Сеть вместе с преподавателем, который в режиме реального времени проводил занятия. Взамен слушатели получали сертификат о прохождении курса. Такая система успешно действовала во многих мировых университетах, в которых за небольшую плату можно было таким образом отучиться на любом понравившемся курсе, а то и за несколько лет, получить степень бакалавра или магистра.
По большому счету такой формат воспроизводил традиционную университетскую модель обучения с одной только разницей, что перед началом занятия лектору нельзя было пожать руку. Все изменилось в 2009 году, когда возникла система, предлагающая, во-первых, бесплатное образование для всех, а во-вторых, новый формат этого самого бесплатного образования. Основой большинства MOOC являются видеолекции, которые ведут один или несколько лекторов. Их преподавание отличается от привычной для нас коммуникационной модели.
Преподаватель MOOC больше напоминает рассказчика, чем лектора, который диктует под запись многотомные конспекты. Его роль — продюсерская: заинтересовать, а затем — раздать нужные «адреса» и «ключики». Понятно, что в этом случае сами лекции являются лишь частью курса.
«Фишкой» MOOC стали специальные технологические приемы, позволяющие правильно структурировать полученные знания: лекции дополнены яркой инфографикой, анимационными перебивками, ссылками на другие видео и тестами, помогающими закрепить просмотренный материал. К каждой лекции прилагаются дополнительные материалы — статьи, фильмы, книги и т.д. — которые студент должен прочесть и проработать самостоятельно. Кроме того, каждую лекцию можно обсудить с «одногруппниками» в форуме, прилагающемуся к странице с заданиями.
Идеология MOOC распространяется как вирус: сегодня все крупнейшие университеты мира создают собственные платформы MOOC, самые известные из которых — Coursera, edX, Udacity. А вузы, присоединившиеся к этим платформам, начинают работу по унификации сертификата, предполагающей, что сертификат этих дистанционных курсов должен являться для студентов аналогом соответствующего офлайн-курса в любом из университетов, входящих в систему.
MOOC как вестник апокалипсиса
…И внезапно российские вузы осознали, что лавина, грозящая погрести под собой все российское образование, если пока еще и не успела накрыть их окончательно, то болезненный удар от ее первого кома они уже получили.
Этим комом стал простой вопрос: какое образование предпочтет российский студент — Гарвард или МФТИ, если стоить оно будет одинаково? По мнению директора международного направления Begin Group Аллы Жаворонковой, ответ на него очевиден. По ее словам, в России с каждым годом наблюдается стабильный рост числа уезжающих учиться за рубеж. А с появлением дистанционного образования студенты, которые не могут себе позволить уехать учиться там, учатся здесь. Только у западных профессоров.
Американские образовательные онлайн-платформы грозят лишить крупнейшие российские вузы лучших студентов, а положение наших университетов в международных рейтингах продолжит падать, учитывая, что большая часть студентов американских и европейских университетов станет доступными удаленно.
Возникающая проблема оттока доходов в отрасли образования, парализующая по сути саму отрасль, захватывает еще и кадровый вопрос: специалисты, получившие образование на чужбине, в большинстве случаев там и остаются.
Университеты уходят в онлайн
Решать внезапно возникшую проблему Министерство образования и науки РФ собирается путем выбивания клин клином: если пока еще мы не можем предложить всему миру, что-то круче, чем MOOC, — значит, присоединимся к ним и задавим массой. И первым шагом на этом пути было присоединение трех ведущих российских вузов к платформе Coursera.
Принципиальным моментом в этом союзе стали предложенные одним из пионеров дистанционной идеологии НИУ ВШЭ собственные курсы, записанные на русском языке.
По мнению чиновников из Министерства образования, это даст возможность популяризировать и наше образование в мире. Профессора с ними согласны. По словам проректора ВШЭ Сергея Рощина, «сейчас появились технические возможности, позволяющие переводить курсы на другие языки, поэтому потенциальных студентов языковые проблемы не должны оттолкнуть»:
— ВШЭ еще в мае приняла решение учитывать сертификат за прослушанный курс на Coursera вместо аналогичного курса послушанного в стенах нашей аудитории, — сказал Сергей Рощин. — Мы готовы засчитывать студентам эти дисциплины вместо тех, что они прослушали у нас. Теперь мы надеемся, что студенты начнут их слушать. Я знаю, что такие решения принял и ряд американских университетов.
Начнутся курсы ВШЭ уже весной. Вообще по мнению Сергея Рощина, если бы лавины не случилось, ее нужно было бы придумать: возникшая проблема сможет вытолкнуть российское образование из кризиса путей развития. И спасательным кругом здесь будет как раз дистанционное образование.
— Это — новый вызов, — заявил он. — Дистанционное образование выводит образовательный рынок на глобальный уровень конкуренции.
У студентов появляется возможность прослушать хорошо сделанный качественный курс у преподавателей не только своего города и страны, а по сути у преподавателей со всего мира.
А во-вторых, развитие дистанционного образование заставит задуматься университеты о собственном спасении. Ведь преподавателям в аудитории теперь нужно будет соревноваться с лучшими преподавателями со всего мира. А это должно стимулировать качество образования. Потому что если у студентов будет возможность выбирать, то они, конечно, выберут то, что лучше. Поэтому профессорам-теоретикам придется доказывать, что их живые лекции в аудитории лучше интернет-версии, предоставляющей множество дополнительных удобств. А это, безусловно, прорыв к качественному образованию.
Зачем нам все эти «МУКи»?
Но в ожидании прорыва нам, вероятно, все-таки придется несколько раз наступить на грабли, потому как цель вроде видна, но путей к ней несколько. Первый путь — длинная, но более или менее протоптанная дорога, заключается в конкуренции за внимание студентов на MOOC в надежде на то, что когда-нибудь сертификаты за прохождение курса заменят полноценные международные дипломы.
А второй — короткий, но очень тернистый путь, — унифицировать систему собственного дистанционного образования и выдавать дипломы тем ученикам, которые ни разу в жизни не появились в стенах аудитории. Это позволит относительно быстро решить проблему оттока студентов. Им будет предложено получать «удобное» образование за «удобные» деньги, но в России. Первые привлекательные предложения на этом пути уже появились: ряд российских вузов уже ввел в своих учебных планах пункт «дистанционное образование» наряду с очной, очно-заочной и заочной формой обучения.
Как рассказали мне в деканате МГИУ, у них дистанционно можно отучиться на бакалавра практически по любой специальности, кроме сварки.
— Но это вам, скорее всего, не нужно, — попыталась меня убедить секретарь приемной комиссии Анна Буркова.
Получается, что за четыре с половиной года, вообще не появляясь в стенах вуза, можно получить диплом специалиста, в котором будет написано, что «форма обучения — заочная с использованием дистанционных технологий».
— А работодателя не смутит эта приписка про дистанционные технологии? — Нет, конечно, — смеется Анна. — Сейчас 80 процентов такие дипломы имеют! Но проректор ВШЭ Сергей Рощин довольно сдержанно относится к подобным предложениям: — Тут весь вопрос в качестве.
Пока подтверждений тому, что это делается на высоком уровне, у нас, увы, нет.
Что касается работодателей, то, по словам руководителя отдела кадров Rabota.ru Ольги Калининой, для них ни сейчас, ни в ближайшем будущем не будет иметь значения, как именно получено образование: онлайн- или офлайн-способом: — В первую очередь кандидат оценивается по его навыкам и умению, а это можно определить только при личном общении, — считает она. — Кроме того, многие кандидаты получают дополнительное образование, но отмечу, что пока еще не очень часто встречаются кандидаты с дипломами дистанционного обучения.
Хотя, как считает Ольга, скоро ситуация изменится, поскольку дистанционное обучение набирает обороты и работодатели вообще не будут обращать на способ, с помощью которого получен диплом.
Итоги, которых нет
Неизвестно, что в итоге окажется популярней среди российских студентов: присоединение к международной образовательной системе или игра на своем поле со своими картами (читай: дистанционная учеба на территории РФ и получение полноценных дипломов, которые, правда, будут котироваться только здесь).
Вероятно, это будет ясно спустя несколько лет, когда можно будет подвести уже какие-то промежуточные итоги и присоединения к MOOC и трудоустройству с дистанционными дипломами.
А пока для того, чтобы ускорить процесс реорганизации, Минобрнауки предложило перевести пятую часть вузовских курсов в онлайн. Об этом заявил заместитель министра образования и науки Александр Климов. Замминистра добавил, что ведомство уже утвердило программу развития электронного дистанционного образования. И для того, чтобы процесс пошел быстрее, на программу дистанционного образования в 2013–2018 годах министерство планирует потратить 5 миллиардов рублей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Рощин, проректор ВШЭ:
— Рынок подобных образовательных программ будет активно развиваться и, соответственно, подхлестывать университеты для того, чтобы улучшить качество образования. Соответственно, дистанционное образование будет способствовать тому, что рынок образования станет более глобальным в плане услуг, а из университетов останутся самые конкурентоспособные.
Мы хотим представить наши образовательные продукты на этом глобальном рынке.
Ведь университет — это интеллектуальная корпорация, которая занимается в том числе распространением знаний.
Высшая школа экономики сознательно начинает не с англоязычных, а с русскоязычных курсов. Мы не гонимся за количеством. То, как работает Coursera, показывает, что важно не сколько количество записавшихся, сколько количество дошедших до конца и сдавших все экзамены.
КСТАТИ
Внутренняя структура курса похожа на социальную сеть.
При регистрации на курс автоматически создается профиль, к которому привязываются оценки, история посещения курсов и любая другая информация о студенте, которую он укажет.
Таким образом, MOOC удалось изменить отношение к дистанционному образованию, превратив скучные видеозаписи в онлайн-игру. Можно представить, что через какое-то время техника смены ученой степени с магистра до, скажем, кандидата наук будет напоминать превращение эльфа пятого уровня в мага или орка в известных RPG-играх.
Продолжительность у разных МООС обычно от четырех недель, есть курсы с фиксированным расписанием, а есть со свободным.
Кроме того, система МООС объединила ведущие университеты мира, такие как Стэнфорд, МТИ, Гарвард, Калифорнийский технологический университет, Университет Амстердама и многих других. Поэтому учиться можно у любого понравившегося преподавателя из любой страны.
СПРАВКА
Систему MOOC пытаются внедрить и в школьное образование.
Так, выпускник MIT и Гарварда Салман Хан предлагает взять на вооружение модель «перевернутого класса», в котором ученики все положенные по школьной программе лекции проходят дома, а в школе отрабатывают материал, делая практические задания и лабораторные работы в классе вместе с учителем. Салман Хан считает, что это позволит школьникам более осознанно учиться, анализируя материал, а не просто заучивая тезисы.
Бесплатные российские сайты для дистанционного обучения
■ Викиверситет Проект Фонда Викимедиа, который посвящен применению вики-технологий в электронном образовании, центр для создания и использования бесплатных учебных материалов и научной деятельности.
■ www.tvkultura.ru Познавательный проект «Академия», стартовавший в 2010 году на одном из российских телеканалов. В его рамках именитые русские ученые читают научно-популярные лекции для всех желающих, а их видео записи выкладываются в Интернете. Всего более 260 лекций от 100 лекторов по археологии, генетике, искусству и т.д.
■ Univertv.ru Образовательный видеопортал, на котором собрано множество открытых учебных видеороликов самой различной тематики.
■ Lektorium.TV Интернет-библиотека лекций ведущих вузов России, учреждений, работающих в сфере просвещения (например, музеев), а также просто приглашенных специалистов.
■ Businesslearning.ru Система бесплатного дистанционного обучения для малого и среднего предпринимательства.
■ uroki-online.com Интересный сайт «обо всем».
Бесплатные видеоуроки и семинары.
■ yburlan.ru Бесплатные лекции и тренинги по психологии. Несколько сотен лекций от известных психологов.
АВТОР МАТЕРИАЛА
Виктория Филатова, корреспондент отдела спецвыпусков «ВМ» — всегда готова получать новые знания, в том числе и дистанционно.